К АНАЛИЗУ ОСОБЕННОСТЕЙ РАССЕЛЕНИЯ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В СТЕПНОЙ ЗОНЕ РОССИИ 

SPECIFICS OF RESETTLEMENT OF RURAL POPULATION IN THE STEPPE ZONE OF RUSSIA 

О.С. Руднева

O.S. Rudneva 

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки

Институт степи Уральского отделения Российской академии наук (ИС УрО РАН)

(Россия, 460000, г. Оренбург, ул. Пионерская, 11) 

Institute of Steppe of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences (IS UB RAS)

(Russia, 460000, Orenburg, Pionerskaya Str., 11)

e-mail: ksen1909@mail.ru

 

В статье проведено исследование распределения сельского населения в регионах степной зоны России. Выявлены процессы поляризации и деполяризации населения. 

В степной зоне, как и в целом в стране, различия между городами или между разными селами даже внутри одного региона на порядок выше межрегиональных, не говоря уже о различиях между крупным городом и небольшой деревушкой. Усиление экономических и социально-демографических различий между отдельными частями и объектами пространства рассматривается как показатели его поляризации. Миграционные потоки в настоящее время все чаще нацелены на крупные центры – города или перспективные поселки. Концентрация населения и финансовых ресурсов в России все еще сочетается с разреженной сетью больших городов, сопровождается депопуляцией и старением населения и экономической депрессией удаленных от крупных городов территорий. Это усиливает социальную поляризацию пространства по осям север-юг, запад-восток и пригород-периферия и влияет на многие социально-экономические процессы в сельской местности [2].

Степная зона России в региональном масштабе представляет собой территорию 17 регионов. В настоящее время здесь насчитывается 14 млн сельских жителей, проживающих в 6,2 тыс. сельских населенных пунктов. Численность сельских жителей степных регионов в период 1990-2016 гг. имеет тенденцию к снижению. Пик населенности сел и деревень приходится на 2000 год и достигает 15,1 млн человек. Далее вплоть до настоящего времени наблюдается снижение населения в большинстве регионов степной зоны. Относительно 1990 года численность населения сельских территорий упала незначительно – на 114 тыс. человек (0,8%), но в отдельных регионах снижение достигло 35% (Курганская область). Если сравнивать с 2000 годом, то снижение составило уже 1 млн. Помимо снижения общего числа сельского населения, идет снижение числа сельских населенных пунктов. В 2002 году в степной зоне располагались 7253 сельских поселений, в 2016 году этот показатель снизился до 6216.

Анализ структуры населенных пунктов демонстрирует не только сокращение сельского населения, но и изменения в системе расселения, связанные с депопуляцией населенных пунктов – увеличилось число малонаселенных сел и деревень и незначительно увеличилось число крупных населенных пунктов, что говорит о стагнации сельской местности и переезде жителей в более обеспеченные социальной инфраструктурой населенные пункты. В 2002 году в степной зоне насчитывалось 474 поселения с числом жителей менее 500, к 2016 году малых сел и деревень стало больше – 683. Населенных пунктов с численностью более 7 тыс. человек в 2002 году было 275, в 2016 – 293. Число остальные поселений снизилось, сильнее всего изменения затронули поселения от 1 до 2 тыс. жителей – за 14 лет потеряно 678 населенных пунктов – перешли в категорию «малые».

Для анализа численности населения в региональном разрезе определена плотность сельского населения в период 1990-2016 гг. Регионы степной зоны контрастны и варьирует от слабозаселенной (Республика Калмыкия, Новосибирская и Омская область) до густозаселенной (Краснодарский край и Республика Адыгея). Кроме природных условий на плотность сельского населения, его динамику и состояние сельского хозяйства заметно влияют большие города, стягивая в пригороды и население, и инвестиции [3]. 

Рисунок 1. Динамика плотности сельского населения в регионах степной зоны 

Максимальный показатель в сельских регионах  наблюдался в период 1993-1997 гг. Далее только в двух регионах – Республика Адыгея и Краснодарский край отмечается стабильный рост численности сельского населения. В целом относительно 1990 года плотность выросла в 8 регионах. Изменение плотности населения в субъектах степной зоны имеет важнейшее значение для обеспечения устойчивости их развития.

Для определения динамики сельского населения проведено исследование изменения плотности сельского населения по муниципальным образованиям регионов степной зоны России (рис.1).

На территории степной зоны отчетливо видны ареалы сильного снижения плотности сельского населения – это т.н. «периферия», где значительные сельские пространства становятся демографической «ямой». На картосхеме отчетливо прослеживаются два вида периферии – внешняя – увеличение сокращения плотности населения с запада на восток. И внутренняя – окраинные районы регионов.

Проведено исследование поляризационных процессов по регионам (табл. 1). Анализ изменения людности поселенческой сети и сельского населения был проведен на основе данные переписей населения за период 2002-2016 гг.

Таблица 1 Поляризационные процессы в регионах степной зоны России

Для выявления закономерностей поляризации поселенческой сети применим группировку населенных мест по людности в виде 3 основных групп: 1) малые сельские населенные пункты с числом жителей до 500 чел., 2) средние сельские населенные пункты людностью от 500 до 2000 чел., 3) крупные сельские населенные пункты, где насчитывается свыше 2000 жителей. 

Используя полученные группы людности, представленная  типология одинаково применимая для изучения сельских населенных пунктов и сельского населения. Центр-периферийные процессы трансформации поселенческой сети и сельского населения будут происходить по одной и той же схеме, но независимо друг от друга. То есть сельские населенные пункты могут деполяризоваться, а сельское население – поляризоваться, концентрируясь в наиболее жизнеспособных населенных местах, поэтому изучать эти два процесса необходимо отдельно, сопоставляя друг с другом. При поляризации поселенческой сети происходит укрупнение структуры сельских населенных пунктов или ее усреднение, а сельское население концентрируется в наиболее крупных населенных пунктах. При динамике, показывающей уменьшение удельного веса больших и средних сельских населенных пунктов и уменьшение доли сельского населения в них происходит деполяризация. Третий тип трансформации, названный разнонаправленной поляризацией, показывает, что система сельских населённых пунктов находится между укрупнением и разукрупнением, а численность сельского населения характеризуется концентрацией и деконцентрацией (рассредоточением) [1].

К основным демографическим проблемам сельской местности, оказывающим влияние на процессы поляризации-деполяризации населения, относятся высокий уровень смертности при низком уровне рождаемости, и миграция из села и «старение» сельского населения. Так, в 1990 году в степных регионах проживало 3,1 млн человек (22 %) старше трудоспособного возраста и 3,7 млн детей и подростков (26%), но к 2016 году доля пенсионеров составила 26,7% (3,7 млн человек), а доля детей упала до 19,4% (2,7 млн человек). На региональном уровне также видны значительные изменения. Во всех регионах снизилась доля детей и подростков – от 2,5% в Белгородской области до 13% в Республике Калмыкия. Доля пенсионеров снизилась только в двух регионах – Белгородская область (на 4,2%) и Воронежская область (на 1%).  Наиболее «постарело» сельское население Курганской области, Алтайского края и Республики Калмыкия

Сглаживание процессов демографического опустынивания и активного перераспределения населения в крупные населенные пункты возможно только при комплексном сочетании всех аспектов: конкурентоспособной экономики, сбережения природных ресурсов и  развитого человеческого потенциала. Создание благоприятного климата для населения, в т.ч. и демографического, заключается в формировании социальной среды посредством поддержания и развития сети учреждений здравоохранения, образования, культуры и пр. 

Исследование выполнено при поддержке проекта РАН 0421-2016-0001 «Степи России: ландшафтно-экологические основы устойчивого развития, обоснование природоподобных технологий в условиях природных и антропогенных изменений окружающей среды». 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Валяев И.А., Вознесенская А.Г. Пространственный анализ поляризации системы сельских населенных пунктов нечерноземной зоны России // Региональные исследования. 2016. № 1. С. 88-95.
  2. Нефедова Т.Г. Поляризация городов и сельской местности и расширение российской периферии // Региональное развитие и региональная политика России в переходный период / под общ. ред. С.С. Артоболевского, О.Б. Глезер. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2011. С. 280-299.
  3. Соколов А.А. Выявление территориальных особенностей структуры хозяйственной специализации степных регионов Евразии // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 2-5 (62). С. 65-69.