ЭКОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИНАМИКИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ И ЧИСЛЕННОСТИ ВЫХУХОЛИ (DESMANA MOSCHATA L.) В УРАЛО-КАСПИЙСКОМ РЕГИОНЕ 

THE ECOLOGICAL- GEOGRAPHICAL ASPECTS OF DYNAMICS OF DISTRIBUTION AND NUMBER MUSKRATS (DESMANA MOSCHATA L.) IN THE URALS-KASPIYSKI REGION

 

П.ВДебело 

P.V. Debelo

 

Оренбургский государственный университет

(Россия, 460018, г. Оренбург, пр. Победы, 13)

 

The Orenburg State University

(Russia, 460018, Orenburg, Pobedy Ave., 13)

e-mail: ecology@mail.osu.ru

 

Показано изменение распространения и численности вида в регионе с конца 18 в., когда сплошной ареал, по мере хозяйственного освоения территории, постепенно распадался на ряд изолированных очагов, в которых вид постепенно исчезает.

Change of distribution and number of a look in the region since the end of 18 century when the continuous area, in process of economic development of the territory, gradually broke up to a number of the isolated centers in which the look gradually disappears is shown.

 

На территории Предуралья ископаемые остатки выхухоли известны с верхнего плиоцена. С этого времени, очевидно, началось освоение территории Общего Сырта, а затем и Северного Прикаспия, где ареал вида формировался под влиянием неоднократных трансгрессии и регрессий Каспийского моря, а затем и под все возрастающим воздействием антропогенного фактора. В последнее тысячелетие максимальной сложности структура ареала, по-видимому, достигла в эпоху т.н. «малого ледникового периода», когда по рр. Иргиз, Еруслан, Торгун, Б. и М. Узень получили развитие обширные, а по мелким речкам менее значительные массивы дубово-вязовых, березово-осиновых, а местами и сосновых лесов, сливающихся с дубравами южных отрогов Общего Сырта, описанных Э.А. Эверсманном и Г.С. Карелиным. Широкое распространение лесных сообществ и их значительная площадь позволяют некоторым авторам утверждать, что Северный Прикаспий в это время имел, в определенной, степени лесостепной облик.

В середине XVIII века в пределах региона северная граница ареала выхухоли прослеживалась от Самарской Луки к среднему течению р. Сок, по долине р. Самары она, вероятно, достигала верховий реки, а далее следовала в область нижнего течения р. Сакмары и среднего течения р. Урала в окрестностях г. Оренбурга. Вместе с тем, встречи выхухоли под Екатеринбургом и находки ископаемых остатков в Башкирии и Челябинской области, дали некоторым авторам основание границу по среднему течению р. Урал продолжить до окрестностей г. Орска [2, 11].

У южных рубежей региона выхухоль известна из области низовий р. Волги, где её отмечали С.Г. Гмелин, И.И. Лепехин, затем В.А. Хлебников, а во второй половине 20в. её обитание здесь подтверждено и рядом других авторов. В Волжско-Уральском междуречье выхухоль встречалась по рр. Торгуну, Б. и М. Узеням [ЦГАДА, ф. Сарат. губ., №53], на Камыш-Самарских озерах [4], возможно и по р. Кушуму.

Об её обитании в низовьях р. Урал в историческом прошлом достоверных сведений нет, хотя такая возможность не исключалась А.П. Бородиным [2]. Не нашел подтверждения её обитания в окрестностях г. Гурьева в конце 1930-х годов и Б.А. Кузнецов [6], а по свидетельству Н.Н. Руковского, детально обследовавшего низовья р.°Урал в 1944 и 1945 гг. ни одного водоёма южнее границы Уральской области, отвечавшего требованиям выхухоли, нет. Более того, никогда этого зверька здесь не встречали и рыбаки-старожилы. Вместе с тем, в литературе имеются сообщения о встречах отдельных зверьков в Баксайском и Испульском районах Гурьевской области, что, возможно, относится к унесенным паводкам особям. В последние десятилетия самые южные находки выхухоли в этом районе известны из окрестностей п. Калмыково Уральской области [1].

Восточная граница ареала проходит по левобережной кромке поймы р. Урал вверх до приустьевых участков его притоков Солянки, Джазбуги, Барбастау и Утвы. По долине последней выхухоль поднималась до окрестностей г. Аксай, а затем отмечалась по р.°Илеку в Чингирлауском районе, откуда граница, по-видимому, следует к окрестностям г. Оренбурга.

Таким образом, восточная часть ареала выхухоли включила места обитания по долинам рр. Волги, Урала, ряда их притоков, Б. и М. Узеню, Камыш-Самарским озерам и, возможно, Кушуму. Однако распространена она здесь была довольно неравномерно и пространственная структура («кружево») ареала изменялась довольно быстро. В связи с этим представляется целесообразным проследить ее динамику за последние столетия.

В XVIII веке основные местообитания выхухоли были сосредоточены в пойме р. Волги, хотя по мере продвижения к низовьям их круг постепенно сокращался [2]. С поймой Волги непосредственно связаны местообитания её левобережных притоков и, по-видимому, Б. и М. Узеней. Несколько иная ситуация была в бассейне р. Урал, где, по свидетельству П.И. Рычкова, «в некоторых тамошних речках выхухоль встречалась изредка» (а наибольше в р. Волге). По-видимому, подобное положение сохранялось также во второй половине этого века (о чем свидетельствуют материалы участников академических экспедиций) и на протяжении всего последующего столетия. Так, П.С. Паллас отмечал, что основные местообитания выхухоли находились по долине р. Волги и в низовьях р. Самары, а для р. Урал (который он со спутниками посещал трижды), Кушуму и в Камыш-Самарских озерах она не упоминается, возможно, в связи с малочисленностью. Э.А. Эверсманн, довольно подробно изучивший территорию Общего Сырта, большую часть бассейна р. Урал и Волжско-Уральское междуречье в очерке о выхухоли отмечает лишь, что её «по рекам уральской системы нет, но по Самаре (она) попадается нередко». Обитание выхухоли по рр. Волга, Сок и Самара подтверждено и в вышедшей немногим позднее работе М.Н. Богданова. Точные данные о распространении выхухоли в бассейне р. Урал на конец 19 в. впервые приводит Н.А. Зарудный [4], по сведениям которого этот зверек обитал в низовьях р. Сакмары и по долине р. Урал в окрестностях г. Оренбурга (отмечался в 1882 и 1887 гг.), а также в Камыш-Самарской системе озёр в низовьях рр. Б. и М. Узень (отмечался в 1858 и 1884 гг.). В последнем районе выхухоль, якобы, добывалась и немногим позднее [6].

Приведенные материалы показывают, что ещё в сравнительно недалеком историческом прошлом, запад нашего региона представлял собой часть сплошного, хотя с разной плотностью заселенного ареала выхухоли. Однако начавшееся после окончания «малого ледникового периода» потепление, сопровождающееся значительной аридизацией климата, а также вырубка лесов, нерегулируемый промысел, перевыпас (и, как следствие, уменьшение водности рек) постепенно привели к тому, что единая в прошлом область распространения вида в регионе, начала распадаться на 3, по сути дела изолированных очага: волжский, который еще некоторое время оставался основным и два второстепенных – уральский и узеньский.

В начале XX века основные местообитания выхухоли, по-прежнему, были сосредоточены в волжской пойме, населяла она низовья р. Самары, по р. Сок поднималась вверх до г. Сергиевска, отмечалась также по долинам рр. Безенчука и Луговой. В 1934 и 1937 гг. выхухоль была интродуцирована в пойме рр. Самары и Боровки в Бузулукском бору, где хорошо прижилась и размножалась, что позволило в 1957 г. отловить здесь около 90 особей для расселения в соседние водоемы. Позднее расселение проводилось в пойме р. Волги у п. Федоровка, по рр. Б. Черемшан (окр. пп.Каменка-Черемшан), Б. Кинель, в заказнике «Шиповский», р. Сок и оз. Бестерма, рр.Чапаевка, Чагра, Б. Иргиз, Мокрая Овсянка, окр. п. Пестравка (оз. Широкое), р. Б. Глушица (Августовский заказник) и некоторых других водоёмах [7].

С зарегулированием Волги все пойменные местообитания вниз до г. Волгограда были затоплены, хотя часть популяции, возможно, сместилась в Волго-Ахтубинскую пойму. Здесь поселения выхухоли в середине XX века были известны в окрестностях пп. Харабали, Володарское, на территории Астраханского заповедника и в Денгизском районе Гурьевской области [1, 11]. Однако уже с 1970 г. сведения об обитании выхухоли на территории заповедника отсутствуют с 1982 г. не подтверждается ее обитание в окрестностях п. Харабали, а в Володарском районе в это время были известны лишь единичные встречи.

О состоянии «уральской» популяции в начале XX века сведения, насколько нам известно, отсутствуют, но специальное обследование низовий р. Сакмары и уральской поймы в окрестностях г. Оренбурга в 1939 г. показало, что выхухоль в это время здесь не встречалась. На отрезке поймы до г. Уральска она «начинала попадаться» лишь ниже устья р. Илек и отмечалась, в частности, в окрестностях пп. Рубежка, Чулпан, Гниловский. Кроме того, её обитания были известны по р. Илек в Чингирлауском районе и р. Чаган вверх до п. Красный.

Ниже г. Уральска обитание выхухоли в пойме р. Урал было установлено на территории тогдашних Каменского и Лбищенского районов в окрестностях пп. Б. Чаган, Шапово, Балаган, Колесово, Горячкино, Мергенево, Карши, Каленый, Лебедок, Антоново и Калмыково – т.е. почти до границы с Гурьевской областью. В Каменском районе обитание подтверждено добычей нескольких особей, а в окрестностях п. Чапаево выхухоль добывалась на р. Джазбуга и в 1944 г. [6].

По-видимому, во многих этих местах выхухоль обитала и в 1950-е годы, поскольку отмечалась в окрестностях пп. Январцево, Дарьинское, Чапаево (1950 г.), а также в низовьях рр. Утва и Рубежка (1953 г.). В середине 1960-х годов при проведении специальных учетных работ выхухоль была обнаружена по всей пойме р. Урал от устья р. Илек до п. Мергенево, в предустьевых участках таких притоков Урала как Илек, Утва, Вязовая, Барбастау, Солянка и в верховьях Кушумского канала, хотя важнейшие ее местообитания в это время находились между г. Уральском, п. Круглоозерное и М. Чаган, а также между п. Барановка и устьем р. Солянка [3, 6].

В Оренбургской области в 1960-е года по сообщениям охоткорреспондентов выхухоль отмечалась в пограничных с Казахстаном Илекском и Ташлинском районах, а также по пойме Урала в 30 км выше г. Оренбурга [11].

В маловодные 1969, 1976 и 1977 гг. многие пойменные озера сильно усыхали, а зимой промерзали, в связи с чем выхухоль на них исчезла. Вместе с тем, весной 1977 г. по сведениям сотрудников Уральской охотинспекции она все же сохранилась в пойменных озерах Орлово, Попово и Кривое на территории Приурального района, вблизи г. Аксай по р. Утве, в пойме Урала южнее г. Уральска на оз. Старый Урал у п. Скворкино, а осенью этого и следующего года была обнаружена на оз. Погромное, Медвежье, Дальшиновское вблизи п. Чапаево и на одной из стариц у п. Кожехарово.

В конце 1970-х и 1980-е гг. выхухоль уральской популяции населяла устьевой участок р. Каргалка (бас.Сакмары), пойменные озера по долине р. Урал у пп. Ивановка, Рычковка, Городище, Зубочистка, Краснохолм, Кардаилово, Нижнеозерное, Илек (оз. Солдатово, Старица, Мураново), напротив п. Бурлин, а также по рр. Черная, Кинделя и Иртек вверх на 30-40 км в Оренбургской области. В пределах северной части Уральской области важнейшие местообитания выявлены у пп. Красноармейский, Дарьинское; южнее выхухоль была прослежена до п. Чапаево, а предположительно она обитала и ниже по течению до п. Калмыково [9, 10].

Современное распространение выхухоли выявлено недостаточно, хотя можно предположить, что она сохранилась в крупных (непересыхающих и непромерзающих) озерах-старицах, а также в приустьевых участках некоторых притоков Урала вблизи отмеченных выше пунктов.

Узеньская популяция, вероятнее всего, существовала до начала 1930-х годов на участках поймы Б. и М. Узеней с небольшими прирусловыми рощицами и галерейными прибрежными зарослями кустарников. Последующее пересыхание, обмеление, промерзание и изменение солевого режима водоемов изменили условия обитания, в результате чего она, по-видимому, практически исчезла, поскольку во всех сводках, посвященных животному миру этой территории, выхухоль не упоминается.

Таким образом, к началу XXI века на месте единого в прошлом ареала выхухоль исчезла в узеньском очаге, а в низовьях Волги, в связи с зарегулированием её течения и сопутствующими негативным последствиями, осталось лишь несколько небольших, преимущественно сформировавшихся в результате интродукции локальных очажков, которые едва ли смогут поддерживать существование вида в этой части региона. Основным же очагом стал уральский, существование которого, очевидно, будет зависеть от сохранения местообитаний.

Важнейшими угодьями в долине р. Волги в прошлом были пойменные озера-старицы. Крупные непересыхающие и непромерзающие «зрелые» старицы и приустьевые участки Утвы, Ембулатовки, Рубежки и других притоков, по нашим наблюдениям, предпочитает выхухоль и в бассейне р. Урал. Низовья небольших уральских притоков летом обычно слабо проточны. Большинство «зрелых» стариц становится проточными лишь во время паводка, когда на излучинах их русел часто формируются крупные заломы и наносы, где зверьки находят убежища при затоплении нор. На этих водоемах у берегов глубина достигает 1-2 м, а на середине иногда превышает 4-5 м. На небольших глубинах здесь сформировались прибрежные заросли из тростника и рогозов, глубже сменяемые поясом кувшинок, кубышек, рдестов и погруженных гидрофитов, часто перемежающихся с участками открытого илистого дна. Эти водоемы отличаются богатством различных беспозвоночных, в т.ч. насекомых, их личинок и моллюсков - основы пищевого рациона выхухоли. Богатой кормовой базой характеризуется и ряд «отмирающих» стариц. Однако, при участившихся в последнее время низких паводках, они обычно через 1-2 года сильно мелеют, а зимой промерзают, в связи с чем используются выхухолью нерегулярно, в качестве временных кормовых угодий. Почти не пригодны для выхухоли и «молодые» недавно образовавшиеся старицы с крутыми, обрывистыми берегами, на которых, как правило, отсутствует или слабо выражен пояс прибрежной растительности. Здесь зверьки бывают лишь временно, чаще всего при ухудшении условий в их постоянных местообитаниях.

Сходные со «зрелыми» старицами условия существуют на некоторых участках степных речек (Илек, Утва, Чаган, Б. Иргиз и др.) и создаваемых здесь прудовых хозяйствах. Вместе с тем, негативные последствия аридизации территории региона и усиление антропогенного пресса приводят к постепенному сокращению площади пригодных местообитаний, что негативно сказывается на распространении вида и его численности.

Наиболее многочисленной в XVIII-м и начале XIX-го в. выхухоль была в пойме р. Волги на территории Самарской и сопредельной части Саратовской губернии. Обычной считалась она и немного южнее, где по свидетельству И.И. Лепехина «почти все озера были заполнены выхухолями». Однако ниже по течению её становилось меньше и, как отмечал С.Г. Гмелин «выхухоли уже в нижней стороне Волги пропадают».

На сопредельной территории Заволжья выхухоли было «много» у Алексеевского пригорода по р. Самаре, обычной считалась она по Торгуну и Узеням. Однако восточнее ситуация существенно изменялась и в бассейне р. Урал она не была даже обычным видом.

Последующий промысел и хозяйственное освоение территории привели к тому, что к концу XIX-го - началу XX-го века запасы выхухоли в регионе (как и в целом по стране) оказались подорваны, в связи с чем в 1920 г. был введен запрет на ее добычу. Это мероприятие и интродукция значительного количества выхухолей в места их былого обитания и новые районы способствовала некоторому восстановлению численности (хотя по Узеням она, очевидно, вскоре исчезла). Последующее зарегулирование Волги, осушение и освоение пойм других рек коренным образом изменило характер пойменных водоемов, что вызвало новое снижение численности, которое продолжается вплоть до настоящего времени.

В итоге:

- в Астраханской области в 1975 г. всего насчитывалось 150-200 зверьков [11], численность которых постепенно сокращалась и вскоре даже на территории заповедника они исчезли. По-видимому, аналогичная судьба постигла и популяцию казахстанской части дельты Волги в Денгизском районе Гурьевской области;

- в Волгоградской и Саратовской областях по долине Волги и в Заволжье выхухоль, по-видимому, исчезла к 1970 г.;

- в Самарской области благодаря интродукции в наиболее благоприятные годы численность достигала 3,0–5,0 тысяч особей, затем сократилась примерно до 100 особей в 1975 г., а с 1988 г. в большинстве известных мест она не отмечается [7, 11];

- для Оренбургской области сведения довольно противоречивы. Так по В.Н. Соколову на 1973 г. в области среднего течения р. Урал обитало не более 2,0 тысяч зверьков. Однако в Красной книге РСФСР [5] на это время количество выхухоли определено в 8,0–12,0 тысяч особей. Примерно на таком же уровне численность определена и для середины 1980-х годов, в т.ч. для бассейна р. Урал в 7,0 тысяч и бассейна р. Самары в 1,5 тысячи [9]. Однако в Красной книге области сообщается, что по материалам Управления охотничьего хозяйства в четырех заказниках  в это время насчитывалось всего 900 особей [8]. Если учесть, что в эти годы  выхухоль отмечалась и в ряде охотхозяйств, то общая численность, скорее всего, была несколько выше. Сейчас их количество оценивается примерно в 200 особей [10].

- в Уральской области по весьма приблизительным расчетам для 1980-х годов численность определена в 1,0–1,5 тысяч зверьков. Однако в некоторых работах данные о численности вида приводятся в целом для российской и казахстанской части бассейна р. Урал, где на конец XX века она определена в 1,5–2,0 тысячи особей. Современное состояние численности здесь не известно [1, 10].

Таким образом, уральская популяция сейчас является основной, поддерживающей существование вида в регионе, в связи с чем необходимо точное определение её численности и детальное изучение потенциальных возможностей, что, по-видимому, окажется возможным лишь при разработке и реализации специальной межгосударственной программы по охране редких видов. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Бекенов А.Б. Русская выхухоль // Млекопитающие Казахстана. Алма-Ата: Изд. АН Каз. ССР, Т. 4. С. 48-58.
  2. Бородин А.П. Русская выхухоль. Саранск, 1963. 301 с.
  3. Демяшев М.П. Видовой состав и распространение диких млекопитающих в Уральской области // Материалы юбилейн. конф. Уральской противочумной станции. Уральск, 1964. С. 111-122.
  4. Зарудный Н.А. Заметки по фауне млекопитающих Оренбургского края // Материалы к познанию фауны и флоры Российской империи. Отд. Зоол. Вып. М., 1997. С.1-42.
  5. Красная книга РСФСР. Животные. М.: Россельхозиздат, 1983. 144 с.
  6. Кузнецов Б.А. Млекопитающие Казахстана // Материалы к познанию фауны и флоры СССР. Отд. Зоол. Вып. 3 (28). М., 1948. 226 с.
  7. Ригина Е.Ю. Фауна землероек Soricidae Самарского региона и кандидаты из насекомоядных Insectivora в региональную Красную Книгу // Степи Северной Евразии. Т. 2. Заповедное дело. Оренбург: ИПК «Газпромпечать», 2009. С.101-106.
  8. Руди В.Н. Выхухоль // Красная Книга Оренбургской области. Оренбург: ОКИ. 1998. С. 14.
  9. Самигуллин Г.М. Редкие и охраняемые виды млекопитающих Оренбургской области. Оренбург: Изд. ОГПИ, 1966. 18 с.
  10. Хахин Г.В. Русская выхухоль в опасности: динамика численности и проблемы охраны. М : Изд. ЦОДП, 2009. 104 с.
  11. Хахин Г.В., Иванов А.А. Выхухоль. М.: Агропромиздат, 1990. 192 с.
  12. Чибилёв А.А., Симак С.В., Юдичев Е.Н. Млекопитающие Оренбургской области и их охрана. Екатеринбург: УИФ «Наука», 1993. 64 с.