К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ МЕЗОКЛИМАТА БУЗУЛУКСКОГО БОРА НА CОПРЕДЕЛЬНЫЕ ПРОСТРАНСТВА

 

С первых лет исследований биологии и геоэкологии Бузулукского бора – автономной реликтовой лесной экосистемы, расположенной среди настоящих степей Высокого Заволжья – начались осуществляться работы по изучению мезоклимата его территории, т.е. тех гидротермических условий, благодаря которым, с одной стороны, бор сформировался, а с другой – сам лесной массив постоянно воспроизводит.
В числе первых относительно полный свод данных по климату Бузулукского бора получены А.П. Тольским. На основании анализа данных метеорологических наблюдений за период с 1904 г. по 1927 г. им была написана работа «Метеорологические условия Бузулукского бора», вышедшая в трудах Бузулукской экспедиции» [8]. Весомый вклад в изучение метеоусловий бора внес выдающийся почвовед и гидролог Г.А. Высоцкий [1, 2]. Е.П. Кнорре в период с 1927 г. по 1929 г. проводил исследования по регулирующему влиянию Бузулукского бора на атмосферные осадки на территории самого соснового леса и сравнивал полученные данные с аналогичными показателями городов Пензы и Оренбурга [4]. Роль климата в становлении и развитии Бузулукского бора подчеркивалась замечательным исследователем степной зоны Урала Ф.А. Мильковым [6]. Особая роль в накоплении и анализе полученных климатических данных принадлежит нескольким поколениями учёных и специалистов, работающих на Боровской лесной опытной станции [5].
Практически все работы по исследованию метеообстановки бора осуществлялись непосредственно на его территории. При этом оставалось малоизученным его влияние на окрестные ландшафты. Однако оно существуют и в значительной мере связано со способностью лесных экосистем аккумулировать большое количество влаги, которая, в свою очередь, обладая такими физическими свойствами, как высокая теплоемкость и теплопроводность, формирует не только своеобразный мезоклимат соснового леса, но, через движение приземных слоев атмосферы, распространяет его на соседние пространства.
В период с 2003 г. по 2005 г. проведено исследование влияния мезоклимата бора на сопредельные ландшафты [7]. Для детального выявления степени воздействия бора на режим атмосферного увлажнения сопредельных территорий были выбраны пять стационарных ключевых участков, первый из которых расположен на опушке леса, последний – на расстоянии 34 км на восток от лесного массива. Среднее расстояние между площадками – 7 км. Все они были приурочены к выровненным участкам водораздела рек Боровки и Самары. Установлено, что максимальная высота снежного покрова наблюдается на опушке леса, по мере удаления от бора влияние леса на запасы снега ослабевает, но продолжает оставаться значительным на расстоянии до 20 км от лесного массива. В отдельные годы (2005) на территориях 1 и 2 площадках средняя высота снежного покрова почти в два раза превышала аналогичный показатель на 4 и 5 площадках (1 – около 80 см, 5 – немногим более 40 см).
Наблюдения за летним температурным режимом на соседних от бора ландшафтах проводились в середине июля в дневное и ночное время. Выполнены замеры температуры на поверхности почвы и на глубине 20 см. Полученные данные свидетельствуют о том, что в прилегающей к лесу двадцатикилометровой зоне в почвах складываются наиболее благоприятных температурные условия. Как на их поверхности, так и на глубине 20 см амплитуда между дневными и ночными температурами оказалась минимальной, т.е. почвенный климат отличался низкими показателями континентальности. В пределах же 4 и 5 площадок аналогичные параметры соответствовали типичным для настоящих степей Высокого Заволжья признакам.
Таким образом, можно считать установленным, что на границе двух контрастных экосистем, лесной и степной, закономерно формируется переходная зона со специфическими, более мягкими и влажными мезоклиматическими условиями, в которой сочетаются признаки обоих биогеоценозов. Принимая во внимание приоритетное значение климатического фактора [3] в формировании почвенно-растительного покрова, есть все основания ожидать, что свойства почв и видовой состав естественной растительности этого пространства (а вместе с ними и вся биота) будут значительно отличаться от свойств чернозёмов и фитоценозов, типичных для северной степи всего Волго-Уральского междуречья.

Работа выполнена при поддержке РФФИ, проект №04-04-49006.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Высоцкий Г.Н. Бузулукский бор и его окрестности. // Лесн. журн. – 1909. – № 10.
2. Высоцкий Г.Н. Учение о влиянии леса на изменение среды его произрастания и на окружающее пространство. – М.: Гослесбумиздат, 1950.
3. Соколов И.П. Теоретические проблемы генетического почвоведения. – Новосибирск: «Гуманитарные технологии», 2004.
4. Кнорре Е.П. К вопросу о влиянии Бузулукского массива на увеличение количества атмосферных осадков в прилегающей местности // Лесн. журн. –1930. – № 5.
5. Метеорологический обзор по Бузулукскому бору за 1905–1983 гг. – М, 1985.
6. Мильков Ф.А. Чкаловские степи. – Чкалов: ОГИЗ, 1947.
7. Русанов А.М. Растительный покров и почвы Северной степи Высокого Заволжья / /Вестн. / Оренб. гос. ун-т. – 2006. – № 1.
8. Тольский А.П. Температура почвы сосновых насаждений Бузулукского бора // Метеорологический вестник. – 1919.

Н.А. Коршикова, С.Б. Воропаев, А.М. Русанов, Л.В. Анилова