ПРИРОДНОЕ РАЗНООБРАЗИЕ ГИДРОМОРФНЫХ КОМПЛЕКСОВ СТЕПНОЙ ЗОНЫ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Территория Оренбургской области характеризуется достаточным разнообразием геологических, климатических и ландшафтных условий, определяющих в свою очередь значительную дифференциацию пространственной структуры природных комплексов (ПК) степных геосистем.
Несмотря на зональный характер большинства степных комплексов, среди них выделяются геосистемы, отличающиеся азональным характером развития. К ним, в том числе, относят ПК, в развитии которых доминирующую роль играет фактор увлажнения – как поверхностного, так и подземного характера. В отечественной литературе есть целый ряд определений данных комплексов – по характеру протекающих геохимических процессов выделяются – супераквальные и субаквальные комплексы [2]; по степени увлажнения - гидроморфные и полугидроморфные комплексы [3, 5]; отдельно выделяют ПК современного гидроморфизма, развитие которых приурочено к автоморфным ландшафтам и связано с активной антропогенной деятельностью человека [1] и др. Несмотря на различные классификационные подходы, для большинства гидроморфов характерны специфические гидрогеологические и гидрохимическим режимы, развитие полугидроморфных и гидроморфных почв в сочетании с мезо-, гигро- и гидрофильной растительности и. т. д. Вариативность экотопических условий отражается на характере пространственной организации ПК и определяет структурно-динамические и физиономические особенности ландшафта в целом.
В Оренбургской области большинство гидроморфных комплексов формируется в зоне влияния постоянных водотоков (рек, ручьев) или в результате локального, переувлажнения, сопровождающегося развитием гидроморфных участков в пределах водораздельных территорий. Развитие последнего типа определяется естественными и антропогенными факторами. Из естественных причин следует отметить наличие восходящих слабонапорных выходов подземных вод. Такие комплексы проявляются в ландшафте развитием незначительных по площади кочкарных болот или мочажин, заросших тростником южным, осоками, таволгой вязолистной, дербенником иволистным и др. Антропогенные факторы формирования участков локального гидроморфизма весьма разнообразны – подъем уровня грунтовых вод при ирригации, уничтожение естественной растительности, подтопление в пределах влияния гидротехнических сооружений [1].
При всем отмеченном разнообразии гидроморфных комплексов, большинство из них развивается за счет взаимодействия геолого-геоморфологических особенностей территории в сочетании с постоянным или периодическим увлажнением. Первая группа факторов относится к наиболее «инертным», слабо изменяющимся, образующим «каркас», основу любого ПК, в том числе и гидроморфного. Вместе с тем, большинство исследуемых комплексов отличаются значительной динамичностью и в развитии, и в функционировании, что объясняется воздействием еще одного фактора – гидрогенного (степени увлажнения). Дифференцирующая роль данного фактора является определяющей при развитии фациальной неоднородности комплексов, влияющей на общий ландшафтный рисунок гидроморфных комплексов. По сравнению с «инертностью» геолого-геоморфологического фактора, условия увлажнения придают гидроморфным комплексам определенную динамичность и «пластичность» пространственной структуры, отражающуюся в первую очередь на растительном и почвенном покрове.
Растительность определяет физиономические особенности гидроморфных комплексов, играя роль своеобразного индикатора данных геосистем в пространственной структуре окружающего ландшафта. Следует отметить, что характер распределения растительности, ее состав обладает некоторой общностью. В частности, пространственная организация растительности таких комплексов чаще всего имеет форму поясности. Это характерно для экосистем, развитие которых определяется преобладающим воздействием одного экологического фактора – в данном случае степени увлажнения. В условиях различного водного режима формируются разные типы, подтипы и разновидности почв. В пределах гидроморфных комплексов доминирующим типом являются лугово-болотные почвы. Для их развития необходимо постоянное грунтовое увлажнение в сочетании с дополнительным поверхностным стоком. Выделяют два подтипа – подтип лугово-болотных перегнойных почв формируется под осоковой и осоково-ситниковой растительностью; подтип – лугово-болотных иловатых почв формируется под тростниковыми зарослями в условиях длительного поверхностного затопления и неглубокого залегания почвенно-грунтовых вод. Первый подтип будет отличаться интенсивностью развития в пределах достаточно обширных природниковых луговин, второй – прежде всего при условии сильно рассредоточенного мочажинного выхода, приуроченных к низинным участкам (долинам или поймам рек). В комплексе с лугово-болотными почвами при условии выхода или близкого залегания соленой подземной воды могут развиваться гидроморфные солонцы или солончаки.
Анализируя особенности размещения гидроморфных комплексов, следует отметить их достаточно четкую и закономерную территориальную локализацию в пределах Оренбургской области. Сочетая в себе зональные и азональные компоненты, гидроморфы представляют сложные по организации и развитию геосистемы, как правило, образующие нижний ярус степных ландшафтов и отчетливо выделяющиеся в общей пространственной структуре территории. В пределах области доминирующим типом гидроморфов являются приручьевые комплексы, отличающиеся закономерной сменой экологических условий в поперечном и продольном профиле долины ручья, отражающихся, в свою очередь, на особенностях пространственной организации данных комплексов. Дифференциация структуры ручьевых комплексов определяется рядом факторов. Прежде всего, следует отметить геоморфологическую группу факторов, включающую следующие показатели – крутизна склонов, форма и размер долины и др., и гидрологическую группу – уровень местного базиса эрозии, близость грунтовых вод или наличие выходов подземных вод (родников) и их дериватов и др.
Наиболее сложную структурно-динамическую организацию имеют природные комплексы, развитие которых приурочено к овражно-балочной системе. Максимальное распространение таких ПК отмечается в западной части Оренбургской области, для которой характерно значительное развитие эрозионных форм рельефа. Как отмечает Мирин [4], данные экосистемы практически всегда образуют более или менее жесткие комплексы, строение которых обусловлено закономерностями варьирования экологических режимов в ландшафте долины. Также необходимо отметить закономерную взаимосвязь между сменой экологических условий от истока до устья и распределением отдельных структурных единиц в ручьевых геосистемах. Но, несмотря на достаточно четкую закономерность пространственной организации ручьев, в их структуре проявляется определенный элемент мозаичности [6]. Развитие мозаичного рисунка связано с неравнозначным воздействием гидрогенного фактора в пределах отдельных экотопов. Сочетание неоднородно увлажненных участков почвенного субстрата обеспечивает наличие мозаичного рисунка в распределении растительных сообществ, особенно в нижней части поперечного профиля балки (днище). Развитию мозаичности на остальных участках ручьев препятствует более равномерное воздействие гидрогенного фактора, обеспечивающего преобладающее развитие поясности.
Менее жесткая структурная организация характерна для гидроморфов, развитие которых определяется близостью грунтовых вод или их рассредоточенным выходом на дневную поверхность в условиях слаборасчлененного рельефа. Максимальное число данных комплексов отмечается в восточной части области, территория которой характеризуется сложным геологическим строением и преобладающим развитием восходящих слабонапорных выходов подземных вод. Особенностью пространственной структуры гидроморфов является доминирование урочищ мочажинного типа, интенсивность развития которых определяется степенью увлажнения почвенного субстрата. В отличие от ручьевых комплексов с их четкой структурной организацией, для мочажин сложнее определить общую схему организации, что объясняется отсутствием закономерной смены экологических условий в пределах исследуемых геосистем. В целом, для гидроморфов мочажинного типа характерно наличие «ядра» комплексов, включающего максимально увлажненные участки с доминирующим развитием гидро- и гигрофитных сообществ. Далее, по мере удаления от центра, преобладает радиальная пространственная структура, состоящая из «колец», образованных сочетанием участков с различными гидрогенными характеристиками.
В целом, следует отметить, что на сравнительно небольшой площади гидроморфных комплексов можно выделить несколько типов местообитаний (экологических зон) последовательно сменяющих друг друга в соответствии с изменением степени увлажнения субстрата. Каждая экологическая зона имеет свои особенности почвенного покрова, а также свой набор растительных сообществ с преобладанием или участием растений определенной экологической группы, что находит отражение в общем пространственном рисунке ландшафта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Волкова Н.А., Назаренко О.Г. Растительность природно-территориальных комплексов современного гидроморфизма на юго-восточных отрогах Донецкого кряжа / Н.А. Волкова, О.Г. Назаренко. – М.: РАСХН, 2005. – 201 с.
2. Глазовская М.А. Геохимические основы типологии и методики исследований природных ландшафтов / М.А. Глазовская. – Смоленск: Ойкумена, 2002. – 288 с.
3. Мильков Ф.Н. Учение о ландшафте и географическая зональность / Ф.Н. Мильков. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 1986. – 328 с.
4. Мирин Д.М. Комплексы фитоценозов в долинах ручьев / Д.М. Мирин // Ботан. журнал. – 2003. – Т.8., № 5. – С. 93-111.
5. Николаев. В.А. Ландшафты азиатских степей / В.А. Николаев. – М.: Изд-во МГУ, 1999. – 288 с.
6. Сивохип Ж.Т., Калмыкова О. Г. Краткий анализ пространственной организации ручьевых комплексов низкогорных ландшафтов Оренбургской области / Ж.Т. Сивохип, О.Г. Калмыкова // Вестн. ВГУ. – 2008. – № 1. – С. 16-20.

Ж.Т. Сивохип