В журнале «Народонаселение» (RSCI) Том 25, №3 в разделе «Демография: вопросы теории и практики» опубликована статья сотрудников отдела социально-экономической географии, посвященная анализу развития сети сельских поселений на территории бассейна реки Урал в пределах Оренбургской области.
В муниципально-территориальном отношении бассейн реки Урал в пределах Оренбургской области представлен 8 городскими округами и 15 муниципальными районами общей площадью 77,8 тыс. км2 (62,9% от площади области), на территории которых в 2021 г. проживало более 1482 тыс. человек (76,3% населения региона). В масштабах трансграничного мезорегиона бассейна реки Урал исследуемая территория занимает 8,4% территории, на которой проживает около 13% всего его населения. Характерной чертой системы расселения рассматриваемой территории являются сложившиеся цепочки поселений вдоль транспортно-коммуникационных и ландшафтных осей. Основу расселенческого каркаса составляют 8 городов с общей численностью 1003,0 тыс. человек и 14 сельских населённых пунктов в статусе центров муниципальных образований, в которых проживают 118 тыс. человек. На исследуемой территории в 884 сельских населённых пунктах проживают 479 тыс. жителей – доля сельского населения на рассматриваемой территории не превышает 1/3. Средняя плотность сельского населения составляет не более 6,2 человек/км2.
Отмечена значительная дифференциация развития сельской местности, которая характеризуется проявлением негативных геодемографических процессов. Сокращение количества и людности сельских поселений, наряду с плотностью сельского населения являются наиболее явными показателями депопуляции сельской местности. Продолжительный отток сельского населения из 8 приграничных с Республикой Казахстан муниципальных районов Оренбургской области в бассейне Урала характеризует эти территории как зону «медленного таяния» сети сельского населения и поляризации пространства. За последние 10 лет на этой территории сельское население сократилось на 13%, с 179,5 до 156,3 тыс. человек. На фоне естественной убыли и миграционного оттока в муниципальных образованиях рассматриваемой территории происходят также естественные «перетоки» населения между сельскими населёнными пунктами.
Диспропорции расселения населения выражены в концентрации населения в областном центре, а также на востоке области в Орско-Новотроицкой агломерации, совокупное число жителей которой составляет около 360,8 тыс. человек. Наблюдаемые диспропорции подтверждаются рассчитанным индексом концентрации, который для муниципальных образований Оренбургской области в пределах бассейна реки Урал составляет 23,6%, что свидетельствует о неравномерности размещения населения.
Помимо локальных центров ведущую роль в формировании расселенческого каркаса играет сеть дорог федерального и регионального значения с населёнными пунктами, примыкающими непосредственно или незначительно удалёнными от крупных транспортных осей. В муниципальных образованиях Оренбургской области бассейна реки Урал (районах и городских округах) из 892 населённых пунктов местоположения 173 населённых пунктов (20%) приурочены (в удалении до 5 км) к крупным магистралям. В них проживают около 1,01 млн человек, что составляет почти 70% проживающего в бассейне Урала населения Оренбургской области. Такая концентрация населения обусловлена в первую очередь прохождением автомагистралей через 2 крупнейших города – Оренбург и Орск, совокупное население которых составляет более 50% от населения территории.
Асимметрию транспортной доступности территории демонстрируют и рассчитанные индексы Энгеля и Гольца. Наиболее обеспеченными дорогами общего пользования по индексу Гольца являются Оренбургский (1,4), Беляевский (0,8), Октябрьский (0,8) районы и Гайский городской округ (0,9). Степень концентрации населённых пунктов, приуроченных к придолинным ландшафтам Урала, Сакмары, Илека, Чагана, Салмыша, Иртека и Ори, характеризуется 264 населёнными пунктами, что составляет почти 30% от числа всех населённых пунктов территории Оренбургской области бассейна реки Урал. Наибольшее число населённых пунктов приходится на долину реки Сакмара, на 240 км протяжённости которой приходится 80 населённых пунктов с проживающими в них около 80 тыс. человек, но наиболее густо населена долина реки Урал (почти 990 тыс. человек).
Характерной чертой пространственного распределения сети населённых пунктов является разрастание незаселённых ареалов (лакун). В рамках данного исследования метод определения потенциала поля расселения был использован применительно только к административным центрам муниципальных образований. Определены два возможных поля расселения вдоль главных внутрирегиональных транспортных магистралей Оренбург – Орск и Оренбург – Акбулак. В данном ареале располагаются населённые пункты с наибольшими показателями потенциала поля расселения. Концентрация населения вокруг крупных городов (Оренбурга, Орска и Новотроицка) приводит к формированию участков «очагового» расселения с явным доминированием высокой плотности поселений и населения в окрестностях областного центра. Основной приток населения в пригороды обеспечивается благодаря внутрирегиональной миграцией, которая, в свою очередь, развивается по двум векторам: стягивание населения с внутрирегиональной периферии и развитие субурбанизации.
Картосхема показателей системы расселения и транспортной доступности МО Оренбургской области в пределах бассейна реки Урал
Поляризация сети расселения проявляется на рассматриваемой территории почти повсеместно. Это выражается прежде всего в концентрации населения в наиболее крупных населённых пунктах, приуроченных к крупным водотокам и транспортным магистралям, а также в росте доли нежилых населённых пунктов. Нежилые населённые пункты в сельской местности образуют особую группу, которая требует отдельного исследования. Они представляют собой своеобразный индикатор неблагополучия поселенческой сети. Как правило, «ареалы наибольшего исчезновения» сельских населённых пунктов в Оренбургской области характеризуются рассеянной моделью расселения и удалённостью от промышленных центров. Вместе с тем некоторые сельские населённые пункты исчезают из линейной цепочки (лучевой модели), не выдержав конкуренции потенциала расселения со стороны более социально-экономически устойчивых поселений, расположенных в том числе на территориях с более благоприятными природными условиями. Все эти процессы происходят на фоне перехода большинства сельских населённых в категорию малой людности. Так как это явление обусловлено объективными причинами, связанными в основном с утратой социально-экономического потенциала территории, то ставить директивную задачу «реанимировать» исчезнувшие населённые пункты нецелесообразно. В качестве рекомендаций органам муниципальной власти можно предложить проведение инвентаризации исчезнувших и исчезающих населённых пунктов для выявления причин и предпосылок этих процессов.
Из 22 крупных расселенческих центров лишь в 7 произошёл рост численности населения за период 2010-2020 гг. суммарно на 25,2 тыс. человек. Причём этот рост обеспечили г. Оренбург (на 23,5 тыс. человек), п. Акбулак, п. Первомайский, с. Ташла, с. Октябрьское, п. Адамовка и с. Илек. В 7 городах (Орск, Новотроицк, Гай, Медногорск, Кувандык, Ясный, Соль-Илецк) за аналогичный период общее снижение численности населения составило 59,2 тыс. человек. Эти урбанизированные территории продолжают терять население и велика вероятность прогрессирования обезлюдивания сопряжённых территорий (особенно на периферии). Для приграничных территорий сжатие освоенного пространства и «потеря контроля» над значительными ареалами земель чревата возникновением не только региональных экономических, демографических и экологических рисков, но и национальных геополитических угроз и вызовов.
Среди основных факторов изменения численности населения и трансформации системы расселения для рассматриваемого региона можно выделить наряду с характерными (близость к центру расселения, транспортная доступность, рынок труда) также менее традиционные – расположение в долине крупной реки и приуроченность поселений к живописным природным объектам. Одним из направлений дальнейших исследований может быть определение ключевых территорий, где высокая концентрация сельского населения сопряжена с наличием высокого природно-экологического потенциала; выделение территорий контрастного (компактного) территориального сочетания ядер и узлов социально-экономического каркаса и ключевых элементов природно-заповедного фонда. Конечная цель всех стратегий, проектов и мероприятий, связанных с устойчивым развитием сельских территорий – сделать жизнь на селе достойной. Устойчивое развитие системы расселения сельской местности в первую очередь зависит от того, насколько жители осознают ценность проживания на селе.
С полным текстом статьи можно ознакомиться по ссылке:
Подробнее об авторах :
Чибилёв Александр Александрович (младший)
Григоревский Дмитрий Владимирович