ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ И ЕГО РОЛЬ В СОХРАНЕНИИ ПРИРОДЫ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Самарская область расположенная в европейской части России по берегам Саратовского и Куйбышевского водохранилищ (средняя Волга) занимает площадь в 53,6 тыс. км2. Большая ее часть находится в левобережье и занимает – 91,2% территории области. Сельскохозяйственные угодья занимают 72% территории области, леса – 10%, населенные пункты – 6%, водный фонд – 3%, прочие земли – 9%, из них площадь под ООПТ – около 3%.
Согласно основным направлениям развития Самарской области, и в целях рационального использования уникального природного потенциала в области предусматривается развитие внутреннего и въездного туризма. Наиболее актуален на сегодняшний день для развития таких видов туризма – экологический туризм (экотуризм). Безусловно, для Самарской области главным объектом для развития почти всех видов туризма является Самарская Лука. Но уже сейчас возникает вопрос о регулировании потока туристов по Самарской Луке. При пятикратном прохождении человека в течение месяца по одному и тому же участку биомасса степных организмов уменьшается на 40%, что может привести к полной деградации ландшафтов. Уже сейчас одномоментно на территории национального парка бывает до 20 000 человек. До 5 000 человек ежегодно посещают п. Ширяево, а в жигулевской кругосветке участвует до 1 000 человек (2).
Кроме государственного национального природного парка «Самарская Лука» в области имеются территории не менее привлекательные с точки зрения туризма. Одна из таких территорий – степная зона юга Самарской области. Создание здесь особо охраняемой природной территории (ООПТ) позволило сохранить уникальную природу степей и развивать вместе с этим агро- и экотуризм.
Экологический туризм в настоящее время является одним из наиболее динамично развивающихся сегментов мировой экономики, и как во многих других странах мира, приобретает все большую популярность в России. Одновременно с этим экотуризм позволяет сохранить ценные природные ресурсы и обеспечить социально-экономическое развитие территории. На его долю по данным ВТО приходится 7-10% от всех доходов индустрии туризма, при 2-3% от общего туристического потока. Ежегодный прирост в сфере экотуризма весьма устойчив и достигает 30% , тогда как динамика международного туризма составляет 4-6% и, нередко, сопровождается спадами (5).
В широком смысле экотуризм это активный отдых в общении с дикой природой. С этой целью, наиболее посещаемыми стали особо охраняемые природные территории и в первую очередь национальные парки (4, 1).
Российская ассоциация экологического туризма, созданная в сентябре 2001 г. с правом созыва собственных симпозимумов и конгрессов уже сейчас имеет огромное значение. Одна из первых программ принятых ею – финансовая поддержка развития экотуризма в Байкальском регионе. Необходимо отметить, что развитие экотуризма не требует значительных финансовых вложений, при этом отдача весьма существенна. Так, доходы от всех национальных парков США, по самым скромным подсчетам составляют 2 млрд. долларов, в Кении – 450 млн. долларов. Рентабельность средств, вложенных в обустройство и эксплуатацию национальных парков, выше предприятий добывающей и обрабатывающей промышленностей. На один рубль капитальных вложений в национальный парк приходится 3 рубля чистого дохода. В тоже время развитие экотуризма и спрос на экологический отдых в ряде стран (Япония, Голландия, Великобритания, Италия, Эфиопия, Коста-Рика) послужил толчком для создания и сохранения огромного количества природоохранных территорий в статусе «ресурсных резерватов».
В тех районах мира, где территории ООПТ незначительны, а желающих отдохнуть на природе с каждым годом становится все больше, весьма популярен стал агротуризм или сельский туризм. В Германии, Литве и Польше, агро- и экотуризм процветает без значительных внешних инвестиций. Схема проста. Создана Ассоциация агротуризма, которая на деньги общественного фонда организует и проводит обучающие семинары для тех, кто хочет использовать собственные дачи, фермы, коттеджи, частные охраняемые территории, просто землю в туристических целях. Вступительный взнос в Ассоциацию – около 60 долларов, ежегодный членский взнос – 30 долларов. Граждане, решившие посвятить себя этому бизнесу, который развивается в рамках программы государственной поддержки сельского хозяйства, получают кредиты, а часто и безвозмездные взносы на благоустройство домов. Агротуризм – единственная туристская отрасль, не требующая на начальном этапе инвестиций, капитальных вложений, позволяет расширить рынок сбыта отечественных товаров и услуг, способствует созданию дополнительных рабочих мест и притоку иностранной валюты (6).
Решением ООН 2002 год объявлен Международным годом экотуризма. Под этим знаменательным событием прошли комплексные ландшафтные исследования с 4 по 7 июля 2002 г. на юге Большечерниговского района Самарской области с целью изучения современной экологической ситуации, рекреационной возможности ландшафта, оценки антропогенного воздействия на ландшафт, выявили возможности развития эко - и агротуризма на достаточно обширной степной территории Самарской области. В результате обследования обширной территории стало ясно, что в настоящее время ресурсный потенциал экотуризма Самарской области очень сильно занижен, т.к. пока не все уникальные в природном отношении объекты имеют тот или иной природоохранный статус. Более 10 лет самарские ученые географы, ботаники, зоологи занимаются выявлением новых участков под ООПТ и, несомненно, одним из таких районов является юг Самарской области, где еще возможно сохранение степных участков. Однако заповедание обширных пространств остается в настоящее время весьма проблематичным, поэтому становится важным поиск новых форм охраны. Учитывая, что в целом степная зона претерпела значительные изменения и поиски новых территорий под степные резерваты дело сложное, вполне очевидно, что небольшие участки могли бы быть взяты под охрану с весьма скромным статусом. В целом, положение территории, на которой предполагается сохранение степных ландшафтов во многих отношениях выгодное. Например,  наличие на границе с Оренбургской областью заповедного участка «Таловская степь», когда появляется возможность создания трансграничного резервата с последующим увеличением его площади за счет присоединения аналогичных пограничных территорий Саратовской области и Западно-Казахстанской области Республики Казахстан. Это стало бы важным шагом на пути к сохранению степной зоны Евразии и примером нового вида хозяйствования в степной зоне (3,  7).
Уже не одно десятилетие США при планировании новых ООПТ учитывают возможность ее эксплуатации в целях рекреации. Примерно на 25% площади национальных парков ведется рекреационная деятельность, при этом средняя рекреационная нагрузка составляет один человеко-день на 1 га в сезон. Аналогичный режим существует в Канаде, где нетронутые территории на вновь создаваемых ООПТ составляют 55-70%, 3-12% и находятся под строгой охраной, упрощенный режим – на 15-35%, туристско-административные зоны занимают от 5 до 15% .
Подобный режим рекомендован МСОП для всех стран мира и что вполне позволяет развивать экологический туризм. Построенный на основе использования экологических технологий и соблюдении определенных правил поведения, он не наносит значительного ущерба природе, не подрывает экологическую устойчивость природной среды. Кроме этого, он экономически эффективен в природопользовании, стимулирует развитие региона и может заменить экологически опасные и экономически не эффективные виды хозяйствования. Одна из важнейших функций экотуризма – освоение новых территорий с ведением на них научных исследований.
Экономический кризис 1998 года сильно затронул сельское хозяйство Самарской области. Особенно пострадал юг области – зона рискованного земледелия. Практически развалилась вся инфраструктура села, выросла безработица, произошел мощный миграционный отток молодежи. Урожайность зерновых культур, например, по Большечерниговскому району составила не более 11 ц с га, а в засушливые годы эта цифра не превышала 5 ц с га. Конечно, при таких показателях в новых экономических условиях стоит задуматься о необходимости поиска новых способов хозяйствования и рациональном использовании одного из важнейших природных ресурсов – почвы. Такие возможности представляют агро- и экотуризм, при обязательном условии создания охраняемых природных территорий разного ранга. Учитывая, что степная зона России претерпела значительные изменения и поиск новых территорий под степное заповедание весьма проблематичен, вполне очевиден тот факт, что небольшие участки могли бы быть взяты под охрану с весьма «скромным» статусом, при сохранении сложившегося уклада жизни на данной территории с развитием отдельных туристических услуг. Тому пример, может быть, парк в США – Кастор Стейт Парк. Учитывая, что земля станет предметом купли-продажи, некоторые из владельцев могли бы охраняемую территорию взять под моральную ответственность (в США около 450 таких территорий на моральной ответственности частных землевладельцев и юридически не охраняемы). Современная международная концепция национальных парков не является застывшей догмой и продолжает развиваться с учетом изменения потребностей общества в материальных и духовных ресурсах. В последние годы в число таких потребностей входит рекреация и природоохранное просвещение. Максимальное приближение человека к дикой природе оказывает благоприятное воздействие на организм, поэтому одновременно с отдыхом человек еще и оздоравливается. Исходя из всего выше изложенного, целесообразным видится создание на юге Самарской области – федерального государственного заказника «Грызлы» и памятников природы областного значения - «Фитали» и «Восточно – Самарский», при этом необходимо активно включать в систему степных ООПТ рекреационный аспект природопользования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дорофеев А.А. К вопросу об определении понятия экологический туризм // Туризм и региональное развитие. Материалы II Межд. науч-практ конф. – Смоленск: Изд-во «Универсум », 2002. – С. 369-373.
2. Зуева О.В. Современное состояние и перспективы развития рекреации в Самарской области // Туризм и региональное развитие. Материалы II Межд. науч-практ. конф. – Смоленск: Изд-во «Универсум », 2002. – С. 237-239.
3.     Зуева О.В. Особо охраняемые территории Самарской области // Зеленый луч №6, 1999. – С. 35-40.
4. Зуева О.В. Туризм Самарской области // Состояние и перспективы развития сервиса в Поволжском регионе. Тез. докл. Поволжской региональной науч-практ. конф. – Самара: Сф МГУС, 2002. – С. 68-69.
5. Зуева О.В. Экотуризм в Самарской области // Экономика Самарской губернии:150 лет развития. Матер. Регион. науч.-практ .конф. СГЭА.  – Самара, 2001.
6. Клицунова В.А. Агротуризм: проблемы и возможности его развития в Беларусии // Туризм и региональное развитие. Матер.11 Межд. науч.-практ. конф. – Смоленск: Изд-во «Универсум», 2002. – С. 274-275.
7. Чибилев А.А. Павлейчик В.М. Богданов С.В. Перспективы рекреационного освоения Южного Урала в пределах Оренбургской области // География и регион. Туризм и туристский сервис: региональные аспекты. Матер. Межд. науч.-практ. конф. – Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 2002. – С.121-124.