ОСОБАЯ ОХРАНА ПОЧВ И БИОСФЕРЫ И ЗАДАЧИ ЕЕ ЗОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ
Е.Д. Никитин, Е.Б. Скворцова, Л.П. Шишкина, Е.Б. Емцова
Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, Москва, Россия
Особая охрана почв как самостоятельное направление сохранения почвенного и природного разнообразия стала разрабатываться сравнительно недавно (Никитин, 1989, 1994, 1996; Климентьев, Блохин, 1996 и др.). Важнейшим стимулом для этого послужило создание учения о экологических функциях почв (Никитин, 1982; Добровольский, Никитин, 1986, 1990, 1996 и др.), показавшее наличие многочисленных глобальных и биогеоценотических функций почв, наиболее полно и эффективно проявляющихся в естественных почвенных разностях различных природных зон.
С момента становления особой охраны почв появились активные предпосылки и для постановки полнокомплексной особой охраны биосферы в целом на основе сохранения всех ее компонентов, среди которых почва, являясь планетарным узлом экологических связей, занимает центральное место.
Одним из действенных механизмов практического сохранения почв и биосферы является создание Красной книги эталонных, редких и исчезающих почвенных разностей и кадастра ценных почвенных объектов.
Эти работы в России проходят под эгидой рабочей группы по особой охране и Красной книге почв Российского Общества почвоведов (председатель - Е.Д.Никитин, секретарь - Е.Б.Скворцова). Представляет большой интерес анализ накопленного опыта работ данной группой для целей более быстрой реализации идей сбережения и восстановления естественной окружающей среды в различных природных зонах, в первую очередь степной и лесостепной, наиболее сильно пострадавших от антропогенного воздействия.
Первый основной вывод по интересующему нас вопросу состоит в признании факта исключительно медленного осознания необходимости, полезности и безотлагательности проведения работ по Красной книге и Кадастру особоценных почв, что оказывается одним из главных тормозов широкого развертывания соответствующих изысканий. Поэтому специалистам, взявшимся за осуществление интересующей нас задачи, следует быть готовыми к трудной деятельности по "пробиванию" запуска самого процесса особой охраны почв и биосферы в том или ином регионе. Так, от идеи создания Красной книги почв (Никитин, 1979) до выхода в свет первой "почвенно-краснокнижной" монографии (Климентьев, Блохин, 1996) прошло более 18 лет. Столь медленный темп осуществления рассматриваемых сверхактуальных задач совершенно неприемлем, ибо чреват очередными потерями в почвенно-биосферном царстве Земли.
Второй важнейший вывод: к практическому осуществлению работ по особой охране почв приступили в тех регионах (Оренбургская, Ростовская обл., Калмыкия и др.), где налицо острый почвенно-экологический кризис и катастрофические изменения почвенного покрова и ландшафтов. В то же время, особая охрана почв и биосферы должна иметь фронтальный характер и охватывать все регионы России, СНГ и мира.
Третье положение: специальной поддержкой должны пользоваться базовые регионы и государства, уже сделавшие серьезный прорыв в практической реализации особой охраны почв и биосферы. Из субъектов Российской Федерации, прежде всего, Оренбургская область, из стран СНГ - Молдова (работы И.А.Крупеникова и его школы).
Следует также обратить внимание на необходимость использования эффективной системы выбора объектов особой охраны природы, которая опиралась бы не только на сведения по современному мониторингу, но и на данные по истории развития ландшафтов. Так, наше исследование (Емцова, 1987, 1996 и др.) показало перспективность использования картографических материалов по былому распространению дубрав Европейской части России при выборе участков для восстановления и охраны лесных ценозов лесостепной и степной зон.
Успех в осуществлении рассматриваемых задач напрямую будет зависеть от необходимых организационных, экономических и правовых предпосылок, а также от дальнейшего усиления междисциплинарных связей при реализации программ особой охраны почв и биосферы. В этой связи представляет повышенный интерес экологическое геопочвоведение - формирующееся интегральное направление, объединяющее достижение географии и экологии почв, учение о глобальных и биогеоценотических почвенных экофункциях, а также основные положения геологии и геохимии почв и ряда других пограничных дисциплин и направлений (Никитин, 1996,1997; Никитин, Ясаманов, 1997). С позиций экологического геопочвоведения по-новому трактуются многие природоохранные проблемы. Так, очевидно, что сбережение естественных черноземов - это наиболее действенный путь охраны и восстановления лесостепной и степной зон - регионов биосферы с важнейшими планетарными функциями (аккумуляция солнечной энергии, регулирование газового режима атмосферы и др.).