ГЕРПЕТОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СТЕПЯХ ВОСТОЧНОЙ МОНГОЛИИ

HERPETOLOGICAL INVESTIGATIONS IN STEPPES OF EASTERN MONGOLIA

 

В.В. Бобров

V.V. Bobrov

Институт проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН

(Россия, 117091, Москва, Ленинский проспект, д. 33) 

A.N. Severtsov Institute of Ecology and Evolution, Russian Academy of Sciences

(Russia, 117091, Moscow, Leninsky Prospect, 33)

e-mail: vladimir.v.bobrov@gmail.com

 

Приводятся данные о герпетологических исследованиях, проведенных в окрестностях Степного стационара Тумэнцогт на территории Сухэ-Баторского и Восточного аймаков Монголии в 2013-2014 гг. Всего здесь отмечено обитание двух видов земноводных, двух подвидов одного вида ящериц и двух видов змеи. Приводятся данные по численности в различных биотопах, по суточной активности и другим аспектам экологии.

Data about herpetological investigations were be conducted in vicinity of Tumenzogt steppe station in the territory of Sukhbaatar and Dornod aimags in Eastern Mongolia are given. Two species of amphibians, two supspecies of a single species of lizard and two species of snakes are distributed here. The data on the population density in different habitats, a daily activity and other aspects of natural history of these species are given.

 

 

Введение. С целью исследования биоразнообразия и природоохранного статуса герпетофауны Восточной Монголии были проведены полевые наблюдения, учеты и отловы для определения представителей герпетофауны окрестностей Степного стационара Тумэнцогт с 1 по 28 июля 2013 года и с 9 июля по 6 августа 2014 года. Основное место проведения исследований – Степной стационар Совместной Российско-Монгольской комплексной биологической экспедиции Тумэнцогт (Сухэ-Баторский аймак, сомон Тумэнцогт, 47о40’788” с.ш., 112о24’187” в.д., высота – 928 м над у.м.) Также в 2013 г. были проведены однократные исследования в 14 точках в окрестностях стационара, находящихся в пределах 20 км от него к востоку, 10 км – к северу и 18 км – к югу, и в трех точках Восточного аймака (берег р. Калын-Гол – 84 км к северо-западу от г. Чойбалсана; в 23 км к северо-востоку от озера Гунцэнгэлэг и близ моста Батхан через р. Керулен, в 41 км к востоку от стационара). В 2014 г. были проведены однократные исследования в 4 точках в окрестностях стационара к северу от него, в 2 точках в заказнике Хар-Ямаат и в 8 точках в окрестностях Мунххаана (85-110 км к югу от стационара) (в том числе, в 3 точках на горном массиве Баян-Уул).

Методы исследований и объем выполненных работ. Учеты и наблюдения проводились на маршрутах протяженностью 1 км. На маршрутах в окрестностях стационара наблюдения были проведены по несколько раз; на точках, отстоящих на значительном расстоянии и посещенных вместе с сотрудниками стационара на автотранспорте, – однократно. Ширина учетной полосы составляла 5 м – расстояние, на котором вспугиваются особи рептилий и амфибий идущим исследователем. Мечение ящериц было осуществлено по стандартной методике путем отрезания коготков в определенной последовательности. Благодаря любезности начальника стационара Л. Жаргалсайхана были получены данные о растительных ассоциациях на каждом маршруте, а также данные метеонаблюдений в течение светлого времени суток (температура и влажность).

Полученные результаты. Всего отмечено обитание на исследованных маршрутах двух видов бесхвостых земноводных [сибирская лягушка (Rana amurensis) и монгольская жаба (Bufo raddei)], двух подвидов монгольской ящурки (Eremias argus) и двух видов змеи [узорчатый полоз (Elaphe dione) и обыкновенный щитомордник (Gloydius halys)]. Получены данные по численности монгольской жабы и монгольской ящурки в различных биотопах; проведены наблюдения за их поведением; получена информация о суточной активности и ее зависимости от особенностей растительного покрова и микроклиматических условий. Ниже приводятся предварительные данные по каждому из видов.

Повидовые очерки

Сибирская лягушка в исследованом районе встречается лишь по берегам водоемов, густо поросшим прибрежной растительностью. Она была обнаружена в двух местах: в пойме реки Калын-Гол и в озерке у моста Батхан через р. Керулен.

Монгольская жаба спорадично встречается в различных растительных ассоциациях (в том числе, и на значительном удалении от водоемов), но наибольшей численности (причем очень высокой – 800 особей на 1 км маршрута, из них 80% – сеголетки) достигает в пойменных лугах и озерах долины р. Керулен. В окрестностях Мунххаана не была отмечена. Примерно в этом районе проходит южная граница ареала этого вида [11], поэтому интересно было бы определить ее точное местоположение.

Монгольская ящурка. Обладая высокой численностью и практически повсеместным распространением в степях Восточной Монголии, монгольская ящурка может служить удобным объектом для исследования и модельным видом для изучения биотопического распространения, суточной и сезонной активности и многолетней динамики численности. Как сказано в монографии о пресмыкающихся Монголии [1], данные о численности и плотности населения, о суточной и сезонной активности в Монголии монгольской ящурки, не взирая на ее достаточно широкое распространение на востоке страны, отсутствуют. В указанной книге приводятся данные, полученные в Забайкалье. Поэтому любые полученные данные внесут вклад в понимание естественной истории этого вида и позволят провести сравнительный анализ сопоставимых данных в разных частях ареала.

В окрестностях стационара монгольская ящурка населяет все виды растительных ассоциаций степи, предпочитая места с относительно невысоким проективным покрытием (35-50%), где ее численность колеблется от 10 до 15 особей на 1 км маршрута, что является достаточно высоким показателем для степных ящериц. Отмечено, что в местах с низким проективным покрытием (30% и ниже), который встречается местообитаниях с деградированным растительным покровом, связанным с перевыпасом скота; а также в местах с густым травянистым покровом (60% и выше), ящурки отсутствуют. Установлено, что в холодные дни (когда температура воздуха в 11-13 часов не превышала +14о), ящурки были неактивны в тех местах, где они регулярно отмечались в жаркие дни.

Узорчатый полоз был отмечен в окрестностях стационара по следам на песчаной почве. Один экземпляр этой змеи был обнаружен в колонии полевок Брандта (Lasiopodomys brandti) на берегу временного водоема в окрестностях Мунххаана (46о51’50” с.ш., 112о03’21” в.д., высота 1203 м над у.м.; полынно-злаково-ковыльно-осоковая ассоциация).

Обыкновенный щитомордник был всего один раз встречен в окрестностях стационара в 2013 г., в 2014 г. не было сделано ни одной находки.

Основные мероприятия на будущий период

Исследование герпетофауны окрестностей стационара находится на начальном этапе. Предполагается проведение повторных учетов на проложенных маршрутах в последующие годы в разные сезоны года с целью оценки влияния изменений растительного покрова и микроклиматических условий на многолетнюю динамику численности видов. Желательно расширить географию исследований и постараться охватить маршрутами прилегающие регионы Восточной Монголии (в пределах Сухэ-Баторского, Восточного и Хэнтейского аймаков) с другими типами растительных ассоциаций, а также останцовые горные массивы. Во многих схемах физико-географического [9], ботанико-географического [7] и зоогеографического [2, 3] районирования Восточная Монголия выделяется в отдельное подразделение, как правило, достаточно высокого ранга. В результате исследования распространения ящериц [4, 5], эта территория является переходной зоной между Сахаро-Гобийской, Евро-Сибирской и Восточно-Азиатской областями Палеарктики. Дальнейшие подробные исследования на более широкой территории этого региона позволят получить более детальную информацию о зоогеографическом своеобразии Восточной Монголии и о соответствии сети особо охраняемых природных территорий очагам разнообразия.

Можно выделить несколько задач для проведения конкретных исследований.

1) В районе стационара находится зона интерградации двух подвидов монгольской ящурки [10], один из которых – ящурка Барбура (Eremias argus barbouri) – занесен в Красную книгу РФ [8]. Однако самостоятельность этого подвида принимается не всеми специалистами, более того, особи с признаками разных подвидов находились в ареале другого подвида [1]. Поэтому было бы желательно собрать коллекционный материал из разных точек региона для дальнейшего исследования и уточнения таксономического статуса особей и упорядочения внутривидовой систематики этого вида.

2) Учитывая необычайно высокую плотность населения монгольской жабы в пойменных озерах долины р. Керулен, целесообразно провести более длительные наблюдения в этих точках для выяснения структуры популяции и других аспектов экологии этого вида. Учитывая, что к югу от стационара проходит южная граница распространения этого вида в Восточной Монголии, было бы интересно установить ее и обосновать природными условиями.

3) На одном из останцовых горных массивов, в Сухэ-Баторском аймаке существует локальная, далеко отстоящая от основного ареала, популяция дальневосточной лягушки (Rana chensinensis) [6]. Наблюдения за ней в данном местообитании могут дать интересную информацию по экологии вида. А также необходимо провести поиски этого вида в подобных местообитаниях в ближайших окрестностях.

4) Провести трансектный и экотонный анализ смены сообществ земноводных и пресмыкающихся в зависимости от изменений внешних условий среды.

 

Благодарности

Полевые исследования были поддержаны Совместной Российско-Монгольской комплексной биологической экспедицией. Автор выражает благодарность начальнику Степного стационара Тумэнцогт Л. Жаргалсайхану и всем сотрудникам, работавшим на стационаре, за постоянную помощь в работе. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Ананьева Н.Б. и др. Земноводные и пресмыкающиеся Монголии. Пресмыкающиеся / Н.Б. Ананьева, Х. Мунхбаяр, Н.Л. Орлов, В.Ф. Орлова, Д.В. Семенов, Х. Тэрбиш. М.: Тов-во науч. изд. КМК, 1997. 416 с. (Сер. «Позвоночные животные Монголии»).
  2. Банников А.Г. Млекопитающие Монгольской Народной Республики. М.: Изд-во АН СССР, 1954. 669 с.
  3. Бобров В.В. К зоогеографическому анализу герпетофауны Монголии // Герпетологические исследования в Монгольской Народной Республике / Отв. ред. Э.И. Воробьёва. М., 1986. С. 85-95.
  4. Бобров В.В. О северной, западной и восточной границах Сахаро-Гобийской фаунистической области в Евразии (по данным о распространении ящериц (Reptilia, Sauria)) // Изв. АН. Сер. Биол. 1999. № 5. С. 572-582.
  5. Бобров В.В. О границах Сахаро-Гобийской фаунистической области в Северной Евразии [по данным о распространении ящериц (Reptilia, Sauria)] // Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии. 2009. Т. 18, № 1. С. 42-46.
  6. Боркин Л.Я. и др. Земноводные и пресмыкающиеся МНР. Общие вопросы. Земноводные / Л.Я. Боркин, Э.И. Воробьева, И.С. Даревский, С.Л. Кузьмин, Х. Мунхбаяр, Д.В. Семенов. М.: Наука, 1988. 248 с.
  7. Грубов В.М. Конспект флоры МНР. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1955. 308 с.
  8. Красная книга Российской Федерации (животные). М.: АСТ; Астрель. 2001. 862 с.
  9. Мурзаев Э.М. Монгольская Народная Республика. М., 1952. 472 с.
  10. Щербак Н.Н. Ящурки Палеарктики. Киев: Наук. думка, 1974. 296 с.
  11. Terbish Kh., Munkhbayar Kh., Munkhbaatar M. A guide to the amphibians and reptiles of Mongolia (Second Edition). Ulaanbaatar. 2013. 80 pp.