Освоение степной зоны в России и Казахстане: экономические итоги, экологические и социальные последствия

07.12.2020

С начала 1990-х годов в условиях конкурентной рыночной среды и коренных социально-экономических преобразований большинство хозяйств целинной сферы вынуждены были сворачивать производство что и привело к масштабному сокращению площадей пахотных угодий и поголовья скота, с выраженной дифференциацией по районам и категориям (типам) сельскохозяйственных товаропроизводителей. За первые десять лет (1992-2002 гг.) аграрного землепользования в «новой» России выбыло из оборота 26-28 млн. га, в Казахстане 15-16 млн. га.

Рисунок 1 – Масштабы освоения целинных земель в регионах степной зоны РСФСР и Казахстана

Это как раз сопоставимо с площадью поднятой целины, а в РФ сокращение посевных площадей даже превысило размеры целинных земель распаханных в 50-60 годы. Процессы освоения целины и вывод земель из оборота в 90-е и 00-е годы поразительно схожи по своим масштабам, стихийности и бессистемности, по отсутствию научно-обоснованной оценки аграрно-природного потенциала (рис. 1, табл. 1).

Таблица 1 – Соотношение параметров освоения целинного пространства в российско-казахстанском секторе степной зоны в 1954-60 гг.

Сценарий освоения новых земель, не предусматривал границ экологической ёмкости степных ландшафтов и возможных издержек быстротечного вовлечения в сельскохозяйственный оборот больших территорий. Значительная часть новых распаханных территорий оказалась в зоне рискованного земледелия с неустойчивыми агроклиматическими условиями. Масштабы освоения природной среды и ставка на развитие зернового хозяйства в значительной степени не были экологически обусловлены.

Рисунок 2 – Динамика посевных площадей сельскохозяйственных культур в регионах степной зоны РСФСР и Казахстана

Превышение рациональных масштабов землепользования, постоянный вынос питательных веществ вместе с урожаями зерновых культур, незначительная компенсация этих потерь минеральными и органическими удобрениями, гигантское развитие эрозии и потеря гумуса сократили плодородие сельскохозяйственных земель целинного пояса примерно в 2,5 раза по сравнению с 1954 годом. В Северном Казахстане исходные запасы гумуса составляли 4,3 млрд т. Из них в целинной пашне безвозвратно утрачено за счет различных видов эрозии 1,2 млрд т или 28,3 %.

Консервативная модель земледелия, основанная на ресурсно-затратных методах сельскохозяйственного использования земель, привела к устойчивой деградации освоенных земель, к экологической дестабилизации окружающей среды на значительных территориях степной зоны в регионах России и Казахстана. Превращение степных ландшафтов в «эрозионный бедленд» было ответной реакцией природы на беспрецедентный антропогенный прессинг. Запоздавшее и неполноценное внедрение почвозащитной системы земледелия уже не смогло загасить «бикфордов шнур» разрушения степных экосистем.

Из основных экологических последствий освоения целинных земель степной зоны можно выделить: сокращение естественного плодородия сельскохозяйственных земель освоенной целины; увеличение размеров экологически нарушенных земель; сокращение ландшафтного разнообразия степей Северной Евразии с полной утратой плакорного типа местности степных ландшафтов; катастрофическое сокращение ценных видов животных (дрофы, стрепета, серой куропатки, косули, сурка, камышового кабана). 

Освоение земельного фонда степной зоны также обострило вопросы социальных, в том числе демографических и этнических, последствий преобразования степной экосистемы. Поднятие целинных и залежных земель вызвало огромную волну миграций в районы освоения. Освоение целинных земель повлияло не только на рост сельского населения, но и в значительной степени, видоизменив этнический состав сельских территорий Северного Казахстана. В то же время масштабность миграционного потока имела и обратный результат, регионы-доноры мигрантов-первоцелинников (российское Нечерноземье), превратились из трудоизбыточных в трудодефицитные территории.

С конца 1970-х годов, несмотря на естественный прирост, превышающий показатели в среднем по области, численность населения целинных районов неуклонно снижается. К 1990 году, по сравнению с серединой 1960-х гг. оно уменьшилось на 45 тыс. (25 %). Например, с 1965 года по 2010 год из 10 целинных районов Оренбургской области выехало более 280 тыс. жителей, что в 4 раза превысило численность первоцелинников.

 

Подробнее можно ознакомиться в электронной версии монографии :

Левыкин С.В., Семёнов Е.А., Чибилёв А.А. (мл.), Петрищев В.П. Проблемы землепользования и пространственного развития степных регионов. - М.: РУСАЙНС, 2018. - 216 с.

Подробнее об авторах :

Семёнов Евгений Александрович
Чибилёв Александр Александрович (младший)