ЛИТОГЕННАЯ ОСНОВА КАК ФАКТОР ЛАНДШАФТНОГО РАЗНООБРАЗИЯ ПРИРОДНОГО ПАРКА «ДОНСКОЙ»
ГУ природный парк «Донской» был утвержден Законом Волгоградской области «О создании природного парка «Донской»» решением Областной Думы от 17 мая 2001 года, а стабильное функционирование парка как природоохранной организации началось с 2002 года. Географически территория парка тяготеет к району Малой излучины Дона, формирование которой связано с препарировкой средним течением р.Дон в пределах Волгоградской области локальной положительной структуры – Доно-Медведицкого вала.
Уникальное физико-географическое положение парка в пределах Малой излучины Дона определило специфику его ландшафтов. Его территория приурочена к подзоне сухих степей на каштановых почвах Донской ландшафтной провинции, Чирско-Донскому ландшафтному району [1], но из-за влияния местных факторов в парке складываются особые физико-географические условия. В качестве одного из факторов выступает литогенная основа. Именно она определяет формирование специфических геохимических условий, определяющих характер почв, растительного покрова в парке, и как следствие, уникальность ландшафтов. Литогенная основа парка определяется геологическим строением её территории.
Особенностью природного парка «Донской» является развитие «ярусного» рельефа [3]. В рельефе территории выделяются 2 основных яруса, известных как «верхнее» и «нижнее» плато. Если «верхнее плато» является «исходной поверхностью» (реликт полтавской морской равнины), то «нижнее плато», формировавшееся в континентальных условиях плиоцен-голоцена является поверхностью снижения или педиментом. «Верхнее плато» носит местное название «Венцы» и представляет собой плосковершинный водораздел с абсолютными высотами +200…+250 м [4]. «Нижнее плато» отделено от «верхнего» уступом с относительной высотой 50–100 м и представляет собой денудационно-аккумулятивную равнину с абсолютными высотами +80…+100 м [4]. В свою очередь, «верхнее плато» сложено сохранившимися от размыва породами кампанского яруса верхнего мела, перекрытыми со стратиграфическим несогласием отложениями полтавской серии неогена (реликтовые морские осадки исходной поверхности), а нижнее плато – нижне- и верхнемеловыми отложениями, выделяемыми в альбский, аптский, сеноманский, туронский и сантонский ярусы. Их литологическая характеристика приводится далее.
Геологические особенности парка определены выходом на дневную поверхность меловых и палеоген-неогеновых отложений. На территории парка в стратиграфическом отношении развиты породы сеноманского, альбского, туронского, сантонского, кампанского ярусов, а также толщи палеоген-неогенового возраста и четвертичных осадков. В окрестностях ст. Ново-Григорьевская и Сиротинская на дневную поверхность выходят терригенные красноцветы пермо-триаса и байосские среднеюрские породы [3].
Отложения альб-сеномана (К1al – К2cm) распространены в северной части природного парка. Они формируют «нестойкую», легко размываемую толщу и представлены песками полимиктовыми, мелко- и среднезернистыми мощностью до 28–36 м. Пески глауконито-кварцевые, местами с прослоями песчаников, формировавшиеся в шельфовой части и прибрежной зоне мелкого эпиконтинентального бассейна.
Туронский ярус (К2t) развит на дневной поверхности в северной и западной части парка и именно с ним связаны ландшафты так называемых «меловых гор». Литологически в основании турона залегает конгломерат или слой с желваками и гальками фосфоритов, а выше залегает пласт песчанистого мела мощностью до 1,5 м. Терригенная фракция песчанистого мела близка к пескам сеномана [3]. Выше залегает грубый мел, иногда называемый мелоподобным мергелем, который перекрывается кровлей яруса – мягким писчим мелом в различной мере обогащенным глинистыми частицами. Общая мощность толщ туронского мела составляет около 70 м; генетически это отложения прибрежной и шельфовой зоны моря. Туронский мягкий глинистый мел – верхняя пачка – является «эрозионно неустойчивой» породой, поэтому в этих отложениях развиваются овражные системы.
В основании сантонского яруса (К2st) прослеживается губковый слой, сложенный мергелями с фосфоритами и губками, который замещается вверх по разрезу известковистыми опоками с прослоями глин, а выше отмечаются алевролиты и песчаники. Генетически это породы, формировавшиеся в мелководной части эпиконтинентального морского бассейна в условиях похолодания палеоклимата. На территории природного парка они слагают обширную площадь «нижнего плато», перекрываясь четвертичными осадками. Обширные выходы сантонских опоковидных песчаников и опок, крайне не устойчивых к механическому воздействию, известны по правому обрывистому берегу Дона, где в них развиваются обширные овражно-балочные системы. Мощность его – около 50 м [4].
Кампанский ярус (К2ср) слагает «верхнее» плато, где он сохранился от размыва. Литологически кампанские породы представлены песчаниками, опоками и глинами светло-серой и светло-коричневой окраски, которые так же, как и породы сантона, являются легко разрушаемыми действием современных экзогенных процессов. По генезису это отложения мелководного эпиконтинентального водоема или прибрежной части.
Наиболее возвышенные участки «верхнего плато» – «Венцы» – покрыты реликтовыми породами – полтавской серией осадков (Р3-N1), сохранившимися благодаря неоген-четвертичному поднятию Доно-Медведицкого вала. Это палеонтологически «немая» толща песчаных пород, залегающих на меловых породах со стратиграфическим несогласием. Пески глауконитово-кварцевые, как правило, зеленоватой и сероватой, светлой окраски, преимущественно мелкозернистые [2]. Для них характерны подчиненные прослои сливных мелкозернистых песчаников зеленовато-серой окраски, прочных, массивных. Мощность толщ полтавской свиты колеблется в среднем от 15 до 25 м.
Особенностью «нижнего» плато как педимента является перекрытость коренных пород в его пределах континентальными отложениями или делювием. Делювий относят к накоплениям склонового ряда. В возрастном отношении делювий может быть отнесен к реликтовому (неоплейстоценовому, формирующему террасы крупных эрозионных систем и представленному «красным» и «желтым» суглинком) и современному (голоценовому). Морфогенетический анализ голоценового делювия позволяет выделить в его массе несколько групп в зависимости от характера коренных отложений. Так, на меловых породах делювий представлен супесью белой и серо-белой, мелкокомковатой, рыхлой, с примесью меловой щебенки по массе породы, неокатанной, различных размеров.
На сеноманских песках и песчаниках делювий – это супесь серо-зеленая, рыхлая, бесструктурная, маломощная, с примесью гравия и галек кварца, окатанных (4 балла), зерен кварца и глауконита, фосфоритовых конкреций, обломков песчаников оранжево-бурых, различных размеров и форм. Встречаются крупные обломки песчаника в виде цилиндров, с ожелезнением, т.н. «ризолиты» в кровле сантона.
На опоках и опоковидных песчаниках сантонского и кампанского ярусов верхнего мела делювий представлен супесью серой, мелкомковатой, с примесью обломков серых и белых опок различных размеров и форм, неокатанных или плохо окатанных, оскольчатых.
Таким образом, геологический субстрат территории природного парка определяет мощность почвенного профиля, химические особенности почвы, и, как следствие, особенности растительного покрова. Так, на «меловом» делювии развиты маломощные почвы, которые населяют кальцеофилы, на альб-сеноманских песках присутствуют псаммофильные группировки и т.д. Это создает пестроту ландшафтного ряда в пределах конкретной территории.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Атлас Волгоградской области. – Киев, 1993. – 41 с. 2. Брылев В.А., Сагалаев В.А. Особо охраняемые природные территории. – Волгоград: Перемена, 2000. – 260 с. 3. Геология СССР. Т. XLVI. –М.: Недра, 1970. – 667 с . 4. Природные условия и ресурсы Волгоградской области / Под ред. проф. В.А. Брылева. – Волгоград: Перемена, 1995. – 264 с. В.А. Брылев, И.С. Трофимова