ПРИРОДНО-АНТРОПОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В АРИДНЫХ ЛАНДШАФТАХ СЕВЕРО-ЧЕЧЕНСКОЙ НИЗМЕННОСТИ 

NATURAL AND ANTHROPOGENIC FACTORS MANIFESTATIONS OF DEFLATION PROCESSES IN ARID LANDSCAPES OF THE NORTH OF THE CHECHEN LOWLANDS 

И.А. Байраков

I.А. Bajrakov

Чеченский государственный университет (Россия, Чеченская Республика, г. Грозный, бульвар Дудаева, 17А) 

Chechen State University (Russia, Chechnya, Grozny, Dudayev 17A)

e-mail: idris-54@mail.ru

 

Одна из важнейших экологических проблем современности это антропогенное опустынивание, охватившее значительные площади земель. Преобладающая территория аридной зоны Северо-Чеченской низменности используется экстенсивно, преимущественно как естественные пастбища с нестабильным и малопродуктивным растительным покровом. Геоэкологический анализ аридных ландшафтов показал, что деградация их вызвана антропогенным воздействием: бессистемное использование, усиленное засушливым климатом активизировали дефляционные процессы, принявшие в некоторых местах необратимый характер

One of the most important environmental challenges this anthropogenic desertification, encompassing significant acreage. The prevailing arid zone territory north of the Chechen lowlands is used extensively, mostly as natural pastures with unstable and passed out vegetation. Geoecological arid landscapes analysis showed that their degradation caused by anthropogenic: indiscriminate use, increased aridity intensified deflationary processes, accepted in some places irreversible the nature of the. 

По своим физико-географическим особенностям и с точки зрения направления хозяйственного использования, Притерский песчаный массив представляет собой район резко очерченный. Своеобразие его ландшафтов по сравнению с окружающими пространствами Северо-Чеченской низменности определяется, прежде всего, гидрологическими условиями песков. В понижениях, с близким залеганием грунтовых вод, встречаются типичные луговые фитоценозы. Свойства песков накапливать и сохранять влагу в течение всего вегетационного периода, в некоторой мере нейтрализуют и смягчают действие засушливого климата, создают условия, приближающиеся к условиям более северной степной зоны. Благодаря повышенной влажности песков растительный покров, представленный здесь злаковой и разнотравно-злаковой растительностью, довольно хорошо сохраняется в знойные летние месяцы, в то время как на суглинистых и глинистых почвах растительность выгорает [1].

По природным условиям Притерский песчаный массив может быть разделен на две, имеющие довольно существенные между собой различия, части: юго-западную и северо-восточную, по мере нарастания засушливости климата, облик песков изменяется. Неразбитые и полуразбитые грядовые пески, преобладающие в юго-западной части, сменяются грядово-бугристыми песками, местами переходящими в крупногрядово-бугристые и даже барханно-грядовые пески почти совершенно лишенные растительности. Своеобразие песчаного рельефа северо-восточной части массива, а равно и наличие здесь довольно значительных площадей сыпучих развеваемых песков, можно объяснить более интенсивно протекающими процессами дефляции. Большую же интенсивность дефляции в этой части массива следует отнести, прежде всего, за счет увеличения силы ветра и уменьшения густоты растительного покрова.

Увеличение засушливости климата в северо-восточном направлении сказывается также на уменьшении влажности песка, на характере почвенного и растительного покрова. Пески северо-восточной части массива менее гумусированы по сравнению с юго-западной частью, растительный покров здесь более изрежен, а в его составе наряду со степными ассоциациями видное место занимают ассоциации полупустынного типа.

Очень разнообразно территориальное распределение атмосферных осадков, годовое количество которых изменяется от 200 до 400 мм.

Разнообразие песчаного рельефа и почвенно-климатических условий полупустыни требуют строгого соблюдения правил землепользования, тщательно продуманной организации и научно обоснованной дифференцированной системы использования земельных ресурсов. Нарушение этих требований в практической деятельности хозяйств ведет к ускоренному развитию дефляционных процессов, которые разрушает почву и уничтожают плодородный слой, формировавшийся на протяжении тысячелетий. Дефляция почвы является прямым следствием неправильного использования земельных ресурсов, применения системы земледелия, не соответствующей конкретным почвенно-климатическим условиям.

Основной причиной, вызвавшей такое интенсивное развитие здесь дефляционных процессов и потерю плодородия почв, является большая перегрузка аридных пастбищ выпасом скота из-за несоблюдения пастбищеоборота.

Чрезмерный выпас скота на песчаных почвах приводит к быстрому уничтожению дернины, разрыхлению верхнего слоя почвы и возникновению очагов разевания. Возникновению дефляции способствует, и распашка почв легкого механического состава без соблюдения необходимых правил противоэрозионной агротехники [1]. Зачастую нарушаются, элементарные положения полезащитного земледелия пашут и сеют по направлению господствующих ветров, распахивают сразу большие участки дефлируемых земель, пахоту ведут с оборотом пласта, применяют орудия, усиливающие дефляционные процессы, в структуре посевных площадей большой процент занимает пропашные культуры и однолетние травы, медленно внедряются в практику приемы полосного и кулисного земледелия. К возникновению новых очагов разевания песков привело и чрезмерное увеличение бахчеводства с применением обычной агротехники. Получившие большое развитие в полупустынной зоне дефляционные процессы представляют, повлекшие за собой необратимые изменения ландшафтов, весьма серьезную угрозу ее почвенным ресурсам. Нужны экстренные и эффективные меры. Губительному действию дефляции необходимо противопоставить научно-обоснованную систему противоэрозионных мероприятий, центральное место, среди которых, должны занимать агролесомелиорации.

Использование аридных ландшафтов должно предупреждать и прекращать дефляционные процессы, создавать ветроустойчивую поверхность почвы, заботиться об уменьшении скорости ветров в приземном слое и сокращении размеров пылесборных площадей. Особое внимание следует уделить повышению противодефляционной устойчивости почвы и ее защите растениями или их остатками.

Почвенно-климатические и геоморфологический условия аридных ландшафтов Притерского песчаного массива предполагают активное проявление деградационных и дефляционных процессов. Этому также способствуют нарушения культуры земледелия, исключающие применение почвозащитных средств, разрыхляющие почвы интенсивными механическими обработками. Надо помнить, что вред, нанесенный дефляцией, огромен и имеет многосторонний характер. От ее проявления страдает сельскохозяйственное производство, загрязняются водоемы и окружающая среда. Необходимо установить систематический мониторинг за правильным использованием хозяйствами земель, вод, лесов, недр и других природных богатств, предотвращении загрязнения, и засоления почв поверхностных и подземных вод, сохранении водоохранных и защитных функций лесов, воспроизводстве животного и растительного мира. Почвенно-эрозионное обследование свидетельствует, что на территории региона 599 тыс. га сельскохозяйственных угодий потенциально опасны эрозии, а 320,9 тыс. га подвержены. Эрозия затрагивает 23,8% пашни, 53,8% – сенокосов и 64% пастбищ. Эродированную пашню необходимо залужить многолетними травами и использовать под сенокошение. На кормовых угодьях необходимо облесение на площади 4 тыс. га, террасирование крутых склонов – на 2,7 тыс. га, коренное улучшение 48,2 тыс. га пастбищ, исключение из пастбищеоборота на 3-4 года 21,3 тыс. га.

Дефляция почв вызывает существенные и многосторонние изменения в природных ландшафтах: исчезает естественная растительность, иссушается почва, нарушается её структура, снижается количество гумуса.

Использование песчаных почв должно предусматривать максимальную имитацию эколого-географических условий аридных ландшафтов полупустынной зоны. Несмотря на то, что процессы, влияющие на потери естественного плодородия, усиливаются засухой, во многих случаях определяющее значение имеет антропогенный фактор.

Так, пестрота почвенных разностей, в пределах низменности в значительной мере определяется количественным содержанием в материнской породе песчаных и глинистых частиц. В одинаковых условиях глинистые почвы более засолены, чем почвы легкого механического состава. Механическим составом обусловливаются и водные свойства, благодаря которым на песчаных и глинистых почвах, рядом расположенных участков, формируются различные природные комплексы.

Установление процесса понижения уровня грунтовых вод в Терских песках, которое будет прогрессировать в связи с дальнейшим зарастанием песков, требует обводнительных мероприятий, направленных на его повышение.

Естественный процесс расслоения почв Затеречных степей может быть усилен правильной организацией орошения и т.д.

 Качественное своеобразие природного комплекса зависит от количественного соотношения слагающих его компонентов. А так как это соотношение не остается постоянным во времени, а изменяется или в результате процесса саморазвития или воздействия каких-либо внешних причин, связанных с деятельностью человека, то эти количественные изменения приводят к глубоким качественным изменениям. Так, например, пески низменности на каждой стадии зарастания представляют собой качественно новое образование, отличающееся от предыдущей стадии не только густотой и составом растительного покрова, но и развитием почвообразующих процессов, количеством гумуса, степенью уплотненности и связанности верхнего слоя, рельефом и т.д.

 Изменение природы человеком основано на количественном изменении ряде компонентов географической среды. Изменяя тот или иной компонент, необходимо предвидеть, в каком направлении будут происходить изменения во всем природном комплексе. Так, вопросы организации орошения должны решаться по-разному для конкретных ее частей. В районах с близким залеганием минерализованных грунтовых вод или с засоленным грунтом на небольшой глубине, орошение может допускаться только при строгой регламентации во избежание засоления. В отдельных районах орошение возможно только при предварительном дренаже территории с целью понижения уровня грунтовых вод и т.д.

Во всех вышеуказанных видах ландшафтов необходимо проведение агролесомелиоративные мероприятия, поверхностное и коренное улучшение пастбищ.

При сопряженном анализе карт распределения осадков и агроклиматических районов четко выделяются районы в той или иной степени дефицитом влаги, что при высоких летних температурах иссушает почву приводящей к возникновению дефляционных процессов. На основании этого нами выделены районы по степени подверженности дефляции (рис. 1). 

Рисунок 1. Районирование Притерского песчаного массива по степени проявления дефляционных процессов

Условные обозначения:

  1. Район слабой дефляции, включает небольшие участки террас, чаще с лесными полосами на каштановых почвах, обладающие более чем песчаные почвы устойчивостью к сильным ветрам. Дефляция проявляется в годы с очень сильными пыльными бурями. Дефляции подвержена от 0 до 20% площади ПТК.
  2. 2. Район подвержен слабой и средней степени дефляции, включает ПТК с лесными полосами, на светло-каштановых супесчаного состава почвах. Дефляции подвержена от 20 до 40% площади ПТК.
  3. Район средней и сильной степени дефляции включает район песчаной равнины, представленный песчаными почвами разного механического состава. Дефляции подвержена от 40 до 60% площади ПТК.
  4. Район сильной степени дефляции включает район песчаной равнины, представленный песчаными почвами разного механического состава. Дефляции подвержена от 60 до 80% площади ПТК.
  5. Район с обнаженными песками, разного механического состава, лишенный почвенно-растительного покрова. Дефляции подвержена от 80 до 100% площади ПТК. 

Эрозионное районирование Притерского песчаного массива произведено на основе изучения, систематизации и анализа всех материалов почвенно-эрозионных и геоботанических обследований, а также с учетом природно-климатических условий. Выделение участков для залужения, облесения и террасирования крутых склонов, выхолаживание оврагов и котловин, формирование землепользования с учетом рельефа и специализации хозяйств [2]. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Байраков И.А. Проблемы опустынивания аридных ландшафтов Северо-Чеченской низменности. Грозный: Изд-во ЧГПИ, 2014. 150 с.
  2. Байраков И.А., Идрисова Р.А., Элипханов М.У. Аридные ландшафты Чеченской Республики и их антропогенные преобразования // Вестн. Тамбов. гос. ун-та им. Г.Д. Державина. Т. 16. вып. 6. Тамбов, 2011. С. 1552-1555.