РЕЛИКТОВЫЕ ЛАНДШАФТНЫЕ КОМПЛЕКСЫ И ИХ РАЗНООБРАЗИЕ В СТЕПЯХ РУССКОЙ РАВНИНЫ
А.В. Бережной
Воронежский государственный университет, Воронеж, Россия
Степи Русской равнины, несмотря на их тотальную распашку, продолжают быть важным источником палеогеографической и палеоландшафтной информации. Наиболее информативными в этом плане являются так называемые реликтовые ландшафты. Последние представляют собой особую форму (вид) палеоландшафтов, существующих не в ископаемом состоянии, а визуально наблюдаемых в настоящее время в пределах той или иной территории.
Приоритет в выделении реликтовых ландшафтов принадлежит Б.Б.Полынову. Анализируя природные составляющие песков Нижнего Дона, он среди главных их особенностей отмечал широкое развитие реликтовых элементов (Полынов, 1952). Дальнейшее развитие теория реликтовых ландшафтов в географии получила в статье известного ландшафтоведа Ф.Н.Милькова (1989), а затем в коллективной монографии "Экология реликтовых ландшафтов среднерусской лесостепи" (Воронеж, 1994). Значительное внимание реликтовой проблеме уделяет В.А.Николаев (1985) при анализе современного облика степей Западной Сибири и Казахстана.
При изучении реликтовых ландшафтов степей необходимо учитывать то, что в настоящее время имеется, по крайней мере, две точки зрения на их содержание. Первая предполагает реликтовый характер всех компонентов, слагающих реликтовый ландшафтный комплекс. Вторая - лишь отдельных его компонентов. В первом случае набор реликтовых ландшафтов степей достаточно узок, а во втором -необычайно широк.
В своем размещении реликтовые ландшафты хорошо подчиняются зональному и провинциальному разделению суши, а также скользящей микрозональности и принципу "островного" подразделения (Мильков, 1989; Бережной, 1983; Двуреченский, 1995, 1996).
С учетом всего сказанного реликтовые ландшафты степей хорошо подразделяются на следующие географические типы: морфологический, биотический и аквальный (Мильков, 1994). В качестве особого типа следует, вероятно, рассматривать и антропогенные реликты.
Морфологические реликты степей. Наибольший интерес среди них представляют гляциальные реликты, имеющие достаточно широкий спектр: от нунатаков к "валунным мостовым" и далее к гляциогенным рытвинам, ледниковым отторженцам, долинным зандрам, флювиогляциальным валам и т.д. Среди последних поражают своей протяженностью Воронежская и Тамбовская (Суренская) гряды. Длина первой составляет около 170 км, а второй - более 50 км.
Биотические реликты степей. Они отличаются сравнительно лучшей изученностью, богатством составляющих их элементов, разнообразием и сохранностью. Ведущее место среди них по праву принадлежит горным меловым борам (суборям). Произрастая в отдельных урочищах Среднерусской и
Приволжской возвышенностей, они тем не менее играют важную роль в деле восстановления палеогеографического облика степей.
Гораздо большее распространение имеют урочища "сниженных альп". Их специфика определяется произрастанием на щебнисто-карбонатных почвах группы растений, в состав которых обязательно входят осока низкая, проломник мохнатый и ряд других. В целом их ареал ограничен рамками лесостепи, а ядро группировки сложено разновозрастными реликтами, наиболее древние из которых имеют неогеновый возраст. В пределах сухих степей на рыхлых обнажениях мела широко распространены иссопники. В их составе представлены полукустарнички типа нагорных ксерофитов.
Аквальные реликты степей. Несмотря на дефицит влаги, степные ландшафты содержат достаточно широкий спектр реликтовых ландшафтов - от полных до элементных. Особенно часто они встречаются в пойменных озерах-старицах транзитных рек (Оскол, Дон, Волга и др.). В составе их водной растительности находят свою экологическую нишу такие "истинные" реликты, как рогульник плавающий (чилим), сальвиния плавающая и альдрованда пузырчатая. Их реликтовый характер хорошо подтвержден палеогеографическими данными (Никитин, 1957). В отдельных озерах скопление этих растений так велико, что их берега укрыты мощным (до 50 см) ковром отмерших растений. Подобное явление наблюдалось нами в 1996 году в плавневой зоне музея-заповедника "Хортица" на Днепре у г. Запорожье.
Антропогенные реликты степей. Образуют группу молодых по своему возрасту комплексов, но, несмотря на это, имеющих широкое распространение на юге Русской равнины. Полевые исследования показывают, что к антропогенным реликтам могут быть отнесены не только отдельные элементы степного ландшафта (ковыли, тюльпаны, дрофа, стрепет, сурок и др.), но и собственно степные участки, особенно на плакорах.