ЧЕРНОЗЕМ КАК "ПАМЯТЬ" СОВРЕМЕННОГО СТЕПНОГО ЛАНДШАФТА ЗАУРАЛЬЯ
О.С. Чернянский
МГУ им.М.В.Ломоносова, Географический факультет, Москва, Россия
Результаты проводимых автором в Южном Зауралье под руководством доктора географических наук И.В.Иванова исследований разновозрастных голоценовых почв позволяют сделать попытку "дешифрировать" информацию, скрытую в почвенных профилях и почвенном покрове территории. Содержание и емкость "памяти" почв разных регионов различны и связаны во многом с геологической историей последних, как и провинциальные особенности почв (для Зауралья - высокий уровень залегания солей различной растворимости, солонцеватость) и почвенного покрова (литогенная пестрота, широкое распространение щебнистых почв и др.).
- Почвообразование на продуктах древнего (мезозойского,палеогенового) выветривания, подвергшихся местами интенсивному эпигенетическому засолению в неогене (Глазовская и др., 1961), к настоящему времени практически не трансформировало исходную структуру и состав материнской породы (за исключением первых 5-15 см); хлоридно-сульфатные, содовые и гипсовые аккумуляции также оказались весьма устойчивыми даже на глубине 0,5-2 м от дневной поверхности.
- В плейстоцене формировался чехол делювиальных (покровных) желто-бурых су глинисто-глинистых отложений, одним из наиболее вероятных источников материала для которых могли послужить поверхностные горизонты морских и озерно-аллювиальных равнин палеогена-неогена. Карбонатность и отсутствие легкорастворимых солей в желто-бурых наносах свидетельствуют в пользу высокой значимости в их формировании эолового привноса вещества. Степи на данной территории утвердились в современных границах уже в неогене, но в длительный по меркам почвообразования период формирования покровных отложений, не содержащих обычно погребенных гумусовых горизонтов, почвообразование, по-видимому, было подавлено.
- В последнее межледниковье результатом степного почвообразования, которое уже не сдерживалось столь интенсивным, как ранее, накоплением эоловой пыли и неблагоприятными биоклиматическими условиями, стал гумусовый горизонт мощностью 10-15 см. В наступивший затем "ледниковый" период почвенный покров подвергся криогенной переработке и растрескиванию, заложилась т.н. языковатость-затечность.
- В голоцене верхние горизонты черноземов Зауралья направленно выщелачивались от легкорастворимых солей, гипса и карбонатов; в отдельные периоды доля участия сульфатов натрия в биокруговороте возрастала, и почвы подвергались осолонцеванию. На фоне активной "жизни" палеотрещин и их обновления почвообразованием (Болышев, 1947; Летков, Рожанец, 1949; Горбунова, 1978) в черноземах региона вплоть до настоящего времени продолжается формирование полигональности, но в меньших масштабах. Значительных изменений мощности гумусового горизонта в голоцене не происходило.
- Голоценовую эволюцию зауральских черноземов можно охарактеризовать как мезоморфную слабоконтрастную (Иванов, Чернянский, 1996), протекавшую на фоне направленного увеличения разнообразия почвенных условий и усложнения ландшафтной структуры территории (главным образом, в нижних звеньях катен). Присутствие в почвах многочисленных реликтов предшествующих стадий осадконакопле-ния и почвообразования открывает широкие возможности для палеоланшафтных реконструкций. Выводы о сравнительно малоинтенсивном черноземообразовании в Зауралье и, возможно, весьма значительном (десятки тысяч лет) возрасте гумусовых горизонтов современных черноземов подчеркивают невозобнови-мость почвенного ресурса, уникальность и необходимость сохранения степных ландшафтов.
- Распашка черноземов региона разрушает среду активного биокруговорота с наиболее ярко выраженным и складывавшимся в течение нескольких десятков или даже сотен лет взаимопроникновением почвообразователей и отчетливой направленностью (цикличностью) в изменении основных свойств почвенной массы из года в год. Повышение инертности почв приводит к ослаблению значимости почвенного звена биокруговорота в агроценозах и осложняет прогнозирование урожайности. Восстановление близкого к исходному состоянию почв может потребовать нескольких десятков лет при одновременной релаксации растительности и эдафона.