ЦЕНОТИЧЕСКАЯ РОЛЬ МХОВ В СООБЩЕСТВАХ КОНТАКТА ТАЙГИ И СТЕПИ ПРИОЛЬХОНЬЯ (ЗАПАДНОЕ ПОБЕРЕЖЬЕ ОЗ. БАЙКАЛ)
Приольхонье, являющееся частью Ольхонского района Иркутской области, расположено в средней части западного побережья Байкала и ограничивается береговой линией и водоразделом Приморского хребта [1]. Данная территория представляет собой небольшой остров степной растительности, окруженный со всех сторон лесом. Располагаются Приольхонские степи на высоте 500 – 900 м над ур. м. и занимают предгорную ступень между Байкалом и Приморским хребтом. Климат территории резко континентальный (с учетом смягчающего влияния акватории Байкала), увлажнение недостаточное. Преобладают слаборазвитые горно-каштановые, глубокопромерзающие почвы грубого механического состава, занимающие нижние части склонов и днища сухих падей, где образуют комплексы с солонцами и солончаками [1, 2].
Приольхонские степи представляют собой криофитно-ксерофитные растительные группировки восстановительного ряда лесов и являются, в отличие от зональных степных формаций других районов (Алтай, Забайкалье), экстразональными включениями в таежную лесную зону [2]. Леса в Приольхонье, граничащие со степями, составляют преимущественно сосняки и лиственничники (в горах – темно-хвойные леса из ели, пихты и кедра). Об экстразональности Приольхонских степей свидетельствуют некоторые их характеристики, такие как - отсутствие переходной зоны разнотравных лесов (как это выражено в лесостепи), островной характер и наличие в растительном покрове контакта леса и степи бореальных элементов, в частности, флоры мхов, свойственной лесной зоне. Последнее также может свидетельствовать о происходящем в настоящее время наступлении леса на степь вследствие динамики климатических и антропогенных факторов. По мнению некоторых исследователей (Моложников, 1986), островные степи Приольхонья представляет собой участок, оставшийся от некогда существовавших в регионе степей, занимающих более обширные территории, распад которых начался в плиоцене вследствие климатических изменений.
При исследовании растительных сообществ на границе леса и степи, а также лесных фитоценозов в горах была изучена местная бриофлора, включающая группы лесных мхов напочвенного покрова, эпиксилов, эпифитов и эпилитов. Доминантами бриофлоры напочвенного покрова, по исследованию собранных образцов, являются такие виды, как Rhytidium rugosum (Hedw.) Kindb., Pleurozium shreberi (Brid.) Mitt., Abietinella abietina (Turn.) Fleisch., Ptilium crista-castrensis (Hedw.) De Not.; менее распространены Dicranum polysetum Sw., Hylocomium splendens (Hedw.) BSG, Polytrichum strictum Sm., Mnium spinosum (Voit.) Roehl., Dicranum acutifolium (Lindb et Arn.) C. Jens. Также представлена флора мхов-эпиксилов, растущих на древесине разной степени разложения (Dicranum scoparium Hedw., D. muehlenbeckii BSG, Oncophorus wahlenbergii Brid. и др.), эпифитную бриофлору составляют как облигатные эпифиты Pylaisiella polyantha (Hedw.) BSG (широко распространенный вид) и более редко встречающаяся Stroemia obtusifolia, так и факультативные, растущие на корнях и основаниях стволов деревьев (Ptilium crista-castrensis (Hedw.) De Not., Dicranum scoparium Hedw., Hypnum cupressiforme Hedw. и др.) Более богато представлена флора мхов-эпилитов и мхов, растущих на гумусированных каменистых субстратах, на мелкоземно-гумусном материале (Hypnum cupressiforme Hedw., Homomallium incurvatum (Brid.) Loeske, Brachythecium glareosum (Spruse) BSG, B. plumosum (Hedw.) BSG, Dicranum spadiceum Zett., D. muehlenbeckii BSG). Кроме того, в состав моховой флоры входят вид широкой экологической амплитуды Sanionia uncinata (Hedw.) Loeske (Drepanocladus uncinatus (Hedw.) Warnst.), произрастающий практически на всех типах субстратов и во всех типах леса, и два вида из рода Aulacomnium (A. turgidum (Wahlenb.) Schwaegr. и A. palustre (Hedw.) Schwaegr.), приуроченные главным образом к заболоченным территориям или встречающиеся в гольцах [4, 5, 6].
Известно, что богатством бриофлоры отличаются исторически сложившиеся, коренные фитоценозы (темнохвойная или светлохвойная тайга, болота, тундры и т. п.), тогда как вторичные (березовые леса, осинники, кустарниковые заросли) почти лишены выраженного мохового покрова. По результатам исследований, проведенных в Приольхонье, можно судить, что относительное богатство и выраженность мохового покрова в лесах, граничащих со степью, указывает не только на экстразональность данных степных сообществ, но и на особенности формирования растительности на фоне динамики климата последних столетий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Беркин Н. С. и др. Иркутская область (природные условия административных районов). - Иркутск, 1993. - 300 с.
2. Пешкова Г. А. Степная флора Байкальской Сибири. – М.: Наука, 1972. - 207 с.
3. Моложников В. Н. Растительные сообщества Прибайкалья. – Новосибирск, 1986. – 272 с.
4. Бардунов Л. В. Листостебельные мхи побережий и гор Северного Байкала. – М.: Изд-во АН СССР, 1961. – 120 с.
5. Бардунов Л. В. Определитель листостебельных мхов Центральной Сибири. – Л., 1969. – 328 с.
6. Абрамова В. Л. Определитель листостебельных мхов Арктики СССР - М.-Л., 1961.– 716 с.
Е.В. Шейфер, А.П. Сизых