ФАУНА ГРЫЗУНОВ RODENTIA САМАРСКОГО РЕГИОНА
Считать окончательно установленной фауну грызунов Rodentia Самарского региона пока рано. Возможны находки новых видов, подвидов, форм. По нашим многолетним наблюдениям, рецентная аборигенная фауна грызунов Самарского региона включает следующие формы; без домашних и интродуцентов.
Белка обыкновенная (векша) Sciurus vulgaris L., 1758. Регион входит в ареалы S.vulgaris ognevi Migulin, 1928 (среднерусская) и S.vulgaris ukrainicus Migulin, 1928 (украинская).
Суслик крапчатый Citellus (Spermophilus) suslicus Guldenstaedt, 1778. Регион входит в ареалы подвидов C.suslicus suslicus Guldenstaedt, 1770 и C.suslicus guttatus Pallas, 1770. Волга – восточная граница ареала вида. Численность и ареал вида в регионе сократились. Из-за безграмотных вмешательств человека в степные сообщества вид становится редким.
Суслик малый C.(Spermophilus) pygmaeus Pallas, 1778 Вероятный предок суслика крапчатого. Регион входит в ареалы трех современных подвидов C.pygmaeus pygmaeus Pallas, 1778, С.pygmaeus septentrionalis Obolensky, 1927, С.pygmaeus pallidus Orlov, 1927, и двух вымерших C.pygmaeus palaeocaspicus Gromov, 1957 и С.pygmaeus jigulensis Gromov, 1965. Подвиды узко специфичны. Вид обитал в Жигулях как реликт плейстоцена, но исчез. Численность и ареал вида в регионе сократились. Из-за безграмотных вмешательств человека в степные сообщества вид становится редким. Малый и крапчатый суслики способны гибридизировать.
Рыжеватый (большой) суслик C.(Spermophilus) major Pallas, 1778. Ареал охватывает лесостепь - полупустыни от левобережья Камско-Самарского Поволжья до Прииртышья. Описан из Самарского Поволжья. В раннем голоцене встречался на западе до Дона, Украины и Волжского Правобережья. Подвид C.major major Pallas, 1778 эндемичен для Камско-Самарского Поволжья и севера Волго-Уральского междуречья. Вид распространен преимущественно в Левобережье Волги, отмечен также в Правобережье; вблизи устья р.Усы и у с.Жигули на Жигулевской возвышенности образует реликтовые популяции. Южнее, в Саратовской обл., отмечено расширение ареала вида на юг, создание совместных поселений с сусликом желтым с образованием гибридов C.(Spermophilus) fulvus х C.(S.) major.
Бурундук азиатский Tamias sibiricus Laxmann, 1769. Регион входит в ареалы рецентных подвидов азиатского T.sibiricus asiaticus Gmelin, 1788 и сибирского Т.sibiricus sibiricus Laxmann, 1769. Краеведы сообщили о встречах с бурундуком в Самарском регионе, Клявлинском районе, Бор-Игарском охотничьем хозяйстве, в 1992 г. Это обитание на южной границе ареала.
Степной сурок (байбак) Marmota bobac Muller, 1776 в европейской части ареала почти уничтожен в историческое время, реликтовые популяции сохранились в целинных степях. Регион входит в ареалы одного ископаемого подвида M. bobac paleorossica Gromov, 1965 (палеорусский) и трех современных M.bobac bobac Muller, 1776 (европейский), М. bobac kozlovi Fokanov, 1966 (приволжский, поволжский) и М. bobac schaganensis Bashanov, 1930 (сурок азиатский, казахстанский). Европейский распространен в европейской России, азиатский – от Общего Сырта до Иртыша; приволжский – в Саратовском Правобережье Волги; по Общему Сырту проходит граница их ареалов; между ними возможны гибриды. Популяция приволжского подвида является небольшой и признается реликтовой (топотип – с.Верхняя Чернавка, Вольского района Саратовской обл.; это 150 км ниже Сызранского района Самарской обл., где обитают аборигенные сурки неустановленного подвида, возможно, приволжского). В Самарской обл. возможно нахождение всех этих подвидов.
Сурки были широко распространены в России и Самарском регионе, были обычны по северу степного Волго-Уральского междуречья, по Общему Сырту, в XVIII-ом и начале XIX-го вв. До настоящего времени были известны в Большечерниговском (Росташи), Сызранском (Кашпир) и Клявлинском районах. В 1930–1940-х гг. добывались в Большечерниговском и Большеглушицком районах. Когда сурок почти исчез, были приняты меры по восстановлению его численности путем охраны и реинтродукции, предлагаются регулирование выпаса скота, ограничение промысла, создание заказников и заповедников. Реинтродукция сурков на уровне вида не сохраняет местные подвиды и популяции, а способствует их уничтожению путем гибридизации. По данным Главохоты России, в Самарской обл. в 1978 г. обитало 160, в 1979 г. – 250, в 1980 г. – 330, в 1981 г. – 496; завезено же было только в 1977–1987 гг. 550 сурков. В последние годы численность сурков резко упала.
Бобр обыкновенный (речной) Castor fiber L., 1758 в результате истребления сохранился в России в виде реликтовых популяций. Регион входит в ареал подвида C.fiber osteuropaeus Lavrov, 1974 (восточноевропейский). Бобры, как сообщил П.С.Паллас, встречались в бассейне р.Самары в 1780-х гг., а в первой половине 19-го в. были истреблены в Среднем Поволжье. Считается, что длительное время их в регионе не было. С 1962 г. проводится реинтродукция. В 1977 г. их было в области, по официальным данным, 260 особей.
Соня лесная Dryomys nitedula Pallas, 1778 описана из Казанского Поволжья. Регион входит в ареалы подвидов D.nitedula nitedula Pallas, 1778 и D.nitedula tanaiticus Ognev, Turov, 1935. По Камско-Самарскому Поволжью проходит восточная граница ареала вида.
Соня садовая Eliomys quercinus L., 1766, вероятно, подвид E.quercinus superans Ognev, Stroganov, 1936, встречается по низовьям р.Камы и верховьям р.Урал, где проходит восточная граница вида.
Соня-полчок Glis glis L., 1766, вероятно, подвид G.glis glis L., 1766. Вид распространен в Правобережье Волги на Самарской Луке и Левобережье в районе Сокольих гор. Считалось, что сони в Самарской обл. встречаются по правому берегу Волги. Нахождение их на левом берегу ранее даже отрицалось. Есть непроверенные сведения о встречах с соней лесной или полчком, в Шигонском и Красноярском районах. По нашим наблюдениям, 2–3 вида (полчок, лесная и, возможно, садовая), сохранились в районе Сокольих гор, где являются реликтами и доказательством рефугиальности этого левобережного природного комплекса жигулевского происхождения.
Соня орешниковая (мушловка) Muscardinus avellanarius L., 1758 в Самарской обл. не найдена, но может здесь обитать, поскольку распространена в широколиственных лесах от южной Эстонии и верховьев Волги до Средней Волги и верховьев Дона.
Мышовка степная Sicista subtilis Pallas, 1773 – отмечена в Самарской обл., вероятно, комплекс видов-двойников.
Мышовка темная Северцова S. severtzovi Ognev, 1935 (ранее подвид S.subtilis severtzovi Ognev, 1935) распространена на территории Самарской, Саратовской и Воронежской обл., на Украине.
Мышовка лесная S. betulina Pallas, 1778, возможно, подвид S.betulina betulina Pallas, 1778, обитает на западной границе ареала. Редкий, малоизученный вид Самарской обл.
Тушканчик большой Allactaga jaculus Pallas, 1778. Подвид A. jaculus jaculus Pallas, 1778 имеет по Волге восточную границу ареала, А. jaculus fuscus Ognev, 1924 эндемичен для Астраханского Заволжья и Северо-Восточного Предкавказья, А. jaculus decummamis Lichtenstein, 1925 эндемичен для Южного Приуралья и Зауралья. Еще в конце XVIII-го в. П.С.Паллас отмечал в Самарском крае «земляного зайца» размером с крысу. В регионе обитает преимущественно в Левобережье Волги, в Правобережье исчезает.
Слепыш обыкновенный Spalax microphtalmus Guldenstaedt, 1770 образует реликтовую популяцию в Жигулях (единственное местонахождение в Самарском регионе). Ареал охватывает лесостепи и степи между Днепром и Волгой (эндемик); Волга – восточная граница ареала вида и рода, кроме изолированных участков в Зауралье и Северо-Западном Казахстане (на границе с Самарской обл.), там же обитает и другой вид – слепыш гигантский S. giganteus Nehring, 1897.
Мышь лесная Apodemus sylvaticus L., 1758 - распространенный вид. Регион входит в ареалы подвидов A. sylvaticus sylvaticus L., 1758, А. sylvaticus ciscaucasicus Ognev, 1924. Вероятно, это комплекс видов-двойников («малые лесные мыши» – надвид, ранее подрод Sylvaemus), отмечен на Самарской Луке.
Мышь малая лесная уральская А. uralensis Pallas, 1778 (ранее подвид А. sylvaticus uralensis Pallas, 1778) – вероятно, комплекс видов-двойников (Богданов, 2001). Отмечена на Самарской Луке и в Саратовской обл.
Мышь желтогорлая А. flavicollis Melchior, 1834 отмечена в регионе по правому и левому берегу Волги. Распространенный вид. Подвид самарский А. flavicollis samariensis Ognev, 1922 (эндемик южных районов европейской России), отмечен, в частности, в долине р.Большой Иргиз. По Уралу проходит восточная граница ареала вида.
Мышь полевая А. agrarius Pallas, 1771 описана из долины Волги у Симбирска (Ульяновска). Регион входит в ареалы подвидов A. agrarius agrarius Pallas, 1771, А.agrarius volgensis Ognev, 1940 (эндемичен для Нижнего Поволжья), А. agrarius karelicus Ehrstrom, 1913. Отмечена в Самарском регионе, Сокольих горах, Студеном овраге.
Мышь домовая Mus musculus L., 1758. Регион входит в ареалы M. musculus musculus L., 1758, М. musculus hortulanus Nordmann, 1840.
Мышь-малютка Micromys minutus Pallas, 1771, вероятно, подвид M. minutus minutus Pallas, 1771 описана из долины среднего течения Волги, здесь и по среднему течению Урала проходит южная граница ее ареала.
Крыса серая (пасюк, рыжая) Rattus norvegicus norvegicus Berkenhout, 1769 широко распространена в регионе, придерживается мест обитания человека.
Слепушонка обыкновенная Elobius talpinus talpinus Pallas, 1770 описана из южной части Самарской Луки. Реликтовое обитание в окрестностях с.Сосновый Солонец рекомендовано к охране. Распространена в степях и лесостепи европейской России и северо-западного Казахстана. В Правобережье Самарского Поволжья ареал стал прерывистым еще в доисторическое время. Встречается и в Левобережье.
Хомячок Эверсманна Allocricetulus eversmanni Brandt, 1859. Регион входит в ареалы подвидов A. eversmanni eversmanni Brandt, 1859, А. eversmanni beljaevi Argyropulo, 1935, A. eversmanni pseudocurtatus (возможно, самостоятельный вид). Все они отмечены в соседней Саратовской обл. Вид описан из окрестностей Оренбурга. Отмечен в Самарской обл. Волга – западная граница ареала вида, Заволжье и Волго-Уральское междуречье – западная граница ареалов этих подвидов.
Хомячок серый Cricetulus migratorius Pallas, 1773 описан из долины нижнего течения р.Урал. Регион входит в ареалы двух подвидов: C. migratorius bellicosus Charlemagne, 1916 и С. migratorius phaeus Pallas, 1778. Ареалы серого и Эверсманнова хомячков не перекрываются. Отмечен по северу Самарской обл., на границе с Татарией, в долине р.Шешмы.
Хомяк обыкновенный Cricetus cricetus L., 1758. Рецентный подвид C.cricetus laticranius Ognev, 1923 (плоскочерепный) – эндемик Среднего Поволжья. Может встретиться современный подвид C. cricetus rufescens Nehring, 1899.
Пеструшка степная Lagurus lagurus lagurus Pallas, 1773 описана из степей по р.Урал. В регионе возможно также нахождение подвида L. lagurus agressus Serebrennikov, 1929.
Полевка рыжая (европейская лесная) Clethrionomys glareolus Schreber, 1780 – распространенный вид. Сравнивая рыжих полевок из Самарского и Бузулукского уезда с московскими, специалисты отмечали, что по окраске самарские (летние) экземпляры цветистее, рыжее и краснее московских; по тону меха описываемые особи очень близки к Evotomys rutilus (= Clethrionomys rutilus – Е.Р.), конечно, резко отличаясь от них структурой длинного и не столь волосатого хвоста. Для подвида C. glareolus istericus Miller, 1909 Среднее Поволжье является восточной границей ареала. Из четырех очагов ареала вида Самарский регион входит в наиболее древний и наиболее процветающий, эта группа популяций сформировалась немного южнее древнейшего окского оледенения и не испытывала сильного воздействия ледника; предполагают, что этот очаг формировали особи из рефугиумов третичных широколиственных лесов, переживших оледенения. Рыжие полевки в рефугиумах Самарского региона могут обладать таксономической уникальностью.
Полевка красная (сибирская) C.rutilus rossicus Dukelsky, 1928 известна, предположительно, со среднего плейстоцена. Нахождение ее на Жигулевской возвышенности представляло бы большой зоогеографический интерес с точки зрения изоляции этой популяции от основного таежного ареала. Впервые материал, идентифицированный как красная полевка, добыт в Жигулевском заповеднике в 1941 г. Численность ее была незначительной, что объяснялось реликтовостью. Сейчас вид в Жигулях не отмечается, основные коллекции утеряны. Не исключено ее полное исчезновение на указанной территории, если изначально была верная идентификация.
Полевка водяная (Крыса водяная) Arvicola terrestris terrestris L., 1758 широко распространена в регионе.
Полевка-экономка Microtus oeconomus Pallas, 1776. Регион входит в ареалы трех современных подвидов: М. oeconomus oeconomus Pallas, 1778 (на Южном Урале имеет западную границу ареала), M. oeconomus rattipes Keyserbing, Blasius, 1841, М. oeconomus stimmingi Nehring, 1899 (на Среднем Поволжье имеет восточную границу ареала). Редкий вид, отмечен на островах Средней Волги.
Полевка темная (пашенная) М. agrestis L., 1761. Регион входит в ареалы подвидов M. agrestis gregarius L., 1766 и М. agrestis argyropuloi Ognev, 1944. По Южному Уралу проходит южная граница ареала вида, в позднем плейстоцене обитала в Жигулях.
Полевка обыкновенная (серая) М. arvalis Pallas, 1779 в настоящее время признается надвидом. Регион входит в ареал ископаемого подвида M. arvalis arvalinus Hinton, 1923 из раннего плейстоцена, современного подвида М. arvalis duplicatus Rorig, Borner, 1905 – вероятно, самостоятельный вид.
Полевка восточно-европейская (среднероссийская) М. rossiaemeridionalis Ognev, 1924 (ранее подвид М. arvalis rossiaemeridionalis Ognev, 1924; = М.subarvalis Meyer, Ognev, Skholl, 1972). Южные районы Европейской части России, отмечена в Саратовской обл., на границе с Самарской обл. В регионе указывалась предположительно и ранее. Вид-двойник обыкновенной полевки, симпатрично распространенный в центральной части ее ареала до Казахстана на востоке. Отличается наличием 54-х хромосом (в отличие от 46-хромосомной обыкновенной полевки). Достоверные палеонтологические находки неизвестны.
Полевка узкочерепная (стадная) M. gregalis gregalis Pallas, 1778. В Приуралье вид обитает на юго-западной границе ареала. В регионе отмечена на юге, в Большечерниговском районе.
Полевка общественная (степная) M. socialis Pallas, 1773. Обитает в пойме р.Большой Иргиз.
Современная аборигенная фауна млекопитающих региона насчитывает не менее 86 видов, 115 подвидов, 3 гибридов. Из них грызунов известно – 35 (56). Проблемными видами, вероятно, неправильно указанными для региона, являются красная полевка и крыса черная (возможно, интродуцент). Требуется подтверждение нахождения бурундука, сони садовой и многих подвидов (прежде всего, приволжского, европейского и азиатского подвидов сурков).
В Самарской обл. возможны находки видов (либо это будут новые местонахождения, например, слепыша обыкновенного в Левобережье), ареалы которых граничат с исследуемым районом. Они уже подошли к границам региона, заходят или обитают в области. Степные будут приходить с юга и юго-востока, лесные – с севера, северо-востока и северо-запада. В связи с аридизацией, у степной фауны больше шансов на экспансию, чем у лесной.
К ожидаемым видам относятся соня орешниковая M. avellanarius L., 1758, тушканчик мохноногий Dipus sagitta Pallas, 1773, пеструшка желтая Eolagurus luteus Eversmann, 1840 (подвид E. luteus luteus Eversmann, 1840). Возможно нахождение гибридов желтого и большого сусликов, малого и крапчатого сусликов, обыкновенной и восточноевропейской полевок. С Оренбургской обл. могут проникнуть хомячок джунгарский Phodopus sungorus Pallas, 1773 (не отмеченный в Самарской обл.), а также полевка красная, соня садовая. С территории Саратовской обл. могут зайти земляной зайчик (тарбаганчик) Allactagulus pygmaeus Pallas, 1758, тушканчик малый Allactaga elater Lichtenstein, 1825, суслик желтый С.(S.) fulvus Lichtenstein, 1823, мышовка Штранда S. strandi Formosov, 1931, мышовка темная писклявая S.subtilis vaga Pallas, 1778, полевка обыкновенная темная М. arvalis obscurus Eversmann, 1841 (= М. arvalis baicalensis Fetissov, 1937), мышь малая лесная московская А. uralensis mosquensis, гибрид желтого и большого (рыжеватого) сусликов C.(S.) fulvus Lichtenstein, 1823 х C.(S.) major Pallas, 1778, гибрид обыкновенной (серой) и восточно-европейской полевок М. arvalis Pallas, 1779 х М. rossiaemeridionalis Ognev, 1924 (не отмеченные в Самарской обл.), а также слепыш обыкновенный, полевка восточно-европейская. Из Татарии могут попасть летяга (летучая белка) Pteromys volans L., 1758, соня орешниковая (не отмеченные в Самарской обл.), а также полевка красная, крыса черная. С Западно-Казахстанской (Уральской) области могут проникнуть песчанки полуденная Meriones meridianus Pallas, 1773, гребенщиковая M. tamariscinus Pallas, 1773, краснохвостая (ливийская) M. erythrourus Gray, 1842 (= M. lybicus Lichtenstein, 1823), большая (заманчик) Rhombomys opimus Lichtenstein, 1823, слепыш гигантский Spalax giganteus Nehring, 1897 (не отмеченные в Самарской обл.). Из Башкирии вероятны летяга, лемминг лесной Myopus schisticolor Lilljeborg, 1844 (не отмеченные в Самарской обл.), а также соня садовая.
За счет этих видов и форм происходит естественное, очередное изменение самарской фауны. Неверно называть их интродуцентами (акклиматизантами), это аборигенная фауна, преимущественно автохтонная и только относительно аллохтонная. В связи с усилением аридизации, в ближайшее время следует ожидать расширения ареалов более южных степных видов и сокращения численности, вплоть до исчезновения, лесных видов. При этом возрастает значение рефугиумов как центров сохранения и формирования биологического разнообразия и будущих центров расселения фауны.