По следам исчезнувших населенных пунктов северо-западного Оренбуржья

10.08.2021

В ходе экспедиции были посещены 83 исчезнувших населенных пункта и имеющих тенденцию к исчезновению, проанализированы особенности природопользования близ упраздненных поселений, оценены сохранность, состояние, урожайность плодовых насаждений, заложенных в упразднённых населенных пунктах.

Северо-западные районы стали заселяться одними из первых в области, на сегодняшний день количество исчезнувших населенных пунктов в них значительно.

По степени сохранности исследованные поселения условно можно разделить на следующие основные группы:

1. Населенные пункты с отсутствием на месте бывших поселений не только следов построек, но и кладбищ (например, Видя, Куликовка, Поповка, Устье Северного района). Преимущественно это небольшие поселения, исчезнувшие к середине XX века.

2. Населенные пункты с наличием следов от поселений. Эту группу можно подразделить на три подгруппы:

2.1. Населенные пункты с различимыми следами построек (всхолмления на месте домов, остатки фундаментов, строительных материалов, погреба и колодцы) и наличием кладбищ (например, Спутник, Кирпичный, Боровский Бузулукского района, Семыкино Северного района).

2.2 Населенные пункты с наличием кладбищ и отсутствием следов построек (Екатеринославка, Подлесный Бузулукского района, Родниковка, Ямской Северного района).

В поселениях этих подгрупп встречаются кладбища без ограждений и полностью поваленными крестами (Чёрный Ключ Северного района).  Некоторые кладбища по этой причине огораживают от пасущего рядом скота проволокой или толстой нитью (Сухоречка Бузулукского района, Красноводск Северного района).

2.3. Населенные пункты с различимыми следами построек и отсутствием кладбищ (Курский, Северо-Восточный, Путилово Бузулукского района).

Для поселений этой группы характерны одичавшие культурные насаждения представленные: несколькими видами яблонь (яблоня домашняя, яблоня лесная, яблоня сибирская, яблоня сливолистная, яблоня вишнеплодная), вишней, черемухой обыкновенной, смородиной (смородиной черной, смородиной золотистой (репис), смородиной красной), крыжовником, малиной, хмелем обыкновенным, хреном обыкновенным, сиренью, садовыми цветами (ирис, золотой шар, лилейник буро-желтый, или рыжий, мыльнянка (встречается повсеместно)).

Обследованные плодовые насаждения являются своего рода культурным и природным наследием. Большую роль в сохранности и урожайности плодовых деревьев играет не только генофонд видов и форм, но и микроклимат исследованных территорий. Сады заброшенных сёл являются основными очагами расселения рода яблоня по прилегающим территориям. На участках с благоприятными экологическими условиями яблони активно расселяются и дают обильный урожай, на неблагоприятных верхняя часть дерева регулярно обмерзает, поэтому на этих участках плодовые деревья имеют форму куста, не выше 1,5 м. и не дают урожай.

Яблоня в благоприятных условиях: одичавший культурный сорт с обильным урожаем

Культурный сорт погиб, а от корня отрастает подвой

Старовозрастная яблоня лесная (бывший поселок Игнашкино, Северный район)

Заброшенные сады используются местным населением близлежащих сёл для сбора плодов и ягод. Плоды также служат кормом для птиц и диких животных. Одичавшие плодовые деревья, расселяясь по прилегающей территории, формируют новые биоценозы. Под пологом сада появляются мезофиты, произрастающие в лесных растительных сообществах, ежевика сизая, малина обыкновенная, ландыш майский и другие.

Для населенных пунктов первой и второй группы также характерны кладбища посреди возделываемых сельхозугодий (Николаевка, Подлесный Бузулукского района). Нередко на месте населенных пунктов первой и второй группы ведется сенокос и выпас скота (Спутник, Екатеринославка Бузулукского района), возделываются сельскохозяйственные культуры, к примеру, подсолнечник в Заовражном, Курском, Червона Зирьке Бузулукского района, лён масличный в п. Камчатка Северного района. На месте некоторых бывших поселений ведется нефтедобыча (Чеменка, Староверово Северного района).

Подсолнечник на месте бывшего поселка Курский Бузулукского района (заметен худший рост растений на месте бывших построек)

Кроме типичных факторов исчезновения населенных пунктов данных групп следует отметить насильственную коллективизацию. Так поселок старообрядцев Черный Ключ исчез из-за религиозного запрета вступать в колхоз. После того, как колхозный трактор перепахал уже засеянные жителями поля, они вынуждены были уехать. Некоторые из них возвращаются к могилам предков, на место ранее процветающего села, где раньше была своя мельница, маслобойня, кузница, а сейчас не осталось и следа.

Житель Андреевки рассказывает о соседнем Черном Ключе (Северный район)

3. Упразднённые населенные пункты, где сохранились не только постройки, но и все внутреннее убранство домов: бытовая техника, мебель, посуда, одежда, фотографии, благодарственные письма, грамоты, открытки, книги, заготовки на зиму. Встречаются добротные дома с хорошо продуманной планировкой.

Внутри одного из домов в бывшем поселке Новополтавка Северного района

Эта группа поселений характерна преимущественно для Северного района, где в настоящее время идет активный процесс исчезновения населенных пунктов.

Бывший поселок Красный Холм Северного района

Для этой группы поселений на месте бывших населенных пунктов характерно пчеловодство, скотоводство: в заброшенных домах сезонно проживают пасечники и пастухи (например, п. Озерье, Семеновка Бузулукского района, Садовка, Красный Холм, Медведка Северного района).

Встречаются бывшие жители, приезжающие на лето, например, в с. Новополтавка Северного района, одни из которых предоставили нам в своем дворе место для ночлега.

Беседа с жителями бывшего села Новополтавка Северного района

Для данной группы населенных пунктов характерно мародерство, некоторые дома разбирают на строительные материалы, присваивают вещи бывших хозяев, в ряде домов наблюдается беспорядок в результате поиска ценностей.

Для всех групп населенных пунктов характерна проблема чёрных копателей, их следы встречаются повсеместно.

Из особенностей следует отметить встречающиеся захоронения на одном кладбище православных и мусульман (Боровский Бузулукского района, Моторино Северного района).

Встречаются кладбища упразднённых населенных пунктов, где продолжаются захоронения, либо ранее живших здесь людей, либо близ похороненных родственников. В частности, для Северного района характерны родовые семейные захоронения. По этой причине встречаются ухоженные кладбища с выкрашенными могилами и скошенной травой (Новосамарка Северного района).

В отличии от некоторых районов области (Беляевского, Сакмарского, Оренбургского) для Северного, Бузулукского и Бугурусланского районов не характерна установка памятных знаков, свидетельствующих о существовании населённых пунктов, хотя встречаются исключения (п. Березовый Бугурусланского района). В бывшем поселении Шумаково Северного района оборудован родник как место отдыха.

Памятный знак на месте п. Березовый Бугурусланского района

Родник в бывшем поселке Шумаково Северного района

Некоторые населенные пункты не исчезли, а стали частью соседнего, более крупного посёлка (п. Островной Бузулукского района объединился с п. Комсомольский, п. Немчиновка Бугурусланского района стал частью Лукинки, п. Малое Дорожное стал улицей Малодорожной п. Большедорожного).

В населённых пунктах, имеющих тенденцию к исчезновению, остались около десятка жителей, преимущественно пенсионеры. Встречаются поселения с четырьмя (Новая Волынь Бугурусланского района) и одним зарегистрированным жителем (с. Гремучий Бузулукского района). Основные проблемы, которые отмечают оставшиеся жители: отсутствие газификации домов, редкий подвоз продуктов (один раз в неделю), увеличивающаяся численность бобров, строящих запруды, что ведет к исчезновению воды в колодцах и затруднительному поливу огородов из рек.

В последние годы исчезновение населенных пунктов связано с тем, что население из посещенных нами районов мигрировало в более развитые города преимущественно соседних регионов (Республика Татарстан, Самарская область).

Ряд исчезнувших населенных пунктов могут быть интересны как объекты туризма. Например, полуразрушенная церковь в бывшем населенном пункте Первомайское (Новомёртовка), которая может представлять интерес для туристов и паломников.

Церковь Михаила Архангела в бывшем п. Первомайское Северного района (1808 года постройки)

Результаты обследования одичавших садов исследованных районов позволяют определить экологические микроусловия, способствующие развитию и сохранности насаждений, на основании этих сведений можно дать рекомендации для научно обоснованного выбора места под плодовые культуры в континентальных климатических условиях региона. Помимо этого, сохранившиеся сорта и формы являются устойчивыми в условиях, характерных для изучаемого региона, и могут быть использованы в селекции как генетический материал и семенной материал для подвоя в питомниководстве.

Местные жители с теплотой вспоминают время, когда их населенные пункты процветали и искренне радуются, что кто-то интересуется исчезнувшими поселениями. Нельзя не отметить их добродушие. Местные жители воспринимали сотрудников Института степи, как гостей, приглашали за стол, предлагали баню, место для ночлега.

Процесс исчезновения населенных пунктов в ближайшее время в указанных районах продолжится. Каждый исчезнувший населенный пункт – это потеря уникальной истории, культуры населения.

Собранные в ходе экспедиции материалы пополнят пространственно-временную геоинформационную базу исчезнувших населенных пунктов Оренбургской области.

с.н.с. отдела социально-экономической географии

Филимонова И.Ю.

н.с. отдела степеведения и природопользования

Яковлев И.Г.

н.с. отдела ландшафтной экологии

Березина Т.В.

Симаков А.М. (водитель)