ТЕМПЫ ЭРОЗИИ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПОЧВ В АГРОЛАНДШАФТАХ ЮЖНОГО УРАЛА
В.Е. Тихонов, А.И. Климентьев
НПО "Южный Урал", Институт степи УрО РАН, Оренбург, Россия
Сведения о скорости позднеголоценового (последние 2000... 3000 лет) почвообразования и характере самовосстановления почвенного покрова имеют важное значение для допустимых норм эрозии почв в условиях хозяйственного использования земель.
Учитывая практическую невозможность экспериментально определить среднюю скорость культурного почвообразования, характеризующую более или менее значительные территории, представляется более реальным и целесообразным использовать для установления допустимых норм эрозии почв эмпирические данные о естественном почвообразовании.
Определение скоростей почвообразования (гумусонакопления) на основе изучения дневных (полноразвитых, близких к зональным фоновым) почв на датированных субстратах представляется наиболее рациональным и корректным методом (Геннадиев, 1990).
В соответствии с этими подходами, основные генетические типы почв Русской равнины по скорости формирования гумусового профиля располагаются в определенном порядке:
черноземы выщелоченные, типичные 0,40 ... 0,45 мм/год;
черноземы обыкновенные 0,35 ... 0,40 мм/год;
черноземы южные 0,20 ... 0,30 мм/год.
В связи с тем, что объемы общей первичной продукции в агроценозах примерно в 2 раза ниже, чем в заповедной степи, трансформационные функции почв первых реализуются значительно медленнее. Поэтому, очевидно, указанные выше скорости почвообразования следует для культурных почв уменьшить в два раза.
При использовании этих величин нами рассчитаны соотношения темпов эрозионных потерь и скорости восстановления почвы (гумусового профиля) (табл.). Соотношение темпов эрозионного и почвообразовательного процессов на водосборах рек различных природных зон Южного Урала показано в таблице:
По нашим данным, в условиях степной зоны Южного Урала основная роль в формировании эрозионных процессов в период весеннего половодья принадлежит снегозапасам и предзимним влагозапасам в почве на водосборах. Водопроницаемость, обусловленная промерзанием почвы, и интенсивность снеготаяния имеют подчиненное значение.
За 25 лет наблюдений доля влияния первых двух факторов в зависимости от природной зоны региона составила 68...81% при коэффициентах множественной детерминации для всех четырех факторов 0,742...0,850.