МЕХАНИЗМЫ ОПУСТЫНИВАНИЯ НА РАВНИНАХ ГЛИНИСТОГО ПРИКАСПИЯ

Процесс опустынивания в глинистом Прикаспии, связанный с пастбищным нерегулируемым использованием, отчетливо делится на два этапа, на каждом из которых преобладает набор определенных механизмов. Первый этап – непосредственно пастбищно-дигрессионный, второй – эоловый. Пастбищная дигрессия в связи с чрезмерными нагрузками приводит к сильному сбою через ряд пастбищных модификаций, пребывающих однако в пределах единого инварианта. Когда же вступает эоловый фактор, уничтожающий субстрат, выносящий его за пределы ландшафта, можно считать, что мы наблюдаем явление критической стадии инварианта.
Сравнительный анализ ландшафтных параметров квазикоренного и дигрессионного вариантов исследуемого солонцово-пустынно-степного трехчлена (Николаев, Копыл, Пичугина, 1996) свидетельствует о конвергенции признаков, происходящей в процессе нерегулируемого использования. Фациальное разнообразие падает с 25-30 фаций квазикоренного типа до 3 фаций на стадии сильного сбоя. При этом происходит нивелирование рельефа: разница высот составляющих элементов в квазикоренном состоянии от днища микрозападин до отметок поверхности микроповышений составляет 30-50 см, на сбое – не более 7-10 см. Снижение поверхности происходит прежде всего за счет удаления почвы с солонцовых микроповышений. Флористическое разнообразие падает в 5-6 раз в микрозападинах, в 2,5 раза на микросклонах и в 9 раз на микроповышениях. Фауна заповедного участка – суслики, зайцы, ушастые ежи – полностью отсутствует на сильном сбое. Одна из характерных физиономических особенностей коренного типа – заросли кустов таволги зверобоелистной, служащей убежищем для мелких птиц во время бурь и штормовых ветров, полностью отсутствует на стадии сильного сбоя. Многоярусная и разнообразная структура растительности заповедной степи: 3-5 ярусов в микрозападине при высоте 70-90 см и проективном покрытии 100%, 2-3 яруса на микросклоне при высоте 25-50 см и проективном покрытии до 70%, 2 яруса при высоте 20-25 см и проективном покрытии до 60% на микроповышении, - превращается на сильном сбое в 1-ярусную с высотой 1-5 см на всех компонентах трехчлена, проективное покрытие при этом становится практически одинаковым – 25-30% по всей площади. Что касается надземной биомассы, то в заповедной степи ее количество в воздушно-сухом состоянии определяется: 176 г/м2 в микрозападинах, 48 г/м2 на микросклонах, 53 г/м2 на микроповышениях; на сильном сбое оно соответствует 21 г/м2, 20 г/м2, 16 г/м2. В результате на сбое по большинству анализируемых параметров наблюдается деградация и сближение их значений на всех еще сохранившихся элементах трехчлена.
Возможность вступления эолового механизма связана с появлением параллельной тропинчатости на пастбищном массиве и растаптыванием, разбиванием этой обнаженной поверхности. Последнее происходит всякий раз при прогоне овец, что в прифермский массивах имеет место каждый день. При абсолютном штиле к полудню в жаркий день (+300С) наблюдались постоянно возникающие мелкие пылевые вихри высотой 0,5-0,6 м с диаметром воронки до 0,2-0,3 м. Они с большой скоростью выносили пылевой материал, обнажая плотную как бы заиленную блестящую поверхность. Половина площади сбоя представлена такими чрезвычайно гладкими тропами. В такой же жаркий день, но при слабом ветре, наблюдался пылевой вихрь высотой не менее 100 м с диаметром воронки 3-4 м. Возникший на сбое, он двигался по направлению ветра сравнительно медленно. Остановить эоловый механизм можно, прекратив прогон стада. Гладкая поверхность, лишенная рыхлого покрова, унесенного ветром, имеет, очевидно, достаточно высокую плотность и даже при наблюдении во время шторма не подвергалась выветриванию.
В итоге можно сказать, что мы наблюдали на сбое последнюю, критическую, стадию в составе природно-производственного инварианта описываемого типа ландшафта. На этой стадии к пастбищно-дигрессионному присоединяется эоловый механизм опустынивания. Снятие пастбищного стресса откроет возможности восстановления типа. Скорость процесса демутации будет также зависеть от погодно-климатических условий. Достаточное количество осадков, наличие на данной стадии некоторых доминирующих видов растений будет способствовать восстановлению деградированной площади исследуемого ландшафта. При продолжающихся нагрузках очевидно произойдет в ближайшие годы полный выход за пределы инварианта. И далее процесс опустынивания повернуть вспять будет невозможно.
В наше время появление фермерского хозяйства (описанный сбой принадлежит ему) оставляет животновода один на один с мощным и грозным процессом опустынивания в глинистых ландшафтах Сев. Прикаспия. Необходимость службы пастбищ на государственном уровне очевидна. Основанная на точном дифференцированном количественном учете объема и структуры природно-кормового потенциала пастбищных ландшафтов (Копыл, 1992) и мониторинге, она способна стать препятствием на пути этого процесса.