СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ КАК ЧАСТЬ ВЕЛИКОЙ СТЕПИ

NORTHERN CAUCASUS AS A PART OF GREAT STEPPE

А.Ю. Воротилов, Г.М. Воротилова

A.U.Vorotilov, G.M.Vorotilova

ООО «ВОЛГОГРАДНЕФТЕПРОЕКТ»
(400078 г. Волгоград, пр.Ленина, 94А)
LIMITED LIABILITY COMPANY
VOLGOGRADNEFTEPROEKT
(400078 Volgograd, Pr, Lenina, 94A)
e-mail: pto@volgogradnefteproekt.ru

В статье прослеживается связь разных народов, живущих на юге Европы и их взаимообогащение на протяжении многих веков.

The article discloses relations between different peoples living in the south of Europe and their mutual enrichment for many centuries.

 

Кочевые народы сменяли друг друга, раскручивая спираль исторического развития этносов Европы и Азии. В междуречье Волги и Дона возникали и уходили в небытие государства и города, были проложены важные торговые пути между Востоком и Западом, возникали новые очаги культуры, верований, социальных и экономических отношений. Географически Кавказские горы разделяют Великий степной пояс Евразии. С севера и юга окружены степью, а с востока и запада морями. Поэтому Кавказские горы являются местом оседания степных кочевников, и собственно кавказские народы находились всегда в тесном взаимодействии со степью. Отсюда взаимопроникновение культур. Поэтому многие археологи считают, что формирование кавказского менталитета происходило и в наших Южно-Российских степях. Привольные Волго-Донские степи давали приют многим скотоводческим племенам. Занятие земледелием здесь было ограничено только приречными пойменными участками [1].

Казаки селились вдоль рек. Широкие, многокилометровые разливы рек требовали особых построек свайных. Воспоминания о них сохранились в названиях. «Чи- ганаки» — это и есть постройка на сваях. Черты свайной постройки легко читаются в современном казачьем жилище. Казачий курень - двухэтажный. Скорее всего, это не выросший до второго этажа «подклет», а воспоминание о сваях, на которых когда-то стояли жилища. Древнейшие поселения хазар располагались в низовьях рек. Да и совсем недавно еще в Черкасске весной и осенью казаки ездили, друг к другу в гости на лодках, а сам городок в периоды разливов был неприступен. Черты свайной постройки легко читаются в современном казачьем жилище. Первый этаж, как правило, не жилой, а хозяйственный. Считалось, что «жить нужно в дереве, а припасы хранить в камне» [2].

В центре первого этажа находится комната без окон, которую донские казаки называют «холодной» (может, отсюда это слово перекочевало в название камеры предварительного заключения, что была в каждой станице), кубанцы - «доливкой» (то есть нижняя, «долу», в отличие от горницы: «горний» — высокий, верхний). Веками отработанные приемы строительства позволяли так построить доливку, что в ней постоянно дул легкий сквознячок остывшего в окружавших «холодную» каморах воздуха. Каморы узким коридором окаймляют холодную по периметру. Когда-то здесь в нишах хранилось оружие. Узкая единственная дверь (обязательно открывающаяся вовнутрь, чтобы легко было подпереть ее бревном или камнем) вела на первый, заглубленный, этаж. Войти сюда можно было только по одному, согнувшись под низкой притолокой, и сразу ухнуть на две ступеньки вниз - мой дом - моя крепость. А в старину можно было грохнуться и ниже: прямо перед дверью устраивали «ловчий погреб» — яму с колом посредине, закрытую в обычное время деревянным щитом. Враг, ворвавшийся в курень, сразу же попадал туда. Не там ли отстреливался от врагов Кондратий Булавин? Вообще, в эту часть куреня «чужие» не ходили.

Гости обычно поднимались по широким ступеням («порожкам») на второй этаж и попадали на «балясы» — балкон-галерею, террасу, которая иногда окружала весь дом. В домах кавказских казаков эта лестница на второй этаж легко убиралась, а бревном со второго этажа запиралась нижняя дверь [2].

В г.Волгограде довольного много частных домов построенных по образу казачьего куреня. Таким примером может служить дом моего деда по материнской линии, который располагается в Дзержинском районе по ул. Исетской на «Кишечном поселке». Дом был с полуподвалом и большой верандой. Ворота были железные под кирпичной аркой. По этой арке был сделан жестяной узор так называемые «небесные хляби». Когда входишь в полуподвал, то можно упасть в яму, при входе был сделан погреб и если открываешь дверь, когда погреб открыт сразу падаешь в него, а на дне ставили иногда кол. В обычное время он закрыт дверью. Направо находится кухня, а налево обычный погреб. И наверх шла крутая лестница, которая сверху так же закрывается дверью, а дверь эта закрывается на крючок. У этой двери была ручка со стороны второго этажа, а с внутренней была прибита на коже палка, на которую она опиралась, когда была открыта. Со стороны второго этажа эта дверь была частью пола. Дальше входили через веранду на второй этаж, дверь была дубовая и очень мощная, она тоже запиралась. В середине дома была печь и вокруг нее были сквозные комнаты без дверей. Окна выходили на улицу и во двор. В полуподвале всегда было прохладно в любую жару и зимой хорошо сохранялось тепло. Был год, когда не было достаточно угля и на верху температура в комнатах опускалась до 5-6?С, а внизу опускалась только до 10-12 ?С, полуподвал позволял экономить топливо зимой. В городе и области сохранилось довольно много саманных полуземлянок, где комфортно летом и зимой, неожиданно видеть на такой землянке спутниковую антенну, это выглядит очень колоритно.

Много схожего в устройстве черкесских домов и дворов с казачьими куренями. Дома все круглые и с крытыми верандами, большой под домом подвал. К дому прирезана большая территория для выпаса молодняка и птицы. Огород занимает небольшую территорию. Все это наглядно предстало перед нами, когда мы были в с. Дранга в Абхазии. Хозяева к которым мы зашли, имели большой круглый дом, под домом подвал, но скорее полуподвал, потому, что уклон довольно значительный и с одной стороны он становится цокольным этажом. Вокруг дома крытая веранда, украшена местами резьбой, конек крыши так же украшен резьбой. Хозяева говорят, что дом построил дед. Весь двор представлял собой небольшой луг, по которому гуляли куры, гуси, утки.

Курень в классическом, древнейшем, забытом уже во времена половцев и неизвестном казакам виде это шестигранная или восьмиугольная бревенчатая юрта, которая до сих пор встречается в Якутии.

Многие исследователи отмечают особую любовь казаков к грушевым деревьям, которые являются тотемным деревом черкесов. В нашей области в саду обязательно присутствует груша. В нашем городе есть дореволюционный сад, где главное дерево груша, хотя сад этот сейчас довольно запущенный. В г. Урюпинске тоже есть дореволюционный грушевый сад, он охраняется как памятник природы.

Важную роль в хозяйстве казака отводилось скотоводству. В чистом виде казака-скотовода не было. Но тот, кто занимался земледелием, был в тоже время и скотоводом, т.к. почти каждый имел в своём хозяйстве быков, лошадей, коров, овец, верблюдов. Помимо того, что скот являлся основной тягловой силой, его также продавали, что приносило немалые доходы. Казак, снаряжаясь на службу, на вырученные деньги от продажи скота, покупал всю необходимую воинскую амуницию. К тому же он уходил на службу на своём собственном коне. Хозяйкой всего этого добра оставалось казачка после ухода мужа на войну [2].

Хочется рассказать про современных жителей Даниловского района. Живут они в

х. Попов это относится к Островскому сельскому поселению Даниловского района. Там очень интересно, все едят в основном на лошадях и старый и малый, на машине ездят только далеко, в город или районный центр. И до сих пор в хуторе и станицах сохраняется казачий уклад жизни. Там очень интересная природа обширные степи, пойменные леса у р. Медведицы с озерами, называемые местными Иорданями, и они чистые и глубокие как Байкал. Надо добавить ещё, что Даниловкой она называется по имени Данилы Ефремова Донского атамана, чьи угодья были здесь и который и собственно основал Даниловку как поселение.

В Даниловском районе внешность у казаков напоминает чем-то греческо-средиземноморский тип, но более приятный и аккуратный. На Дону у казаков в разных местах внешность немного отличалась. В г.г. Урюпинске, Серафимовиче, Ростове внешность у них гуно-половецкая, а на Чиру и Сальском округе больше славянского типа. Потому, что эти места дикие степные и здесь была возможность оседать беглым людям со славянских государств, среди казаков в этих местах немного больше светловолосых, чем в других местах. Среди Кубанских и Терских казаков то же больше светлых, чем у Донских.

Приехали другие мои знакомые в станицу Островскую и попадают как бы в Х1Х в., постройки в станице сохранились старые и передвижение по станице на лошадях по старинке. К счастью это наблюдается во многих хуторах и станицах, особенно в северной части нашей области. Когда мы были в Новониколаевском районе в х. Двойновском, отметили, что почти в каждом дворе, где есть казаки, содержатся лошади. Наш знакомый батюшка о. Димитрий так же имеет лошадь при наличии машины.

Исследователи считают, что кавказские народы - это степные племена, осевшие в горах в разные времена и сохранившие свои древние степные традиции. Собственно кавказские языки относятся к семито-хамитской макроязыковой семье (северная их ветвь). Осетины и армяне- потомки разного времени оседания ирано-ариев. Карачаи, азербайджанцы, турки и другие - это осевшие монголо-тюркоязычные племена. У кавказцев в одежде много от степняков. Примером могут служить башлыки, сапоги, черкески, папахи, шаровары, бурки [4].

Связь казаков с Абхазией прослеживается и по сей день. Много казаков сложили свои головы в борьбе за свободу Абхазии. В г .Новый Афон на центральной площади воздвигнут грандиозный памятник казакам воевавшим за свободу Абхазии. В городе Лыхны есть часовенка, внутри часовни есть плита с именами казаков, погибших на этой земле. По дороге в г. Сухум при въезде на мост через р. Кодор на отвесной скале так же вставлены портреты героев, в том числе и казаков, сражавшихся за свободу Абхазии. И таких примеров много.

Николай Васильевич Гоголь в свое время писал: «Казачество – это искра, высеченная из груди русского народа ударами бед». Казаки народ довольно грамотный, с довольно широким кругозором, он хорошо вписывается в природу и умеет её чувствовать и читать. Это в казачьем сословии развилось, благодаря его постоянным военным походам по всему свету. Среди казаков есть ученые биологи и географы, примером такого ученого может быть наш земляк уроженец ст. Букановской А.Ф Краснов, родной брат знаменитого генерала. Он создал один из самых знаменитых ботанических садов в г. Батуми. Он разнообразил флору всего Черноморского побережья и всех субтропиков Российской Империи. Делал это очень точно и грамотно, стараясь не нарушить местный ландшафт, вкрапляя в него экзотических представителей флоры со всего света. Им было завезено огромное количество самых разнообразных экзотических растений. Краснов проделал сложную работу, но создал по черноморскому побережью поистине райский уголок. А.Н. Красновым создал Батумский сад, в основу организации которого был положен географический принцип. Ему принадлежат большие заслуги в работах по акклиматизации многих субтропических культур на Кавказе, в особенности культуры чая [3]. Основу экспорта Абхазии составляют: мандарины, чай и даже мимоза, которую они нам привозят на 8 марта, а мандарины на новый год. Все это привез и акклиматизировал Краснов. В Батумском саду есть кокосовая роща, причем некоторые кокосы плодоносят. Сам ученый похоронен в одном из живописнейших мест Батумского ботанического сада, где ему воздвигнут памятник. Жители Кавказа пользуются благами, которые создал для них наш великий земляк. Но о нем и его делах мало кто помнит. По всему побережью сейчас растут пальмы, они плодоносят и сами распространяются, и так гармонично, что воспринимаются как эндемики [3].

Нам понравилось отношение абхазцев к природе, они стараются сажать декоративные кустарники и деревья, многолетние цветы. Видели там даже древовидную клещевину, как в Палестине. Собаки в Абхазии на удивление доверчивые, спокойные, красивые (похожие на спаниелей), не злобные – это потому, что их никто не трогает и не обижает как у нас в стране. В Абхазии воздух более влажный чистый и теплый, чем в пограничном Адлере.

Кавказ привлекал степняков наличием хороших пастбищ, наличием воды, благоприятным климатом, наличием торговых путей. Они устаивали здесь свои зимовья и стойбища, потом они здесь и оседали.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. В.И. Мамонтов. Далёкое прошлое Волго-Донских степей. Волгоград, 2010. С.1-48.
  2. Казаки / Под ред. В.А.Алмазова. С-Пб. С.87-89.
  3. Официальный сайт Правительства РФ. Раздел энциклопедия, тема Волгоградская область – история и краеведение. URL: www Кavkaz-uzel.ru.
  4. Нижневолжский археологический вестник. Волгоград, 2010. Вып 11. С.147.