АРИДНЫЕ ЛАНДШАФТЫ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА: ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СТРУКТУРА, РЕАКЦИЯ НА КЛИМАТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ И АНТРОПОГЕННАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ 

ARID LANDSCAPES OF THE NORTHERN CAUCASUS: SPATIAL STRUCTURE, RESPONSE TO CLIMATIC CHANGES AND ANTHROPOGENIC TRANSFORMATION

З.В. Атаев1,2, В.В. Братков3, М.И. Гаджибеков4

Z.V. Atayev1,2V.V. Bratkov3M.I. Gadzhibekov4

Дагестанский государственный педагогический университет

(Россия, г. Махачкала, улица М. Ярагского, 57)

Dagestan State Pedagogical University

(Russia, Makhachkala, M. Yaragskogo Str., 57)

Прикаспийский институт биологических ресурсов ДНЦ РАН

(Россия, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 45)

2 Caspian Institute of Biological Resources, Dagestan Scientific Center of the RAS

(Russia, Makhachkala, M. Gadzhieva Str., 45)

Московский государственный университет геодезии и картографии

(Россия, Москва, Гороховский пер., 4)

Moscow State University of Geodesy and Cartography

(Russia, Moscow, Gorokhovsky per., 4)

Дагестанский государственный университет

(Россия, г. Махачкала, ул. М. Дахадаева, 21)

Dagestan State University

(Russia, Makhachkala, M. Dakhadaeva Str., 21)

e-mail: 1,2zagir05@mail.ru3vbratkov@mail.ru4muratxan01@mail.ru

 

Рассматриваются пространственная структура и современное состояние аридных ландшафтов Северного Кавказа, проведен анализ современных климатических условий ландшафтов, изучена характеристика общих черт сезонной динамики ландшафтов, выявлены возможные тенденции климатических изменений ландшафтной структуры территории и трендов антропогенной трансформации аридных ландшафтов региона.

The spatial structure and current state of the Northern Caucasus arid landscapes are considered, the analysis of landscapes modern climatic conditions is carried out, the characteristic of common features of landscapes seasonal dynamics is studied, possible tendencies of climatic changes of landscape structure of the territory and trends of anthropogenic transformation of arid landscapes of the region are revealed.

Введение

В настоящее время актуальна проблема климатогенных изменений природной среды, поскольку климат является важным фактором не только формирования ландшафтов, но и оказывает существенное влияние на его динамику и функционирование природно-территориальных комплексов (ПТК). Выявленное в последнее десятилетие существенное повышение температуры воздуха на фоне количества осадков, близких к норме, а также усиливающийся пресс антропогенного фактора отразились на структуре аридных ландшафтов Северного Кавказа. Климатические изменения ландшафтов привели к частичной деградации и опустыниванию земель региона, и формированию условий для расширения ареала пустынных ландшафтов. В контексте глобальных изменений климата и современного экологического кризиса изучение аридных ландшафтов Северного Кавказа, их пространственной структуры, многолетней и сезонной динамики, установление направленности эволюции и основанного на этом прогнозе развития представляются актуальной научной проблемой.

Аридные ландшафты, в силу особенностей своей пространственной структуры (наличие степных и пустынных группировок растительности) являются также хорошим индикатором современных климатических изменений. Для достижения этой цели изучена пространственная структура и современное состояние аридных ландшафтов Северного Кавказа, выявлена роль гидротермического режима в процессах функционирования ландшафтов, проведен анализ современных климатических условий ландшафтов, изучена характеристика общих черт сезонной динамики ландшафтов, выявлены возможные тенденции климатических изменений ландшафтной структуры территории и трендов антропогенной трансформации аридных ландшафтов региона.

Научная новизна задачи заключалась в разработке методических подходов геоэкологического анализа пространственно-временной структуры аридных ландшафтов для устойчивого развития региона, выявлении особенностей истории развития и закономерностей антропогенной освоенности территории, обосновании хозяйственного и экологического каркасов структуры аридных ландшафтов, составлении схемы районирования аридных ландшафтов района, составлении карт пространственно-временной динамики аридных ландшафтов региона.

Ожидаемые результаты сводились к расширению теоретических представлений о аридных ландшафтах, их роли в пространственно-временной динамике и современном состоянии природно-территориальных комплексов региона, получении новых данных о механизмах формирования и динамики аридных комплексов на основе дистанционного зондирования территории, формировании фактологической основы и методологической базы для сбалансированного развития ландшафтов.

Методика исследования.

Полевые экспедиционные ландшафтные исследования явились основным методом, который позволил составить электронную ландшафтную карту аридных ландшафтов Северного Кавказа. Предварительно были составлены базы данных климатических параметров по метеостанциям в пределах аридных ландшафтов региона, что легло в основу дальнейшего мониторинга и прогнозирования изменений аридных ландшафтов, составления интегральных тематических карт и прикладной аналитической справки географического размещения, климатической изменчивости и антропогенной трансформации аридных ландшафтов Северного Кавказа.

Данные, положенные в основу проведенной работы, можно разделить на несколько групп. Во-первых, это инициативные исследования, проводимые по близкой тематике в предшествующие годы. К ним относятся, прежде всего, полевые исследования в разных частях Северо-Восточного Кавказа [3] и Северо-Западного Прикаспия [2, 4, 7], начиная со второй половины 1980-х годов и практически по настоящее время. Во-вторых, это различные опубликованные литературные [8-10] и картографические источники, отражающие точку зрения исследователей. В-третьих, это общегеографические (в том числе и топографические) карты в традиционной растровой и современной векторной формах. В-четвертых, это различные статистические данные.

И, наконец, среди современных актуальных материалов следует выделить данные дистанционного зондирования, в частности, результаты радиолокационной съемки Shuttle Radar Topographic Mission (SRTM), предназначенной для построения высокоточной сети глобальной Цифровой модели рельефа (ЦМР), имеющиеся в открытом доступе (http://www.opendem.info и др.).

Результаты исследований

В ландшафтной географии основным объектом изучения являются разнообразные природные комплексы, которые формируются под влиянием зональных и азональных факторов. С широтной зональностью связаны основные типы ландшафтов. Современная точка зрения на классификацию и систематику природных ландшафтов признает существование основных типов ландшафтов.

Аридные или полупустынные ландшафты занимают особое место в ряду природно-территориальных комплексов Юга России, что связано с их переходным положением между степями на севере и северо-западе и пустынями на юге и юго-востоке.

Полупустынные ландшафты, формирующиеся в условиях аридного климата, характеризуются комплексностью растительного и почвенного покрова, в котором сочетаются фрагменты степных и полупустынных ландшафтов. В степных ассоциациях полупустыни преобладают дерновинные злаки, в пустынях – полыни, солянки и другие виды бескрасочного разнотравья.

С геоботанической точки зрения на полупустыни существуют 2 точки зрения: 1) полупустыни образуют особые зоны в умеренных, субтропических и тропических поясах; 2) полупустыни не выделяются как зоны и даже подзоны, при этом менее аридные полупустыни (так называемые опустыненные степи) относятся к степным зонам, а более аридные (так называемые остепненные пустыни) – к зонам пустынь [12].

О.Е. Агаханянц [1] отмечает, что полупустыни – это полоса динамического контакта, не имеющая своего зонального типа растительности. При изучении этой полосы с севера ее назвали полупустыней, а если бы изучение шло с юга, ее с равным успехом могли назвать полустепью. Но от других контактных полос полупустыни отличаются довольно важным диагностическим признаком. Им свойственен зональный тип почв – каштановый, поэтому полупустыни целесообразно рассматривать в ранге подзоны. Выделяются и некоторые геоботанические особенности полупустынь, например, комплексность растительного покрова.

А.Г. Исаченко [11] относит полупустынные ландшафты к переходной полосе в аридной области, расположенной к югу от степной зоны, где происходит дальнейшее нарастание теплообеспеченности и сокращение осадков, а также усиление континентальности климата. Переходный характер ландшафтов данного типа выражается в сочетании ряда особенностей степи и пустыни, обусловливающей мозаичность пространственной структуры ландшафтов.

Что касается территории Северного Кавказа, то аридные ландшафты здесь получили распространение в восточной его части [6], при этом в Ставропольском крае и Чеченской Республике аридные ландшафты получили распространение исключительно в равнинной части, тогда как в Дагестане они занимают также часть Приморской низменности, предгорьях и внутригорных котловинах [5]. Также на территории Дагестана располагается уникальный полупустынный природный комплекс, ни имеющий аналогов в России – Сарыкумские пески.

Аридные ландшафты длительное время используются в хозяйственной деятельности человека. Региональной их особенностью является то, что длительное время они были местами зимовок скота в системе отгонно-пастбищного животноводства, куда скот перегонялся не только из республик Северного Кавказа, но и из соседней Грузии. После распада Советского Союза количество скота в пределах полупустынных ландшафтов сократилось как в связи с тем, что граница с Грузией стала государственной, так с общим ухудшением социально-экономической ситуации в стране и регионе в конце XX века. Дополнительным фактором, привлекшем интерес к этим ландшафтам, стали процессы опустынивания, получившие распространение в начале ХХI века.

Проблема климатогенных изменений природной среды в настоящее время весьма актуальна, поскольку климат является важным фактором не только формирования ландшафтов, но и оказывает существенное влияние на его динамику и функционирование природно-территориальных комплексов. Выявленное в последнее десятилетие существенное повышение температуры воздуха на фоне количества осадков, близких к норме, а также усиливающийся пресс антропогенного фактора не могли не отразиться на структуре семиаридных ландшафтов Северного Кавказа. В результате проведенных научных исследований стало возможным создание системы мониторинга не только пространственной дифференциации аридных ландшафтов и его временной динамики и климатической изменчивости, но также и площади населенных пунктов, что позволит в перспективе определить реальную плотность населения и соотнести ее с природными условиями территории. Последнее важно как с теоретической, так и с практической точки зрения. Полученные данные будут способствовать интеграции физической и социально-экономической географии, а также геоэкологии и природопользования, так как аридные ландшафты представляют собой комплексы, формирующиеся под влиянием как природных и исторических факторов, так и социально-экономических, требующих назревшей оптимизации природопользования в регионе.

Заключение

Полученные в ходе выполнения работы результаты имеют прикладное значение, так как дают возможность принятия управленческих решений по дальнейшему использованию территории и прогнозирования загрязнения окружающей среды.

Проведенные исследования и полученная пространственно-временная модель аридных ландшафтов Северного Кавказа позволяют в дальнейшем проводить их сравнительный анализ с аридными ландшафтами сопредельных территорий, а также проводить дальнейшую корреляцию полученных результатов на этологии сопредельных типов ландшафтов региона. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Агаханянц О.Е. Ботаническая география СССР. Минск, 1986. 175 с.
  2. Атаев З.В., Братков В.В. Влияние колебаний и динамики климата на полупустынные ландшафты Северо-Западного Прикаспия // Географический вестник. 2011. № 3. С. 4-13.
  3. Атаев З.В., Братков В.В., Балгуев Т.Р., Заурбеков Ш.Ш. Оценка геоэкологических последствий современных изменений климата полупустынных ландшафтов Северного Кавказа // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Естественные и точные науки. 2010. № 2. С. 89-94.
  4. Атаев З.В., Братков В.В., Гаджибеков М.И. Полупустынные ландшафты Северо-Западного Прикаспия: изменчивость климата и динамика. Махачкала: ДГПУ, 2011. 124 с.
  5. Братков В.В., Атаев З.В. Интегральная оценка влияния климатических условий на горно-котловинные ландшафты северного склона Большого Кавказа // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Естественные и точные науки. 2009. № 3. С. 99-101.
  6. Братков В.В., Атаев З.В., Байрамкулова Б.О. Географические особенности горных умеренных семигумидных и семиаридных ландшафтов северного макросклона Большого Кавказа // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Естественные и точные науки. 2009. № 1. С. 92-96.
  7. Братков В.В., Гаджибеков М.И., Атаев З.В. Изменчивость климата и динамика полупустынных ландшафтов Северо-Западного Прикаспия // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Естественные и точные науки. 2008. № 4. С. 90-99.
  8. Головлёв А.А. Ландшафты аридных котловин Северного Кавказа: пространственная дифференциация и охрана (на примере Чечни и Ингушетии) // Бюллетень Самарская Лука. 2004. № 14. С. 137-145.
  9. Дьяченко В.В., Ляшенко Е.А., Максимова А.Г. Геоэкологические особенности аридных ландшафтов Северного Кавказа // Вестник Южного научного центра РАН. 2007. Т. 3. № 1. С. 36-44.
  10. Иванов П.М., Гуня А.Н., Машкова Р.А. Состояние и динамика аридных экосистем межгорных котловин Северного Кавказа // Современное состояние и технологии мониторинга аридных и семиаридных экосистем Юга России: Сб. науч. ст. Ростов н/Д, 2010. С. 230-238.
  11. Исаченко А.Г. Ландшафты СССР. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1985. 320 с.
  12. Энциклопедический словарь географических терминов. М.: Советская энциклопедия, 1968. 440 с.