И снова сайгаки. По следам экспедиции Института степи в северный Прикаспий

26.07.2022

Спустя почти три месяца после весенней миграции сайгаков в Саратовскую область, с 17 по 24 июля 2022 г. состоялась совместная с казахстанскими коллегами экспедиция к летним местам обитания сайгака волго-уральской популяции в Западно-Казахстанской области. Основной целью экспедиции было изучение крупнейшей популяции сайгака в наиболее важных для неё летних местах обитания. Задачами было выявить места обитания и места наибольшей концентрации сайгака, а также выделить основные экологические и антропогенные проблемы увеличившейся популяции, в т.ч. с применением опросов, непосредственно на местах наметить пути решения проблем.

Основной маршрут проходил по территории Казталовского, Джанибекского, Бокейординского районов. По всему маршруту проводились опросы фермеров о воздействии сайгаков на сельскохозяйственную деятельность. Фиксировались как основные места массовой концентрации сайгаков, так и встречи отдельных стад. В течение экспедиции, по нашим оценкам, было встречено в общей сложности более 100 тысяч особей, что составляет около 10% волго-уральской популяции.

Основные результаты следующие.

  1. Полевые исследования подтвердили, что главным фактором стремительного роста популяции сайгака стало создание в Республике Казахстан строгой многоуровневой и эффективной системы охраны этого вида от браконьерства. На данный момент браконьерство в Казахстане практически полностью прекращено, более того, даже не срезаются рога с погибших животных.
  2. В основном ареале летнего обитания (на летовках) не наблюдалось ни скотосбоя, ни признаков конкуренции сайгака с домашним скотом за корм и воду. Напротив, аномально влажный май способствовал повышенной продуктивности пастбищ.
  3. Сайгаки концентрируются главным образом вокруг соров, предоставляющих сайгакам водопой на прудах, хороший обзор и соль.
  4. Основной проблемой является конкуренция со скотом за воду на отдельных фермах, где водопой устроен от скважин.
  5. Отмечены места обитания и концентрации редких и индикаторных видов степной фауны: хорь, степной орёл, орлан-белохвост, филин, гриф, заяц-толай.
  6. Обследованы обрывы на оз. Аралсор. Констатированы классические разрезы верхнеплейстоценовых лессовидных суглинков проблемного генезиса высотой 15-16 метров.
  7. В полевых условиях удалось подтвердить высокий потенциал фитопродуктивности лёссов: в условиях влажного 2022 года, прежде всего майских осадков, Прикаспийская равнина в подзоне южных полупустынь покрылась густым злаковым травостоем.

По итогам экспедиции выработаны совместные (с казахстанскими коллегами) следующие выводы.

  1. Признать высокую эффективность мер по защите сайгака от браконьерства в Республике Казахстан достижением мирового уровня.
  2. Провести более точную оценку численности сайгака, определить численность экологического резерва волго-уральской популяции.
  3. Провести полномасштабные исследования на предмет оптимального природоохранного и хозяйственного статуса для сайгака с учётом всех положительных и отрицательных факторов его влияния на хозяйственную деятельность, а также свойственных виду резких колебаний численности.
  4. Разработать предложения по интеграции сайгака в современные степные агроландшафты (различные страховки и компенсации, создание законодательной возможности использования популяции местным населением, прежде всего для поверхностного сбора рогов падших животных, а также для спортивной охоты с приоритетом местных фермеров в качестве компенсации ущерба).
  5. Развитие адаптивного степного животноводства в сочетании с интеграцией сайгака в агроландшафты будет способствовать построению современного природно-антропогенного аналога утраченной голоценовой степной экосистемы с полным набором основных травоядных (бычьи-лошадные-антилопы), что является оптимальным режимом степного землепользования.

Участниками экспедиции было высказано предложение учредить международный общественно-научный фонд поддержки сайгака, функцией которого было бы привлечение средств для изучения, охраны и рационального использования ресурсов сайгака.

Чибилев А., Левыкин С., Шпигельман М., Грудинин Д.