На всех ли хватит Урала?

25.03.2020

О водных запасах, хитрых соседях и капризах природы... Журналист газеты «Южный Урал» Владимир Беребин беседовал с научным сотрудником отдела социально-экономической географии Института степи УрО РАН кандидатом географических наук Юрием Падалко.

© Общественно-политическая газета Оренбуржья "Южный Урал".

Этого интервью могло не быть. Мой собеседник накануне отправился в водную экспедицию в Бузулукский район и на вопросы отвечал практически с лодки, плывшей по реке Боровке. Сотовая связь доступна была далеко не везде.

- Юрий Алексеевич, в Оренбуржье традиционно было так: весной воды через край, паводок по всем территориям как стихийное бедствие, а летом ждем редкого дождика. Но уже несколько лет подряд ни паводка, ни летом нормального дождя. Чего ожидать нынешней весной?

- Характер прохождения весеннего половодья определяется многими факторами. В том числе и режимом снеготаяния, в особенности его дружностью и дополнительными осадками в виде дождя. Положительные температуры в течение суток на значительной территории бассейна рек могут вызвать одновременное снеготаяние и резкое поступление талых вод в речную систему. Не исключены и заторы льда. Это вызывает стремительный подъем уровня воды. На территории Оренбуржья такое было в 2011-м.

В нынешнем году многое будет определяться режимом снеготаяния в верховьях бассейна Урала, в том числе Сакмары, и притоках Волги на территории Оренбургской области (реки Самара, Большой Кинель).

- В прошлом году главная водная артерия Оренбуржья, Урал, и обмелела, и позеленела - покрылась водорослями. Ученые пришли к какому-то единому мнению, из-за чего? Например, среди причин называют хапужнические действия наших соседей из Башкортостана, где понастроили плотин...

- В прошлом году низкий уровень воды наблюдался во многих реках и озерах регионов Поволжья и Урала. Такая ситуация связана с условиями прохождения весеннего половодья, которое было нетипичным для степных рек с малым количеством талых вод. Именно последние обеспечивают большую часть стока в условиях степного климата. Зарастание связано со значительным прогревом воды при небольшой скорости течения. При маловодье река не может самоочищаться.

Постройка прудов и водохранилищ сказывается на стоке, но управление сбросами воды из них способно обеспечить повышение естественного минимального стока рек в меженный период.

- Но этого управления сбросами воды, похоже, нет. Прошлое лето показало, что в том же Башкортостане водохранилища были полны, а Оренбуржье задыхалось от жажды... Ваш прогноз как ученого относительно будущего Урала?

- Урал, каким его видят жители Оренбурга, - это до впадения в него Сакмары. После он становится намного полноводнее. А до того - это то, что сбрасывает Ириклинское водохранилище и добавляют южные притоки: Орь, Кумак и другие. Например, соседи собираются построить плотину на реке Большой Ик, притоке Сакмары, которая сама является притоком Урала. Проект пока не реализован, но его осуществление мы, оренбуржцы, почувствуем. Уменьшение количества воды окажет очень большое влияние на экосистему Сакмары. Примерно как сейчас на экосистему Урала до впадения в него Сакмары. Ириклинское водохранилище питается водами из восточной части Башкортостана, где устроено много плотин. А недополучит Ирикла - уменьшатся сбросы с водохранилища - со всеми в данном случае невытекающими последствиями. Причем мы должны еще не только себя обеспечивать водными ресурсами, но и отдавать Казахстану определенный объем.

И все же бывал Урал маловодным и прежде. Могу уверить: он не пересохнет.