ПСАММОФИТНЫЕ ВАРИАНТЫ СТЕПЕЙ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
PSAMMOPHYTE VARIANTS OF THE STEPPES OF THE VORONEZH REGION
О.П. Быковская, А.Я. Григорьевская
O.P. Bykovskaya, A.Y. Grigorijvskaya
Воронежский государственный университет (Россия, 394006, Воронеж, Университетская пл., 1)
Voronezh State University (Russia, 394006, Voronezh, University square, 1)
e-mail: drumlina2012@yandex.ru
В статье дана характеристика условий формирования и описаны особенности современного распространения псаммофитных степей в пределах Воронежской области, сформулированы принципы охраны степных ландшафтов в условиях песчаного субстрата.
The article describes the conditions of formation and describes the features of the current spread of psammophytic steppes within the Voronezh region, formulated the principles of protecting steppe landscapes in conditions of sandy substratum.
Псаммофитные степи, наряду со склоновыми степными ландшафтами разных литологических вариантов, обладают значительным средоформирующим потенциалом в условиях чрезмерной антропогенной трансформации староосвоенных регионов, к которым, безусловно, принадлежит и Воронежская область. Литологической основой для формирования этой категории степных ландшафтов выступают флювиогляциальные отложения донского (нижнечетвертичного) возраста, весьма ограниченно представленные на междуречных пространствах Окско-Донской низменной равнины, Калачской возвышенности и восточных и юго-восточных отрогах Среднерусской возвышенности, а также аллювиальные отложения, приуроченные преимущественно к левобережьям долин рек.
Флювиогляциальные отложения в Воронежской области представлены флювиогляциальными грядами и долинными зандрами. Образование Воронежской флювиогляциальной гряды идентично процессу формирования типичных озов, характерных для более северных территорий европейской части России (Карелия), и связано с деятельностью водного потока на поверхности ледовой толщи в стадии омертвления и таяния сегмента ледникового покрова Донского языка. Гряда имеет протяженность около 165 км и располагается в пределах Доно-Воронежского междуречья от с. Хлевное Липецкой области до устья р. Воронеж и южнее до устья р. Икорец, мощность отложений достигает 60-80 м. Характерными урочищами гряды являются сосновые посадки на бугристом водоразделе с супесчаными почвами, субори злаковые на бугристом водоразделе с супесчаными почвами, дубравы злаковые и злаково-орляковые на пологих склонах гряды с супесчаными почвами. Местами встречаются и песчаные степи на черноземовидных гумусированных песчаных и супесчаных почвах (к северо-востоку от с. Аношкино), а также бугристые развеваемые пески (юго-западнее с. Михайловка).
Ландшафты на отложениях долинных зандров сформировались в местах локализованного стока талых ледниковых вод. Они широко развиты в области Донского оледенения, особенно в периферийной зоне и вдоль края ледника. Выделенные в долинах многих рек зандры залегают в самой верхней части водораздельных склонов выше 4-ой надпойменной террасы, от которой отличаются более неровной поверхностью, невыдержанным распространением вдоль склона долины, а также более грубым составом отложений, представленных песками разной зернистости с горизонтальной или косой слоистостью, иногда в основании имеется базальный горизонт из гравия кварца и гальки местных и северных пород, встречаются прослои суглинков и глин. Мощность песчаных отложений колеблется от 3-7 до 12-16 м. Направление стока обычно совпадает с современными речными долинами (левобережье Черной Калитвы, вдоль рек Битюга, Елани, Савалы и др.). Отдельные участки этого морфогенетического типа ландшафтов удалены друг от друга на значительные расстояния и отличаются в связи с этим большим разнообразием. К ним приурочены и крупные лесные массивы, например, значительная часть Савальского леса, и участки песчаных степей (левобережье р. Черная Калитва). [1]
Песчаные надпойменные террасы наиболее распространены по левобережью долины реки Дон и его крупных притоков: Битюга, Воронежа, Хопра.
Геолого-геоморфологические факторы формирования псаммофитных степей складываются из определяющей роли литологии выходящих на поверхность горных пород, которые, в свою очередь, выступают в качестве одного из рельефообразующих факторов, предопределяя формирование своеобразного рельефа, присущего только районам с распространением песчаных пород.
Бугристо-котловинный рельеф образуется в результате эоловых процессов чаще всего в условиях слабозадернованных песчаных пространств. Котловинно-западинный рельеф характерен для районов, где наряду с эоловыми процессами господствуют суффозия и карст. Безусловно, сами песчаные породы не способны растворятся в воде, но они хорошо ее фильтруют, и, в тех случаях, когда нижележащие слои представлены трещиноватым мелом или известняком происходит активизация карстовых процессов, формируются карстовые провалы, западины, воронки. Яркий пример этого междуречье рек Убля и Котел Белгородской области.
Овражно-балочный рельеф присущ не только пескам, но в условиях их распространения приобретает специфические черты. Овраги и балки имеют здесь короткие обрывно-осыпные склоны и широкие днища. В поперечном профиле такие формы рельефа напоминают «корыта», за что получили название корытообразных. Они характерны для придолинных участков зандровых пространств, широко развиты на левобережье р. Дон от г. Воронеж до г. Лиски.
Песчаные отложения оказывают мощное влияние на формирование почвенно-растительного покрова. Они выступают в роли почвообразующей породы, влияя на механический состав, химические свойства и плодородие почв. В результате процессов почвообразования на песках происходит формирование черноземов, серых лесостепных, лугово-черноземных почв песчаного и супесчаного механического состава, с пониженным содержанием гумуса. Растительный покров, формирующийся на таких почвах, представлен вариантами степей с господством псаммофитов, борами, суборями и судубравами. Следует отметить, что в пределах Центрального Черноземья большая часть лесных массивов из Pinus sylvestris приурочена исключительно к песчаному субстрату.
Таким образом, физико-химические свойства субстрата оказали и продолжают оказывать значительное воздействие на все компоненты природы, межкомпонентные связи, обмен веществом и энергией природно-территориальных комплексов. Ведущее значение здесь приобретает наличие прямого контакта песчаных отложений с контрастными средами: атмосферой и гидросферой. Возникающий при этом активный взаимообмен веществом и энергией способствует формированию специфичных зандровых ландшафтов.
Песчаные пространства, особенно в пределах надпойменных террас, являясь местом проявления движущихся песков и песчаных бурь, стали в середине двадцатого века основным объектом формирования искусственных лесных насаждений. В связи с этим псаммофитные степи существенно сократили свой ареал и встречались фрагментарно. Однако после массовых пожаров 2010 года значительные площади, прежде занятые насаждениями сосны обыкновенной, освободились и в настоящее время псаммофитные степи стали не таким редким явлением в структуре ландшафтов надпойменно-террасового и водораздельно-зандрового типов местности Воронежской области.
В целом, в Воронежской области такие степи представлены в пределах элювиальных (центральные, привершинные и прибровочные водоразделы и поверхности террас), трансэлювиальных (склоны долин, крупных балок, уступы террас, лощины и овраги) и трансаккумулятивных (делювиальные шлейфы и днища балок) местообитаний. При этом более 70% приходится на уступы и поверхности надпойменных террас.
В процессе полевых исследований нами выявлены следующие варианты растительных сообществ в условиях песчаного субстрата: разнотравные, ковыльные, типчаковые, а также тимьянниковые и полынниковые [3].
Направления динамики псаммофитных степей, по нашим наблюдениям, имеют несколько векторов. Ряд участков, особенно в пригородных зонах, вновь стали объектами искусственного облесения с целью восстановления утраченных лесохозяйственных и рекреационных территорий. Некоторая часть испытывает процессы естественного восстановления леса в силу расположения их в лесостепной зоне, рядом с сохранившимися участками леса и наличием источника семян. Третий вариант развития – сохранение степного типа растительности. Ниже приведены описания нескольких ключевых участков, относящихся к этой категории.
Известен участок песчаных степей в Петропавловском районе в окрестностях сс. Новый Лиман, Замостье, Березняги, Дедовка, представленный двумя урочищами «Дюнные всхолмления» (площадью 197,6 га) и «Видное» (площадью 101,4 га). В послевоенное время в этом районе была заложена система лесных полос из хвойных пород для закрепления движущихся песков. Флора этих степей насчитывает до 300 видов сосудистых растений, среди которых часто встречаются типичные псаммофиты: Cleistogenes squarrosa, Thymus pallasianus, Secale cereal, Koeleria glauca, Festuca polesica, Carex colchica, Calamagrostis epigeilos и ряд других. Реже встречается Jurinea polyelonos, Chamaecytisus borysthenicus. Все эти растения служат индикаторами песчаной почвы с доминированием псаммофитных элементов флоры. По понижениям растет Betula borysthenica и кустарниковая форма Quercus robur. Растительный покров этого участка не сомкнут в надземной части. Только отдельные куртины из разнотравья и кустарников разбросаны по всей территории. В лесных полосах, под пологом Pinus sylvestris и P. pallasiana встречаются Linaria genestifolia, Artemisia austriaca, Euphorbia virgate, Plantago arenaria. Эндемиком юга Европейской России является Centaurea pineticola. Centaurea dubjanskyi включен в Красную книгу России как и Stipa pennata. Урочища «Дюнные всхолмления» и «Видное» объявлены памятниками природы областного значения Постановлением правительства Воронежской области № 1161 от 25.12.2013 г.
Другим вариантом песчаных степей является участок в Ольховатском районе в окрестностях с. Шапошниковка и хут. Ремезово на левом склоне долины реки Черная Калитва. Типчаково-ковыльное сообщество имеет общее проективное покрытие до 80% с выраженной ярусной структурой. Доминант первого яруса Stipa capillata имеет высоту до 1,2 м и проективное покрытие до 18%. Второй ярус образует Festuca valesiaca высотой до 0,5 м с проективным покрытием до 13%. Отдельные куртины образует Thymus Pallasiana. Относительно редко встречаются Salvia aethiopis, Senecio grandidentatus. Кроме типичных псаммофитов представлены растения меловых и суглинистых обнажений: Euphorbia sequieriana, Astragalus varius, Yurinea arachnoidea, Reseda lutea, Pimpinella tragium и другие.
Небольшие фрагменты песчаных вариантов степей встречаются по опушкам Хреновского и Усманского боров. Они образованы Thymus Pallasiana, Secale sylvestre, Helichrysum arenarium, свободные ниши заняты Stipa pennata, S. capillata, Potentilla arenaria. Anemone sylvestris можно считать фитоценотическим реликтом исчезнувшей субори, которая в настоящее время заменена антропогенным сосновым лесом.
Многие выявленные участки не представляют собой хорошо структурированных зрелых степных сообществ и, скорее, являются промежуточной сукцессионной стадией восстановления растительности по гарям и пастбищам. Нельзя преуменьшать также значение песчаных отложений как резерва увеличения площади лесопокрытых земель, и это направление использования данной категории ландшафтов, безусловно, приоритетное, особенно в окрестностях крупных населенных пунктов, тем более, что растительность леса выполняет целый ряд функций: водоохранную, противоэрозионную, рекреационную и т.д.
Тем не менее, псаммофитные степи, включающие редкие или даже уникальные элементы флоры и формы рельефа (дюны, развеваемые пески «Воронежской сахары»), нуждаются в мероприятиях по их сохранению. Для реализации ландшафтного подхода к развитию сети особо охраняемых природных территорий, и, в частности, классификационного принципа и принципа репрезентативности, необходимо включить выявленные комплексы в структуру ООПТ Воронежской области [2, 4]. Обнадеживающим показателем является создание уже упомянутых памятников природы. Но этого, явно, не достаточно. Эти степи являются очень хрупкими комплексами, остро реагирующими на превышение рекреационной и пастбищной нагрузки. По нашим наблюдениям, даже при незначительной, но регулярной нагрузке степи с песчаным субстратом в течение одного весенне-летнего сезона могут достичь 3-4 стадии дигрессии. Это свидетельствует о необходимости очень осторожного использования таких природно-территориальных комплексов в рекреационных целях и в качестве туристических объектов. В этом случае необходимо строго контролировать количество посетителей и применять маркированные экологические тропы, желательно в виде настилов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: