УДК 633.88:581.9
DOI: 10.24412/cl-36359-2021-308-312
ОСОБЕННОСТИ МЕСТООБИТАНИЯ И МЕСТОНАХОЖДЕНИЯ PAEONIA TENUIFOLIA L. В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
FEATURES OF THE HABITAT AND LOCATION OF PAEONIA TENUIFOLIA L. IN THE SARATOV REGION
М.А. Занина
M.A. Zanina
Балашовский институт (филиал) Саратовского государственного университета
им. Н.Г. Чернышевского, Балашов, Россия
Balashov Institute (branch) of N.G. Chernyshevsky Saratov State University, Balashov, Russia
E-mail: zanmarina@yandex.ru
Аннотация. Пион тонколистный (Paeonia tenuifolia L.) – редкое и охраняемое растение Саратовской области со статусом – 2 (V) уязвимый вид. Исследованиями установлено, что в Самойловском районе Саратовской области данное растение имеет узкую экологическую амплитуду, подвергается антропогенному воздействию, ценопопуляции изолированы друг от друга. Обитание вида в сообществах лугово-степных флористических комплексов района подтвердило, что пион – гелиофит, ксеромезофит, эвтроф и кальцефил. Светолюбивость P. tenuifolia прежде всего подтверждается его высоким обилием и встречаемостью в открытых степных сообществах.
Ключевые слова: Paeonia tenuifolia L., флористические комплексы, ценопопуляции, флористическое окружение.
Abstract. Thin-leaved peony (Paeonia tenuifolia L.) is a rare and protected plant of the Saratov region with the status – 2 (V) vulnerable species. Studies have established that in the Samoylovsky district of the Saratov region, this plant has a narrow ecological amplitude, is subjected to anthropogenic influence, and coenopopulations are isolated from each other. The species in the community of the meadow-steppe floristic complexes of the area confirmed that the pion – heliopic, xeromesophyte, eutrop and Calcifer. The photophilicity of P. tenuifolia is primarily confirmed by its high abundance and occurrence in open steppe communities.
Key words: Paeonia tenuifolia L., floral complexes, coenopopulations, floral environment.
Инвентаризация флор регионов, а также отдельных видов и их популяций актуальна, своевременна и необходима [1, 2, 9].
Пион тонколистный семейства пионовые (Paeonia tenuifolia L., Paeoniaceae) – редкое и охраняемое растение в Саратовской области со статусом со статусом «2 (V)» – уязвимый вид; со статусом и категорией «2 б» – вид, сокращающийся в численности – в Красной книге Российской Федерации. Охраняется он и в других областях, граничащих с Саратовской областью – Воронежской, Пензенской, Тамбовской, Волгоградской, Оренбургской.
Исследованиями А.В. Панина были обнаружены экземпляры, отличающиеся от типичного P. tenuifolia. Они характеризуются более темной, с малиновым оттенком окраской околоцветника, шириной долей листа, превышающей таковую у P. tenuifolia в среднем в 7 раз. По совокупности признаков эти растения должны быть отнесены к виду P. bieberstaeiniana Rupr. Также автор уточняет, что полностью синонимизировать P. bieberstaeiniana с P. tenuifolia не следует, так как кроме вышеперечисленных признаков эта раса отличается еще и более поздним цветением (зацветает на 10-12 дней позже типичного P. tenuifolia) в Вольском районе Саратовской области. Учитывая эколого-биологические особенности широколистной расы пиона тонколистного, А.В. Панин (2008) предлагает рассматривать её в ранге формы и восстановить для неё ранее употреблявшееся название P. tenuifolia L. var. biebersteiniana (Rupr.) N. Busch. [3]. В связи с этим считаем необходимым привести ботаническое описание встреченных экземпляров.
Опушечно-степной травянистый многолетник до 50 см высоты, балкано-малоазиатско-восточноевропейский вид. Листья многократно рассечены на узкие, линейные дольки шириной 1-2 мм. Цветок одиночный, крупный, до 7 см в диаметре, тёмно-красного цвета. Плоды – листовки. Подземная часть представлена коротким корневищем с шишковидно утолщёнными корнями. Размножается семенами. Цветет в мае. Ареал – Украина, Закавказье, Малая Азия, Балканский полуостров. В европейской России встречается во всех областях Центрального Черноземья, проникая на восток до Самарского Заволжья. Редкость вида определяется разрушением степей в результате рекреационной нагрузки, массовым сбором населением на букеты и выкапыванием корневищ. Немаловажную роль играют в нарушении популяций и весенние палы – когда растения начинают цвести. Так в работе Г.Ф. Сулеймановой (2010) проведен анализ погодичной динамики сообщества с Paeonia tenuifolia и выявление закономерностей восстановления степи после пожара и засухи. Автор уточняет, что после пожара, на первой стадии восстановления наблюдалась смена разнотравно-вейникового сообщества на разнотравно-пырейно-пионовое, а видовой состав сообщества увеличился с 20 до 31 [4].
На территории Саратовской области P. tenuifolia изредка встречается в Аткарском, Балашовском, Вольском, Калининском, Красноармейском, Саратовском, Самойловском, Хвалынском, Татищевском районах. Обитает на остепнённых лугах, ковыльно-разнотравных степях, опушках светлых дубовых лесов, в зарослях кустарников, на склонах балок. Светолюбив.
Химический состав пиона тонколистного пока недостаточно изучен. Корни содержат до 1,6% эфирного масла, а также до 30% углеводов, аскорбиновая кислота, гликозид салицин, танин и незначительное количество алкалоидов. Отвары и настойки пиона узколистного успокаивают центральную нервную систему, обладают спазмолитическим действием на гладкую мускулатуру внутренних органов и сосудов.
В 2020 г. в ходе экспедиций по выявлению зарослей лекарственных растений были обнаружены новые местообитания пиона тонколистного в двух населенных пунктах Самойловского района. Ранее вид изучался нами в Калининском районе Саратовской области (2017-2019 гг.) [1]. Местообитание в окрестностях Хрущевки одно из достоверно известных и в 2014 г. балка Волчья объявлена ООПТ регионального значения ландшафтно-ботанического профиля в целях охраны типичного байрачного урочища подзоны северной степи Донской равнины. Данное урочище является субдоминантным урочищем Таловско-Березовского ландшафта, представляет собой балку с плоским днищем и пологими склонами занятую в основном травянистой мезофитной растительностью. Балка Волчья расположена в 1,5 км к северу от с. Хрущевка. Географические координаты центра участка: 51°13'20" с.ш., 44°00'17"с. ш. Высота над уровнем моря – 159 м).
Сильно расчлененный рельеф характерный для глубоких балок с развитой сетью боковых оврагов-отвершков. Характерными мезоформами рельефа на территории являются: слабонаклонные склоновые поверхности (уклон 3-5°); крутые склоны (15° и более). Наиболее крупные балки: Арбузова, Барская, Воловая, Кузина (51°12'00'' с.ш.; 43°38'60'' в.д. Высота над уровнем моря – 197 метров), Мардак. Все они впадают в реку Берёзовку. В долине Берёзовки и по склонам балок сохранилась целинная степь с колками Populus tremula L., Salix euxina I.V. Belyaeva (Salicaceae), Prunus spinosa L, Crataegus volgensis Pojark., Rosa majalis Herrm. (Rosaceae).
Почвенный покров представлен обыкновенными черноземами малогумусными, маломощными тяжелосуглинистыми и глинистыми, среднесмытыми. В днище балки мощные делювиально-пролювиальные отложения.
Второе местообитание подсказано местными жителями и находится в селе Еловатка, расположенном в южной части Самойловского района, в 11 километрах от районного центра Самойловка. Находится село в живописном месте, у реки Терса, образующей озёра-старицы – Малиновое и Березовое и дубрав – Еловатского и Еланского лесов. Географические координаты безымянной балки – 51°07'00'' с.ш.; 43°38'60'' в.д. Высота над уровнем моря – 124 м.
В ходе работы использовались общепринятые методы геоботанических описаний. Для получения фитоценотических характеристик были заложены случайным образом 15 пробных площадей по 10 м2 каждая. Видовые названия приводятся по С.К. Черепанову (1995) [5, 6].
Несмотря на то, что этот вид занесён в региональную и федеральную Красные книги до сих пор специальных ценопопуляционных исследований его в условиях Приволжской возвышенности не проводилось. Хотя, по данным многих исследователей на территории России и Приволжской возвышенности в последние десятилетия наблюдается сокращение его ареала из-за негативной хозяйственной деятельности человека [2]. Изучение экологического состояния популяций такого уязвимого вида, как пион тонколистный актуально и необходимо для определения стратегии и тактики охраны и восстановления численности вида, а также для сохранения вмещающих его природные популяции степных и лесостепных экосистем Среднего Поволжья.
Проведенные исследования показали, что во вмещающих P. tenuifolia фитоценозах основными видами-доминантами, определяющими тип сообщества, являются Bromopsis riparia, Stipa capillata, S. pennata, Festuca valesiaca, а в большинстве случаев их содоминантом выступает P. tenuifolia. Открытые склоны в зависимости от экспозиции заняты различными степными сообществами. Холодные склоны (северо-восточной, восточной экспозиции) заняты мезофитной растительностью с высоким разнотравьем иногда с кустарниками – Chamaecytisus ruthenicus (Fisch. ex Woloszcz.) Klásk., семейства Fabaceae и Amygdalus nana L., семейства Rosaceae. В данных сообществах совместно с пионом тонколистным произрастают S. pennata, Adonis volgensis, Thalictrum minus, S. nutans L., Anemone sylvestris и многие другие виды со сходными требованиями к среде обитания (таблица 1.). На теплых склонах (южной, юго-западной экспозиции) травостой местами разрежен, более беден. Всего во флористическом окружении P. tenuifolia в двух популяциях обнаружено 52 вида. Из них 35 видов в ЦП 1 и 45 – в ЦП 2. Виды относятся к 21 семейству. Самые многочисленные Asteraceae – 11 видов; Poaceae – 7 видов; Lamiaceae – 6 видов; Scrophulariaceae и Ranunculaceae по 4, Rosaceae – 3 вида. Остальные семейства представлены 1-2 видами. В обеих ценопопуляциях, расположенных в разных местообитаниях встречаются E. repens, S. capillata, F. valesiaca, A. nana, F. viridis и др. Следовательно, в данных условиях – это в какой-то степени сопутствующие P. tenuifolia виды.
Таблица 1. Видовой состав фитоценозов с участием P. tenuifolia
Вид |
Семейство |
ЦП 1 – балка Волчья |
ЦП 2 – балка Еловатка |
1. Bulbocodium versicolor (Ker-Gawler) Spreng. |
Melanthiacea |
+ |
+ |
2. Bromopsis riparia (Rehmann) Holub |
Poaceae |
+ |
+ |
3. Elytrigia repens (L.) Nevski |
Poaceae |
+ |
+ |
4. Phleum pratense L. |
Poaceae |
- |
+ |
5. Stipa capillata L. |
Poaceae |
+ |
+ |
6. S. pennata L. |
Poaceae |
- |
+ |
7. Poa angustifolia L. |
Poaceae |
- |
+ |
8. Festuca valesiaca Gaudin |
Poaceae |
+ |
+ |
9. Rumex confertus Willd. |
Polygonaceae |
+ |
+ |
10. Campanula patula L. |
Campanulaceae |
- |
+ |
11. Phlomis pungens Willd. |
Lamiaceae |
+ |
+ |
12. Phlomoides tuberosa (L.) Moench. |
Lamiaceae |
+ |
+ |
13. Salvia tesquicola Klokov. & Pobed. |
Lamiaceae |
+ |
+ |
14. S. nutans L. |
Lamiaceae |
- |
+ |
15. Stachys recta L. |
Lamiaceae |
+ |
- |
16. Origanum vulgare L. |
Lamiaceae |
+ |
- |
17. Galium aparine L. |
Rubiaceae |
+ |
- |
18. G. verum L. |
Rubiaceae |
+ |
+ |
19. Pedicularis kaufmannii Pinzger |
Scrophulariaceae |
- |
+ |
20. Veronica longifolia L. |
Scrophulariaceae |
+ |
- |
21. V. incana L. |
Scrophulariaceae |
+ |
+ |
22. Verbascum lychnitis L. |
Scrophulariaceae |
- |
+ |
23. Euphorbia virgata Waldst. & Kit. |
Euphorbiaceae |
- |
+ |
24. Silene wolgensis (Hornem.) Besser ex Spreng. |
Caryophyllaceae |
- |
+ |
25. Nonea pulla DC. |
Boraginaceae |
- |
+ |
26. Urtica dioica L. |
Urticaceae |
+ |
- |
27. Hypericum perforatum L. |
Hypericaceae |
+ |
+ |
28. Plantago lanceolata L. |
Plantaginaceae |
- |
+ |
29. Vincetoxicum hirundinaria Medikus. |
Asclepiadaceae |
- |
+ |
30. Carex praecox Schreb. |
Cyperaceae |
+ |
+ |
31. Erysimum canescens Roth. |
Brassicaceae |
+ |
+ |
32. Goniolimon elatum (Fisch. ex Spreng.) Boiss. |
Plumbaginaceae |
- |
+ |
33. Securigera varia (L.) Lassen. |
Fabaceae |
+ |
+ |
34. Genista tinctoria L. |
Fabaceae |
+ |
+ |
35. Lathyrus tuberosus L. |
Fabaceae |
+ |
+ |
36. Fragaria viridis (Duch.) Weston. |
Rosaceae |
+ |
+ |
37. Filipendula vulgaris Moench. |
Rosaceae |
- |
+ |
38. Artemisia vulgaris L. |
Asteraceae |
+ |
+ |
39. A. austriaca Jacq. |
Asteraceae |
- |
+ |
40. Inula britannica L. |
Asteraceae |
- |
+ |
41. Ahillea millefolium L. |
Asteraceae |
+ |
+ |
42. Cichorium intybus L. |
Asteraceae |
+ |
+ |
43. Senecio schwetzowii Korsh. |
Asteraceae |
+ |
+ |
44. Echinops sphaerocephalus L. |
Asteraceae |
+ |
+ |
45. Carduus crispus L. |
Asteraceae |
+ |
+ |
46. Centaurea scabiosa L. |
Asteraceae |
+ |
- |
47. Scorzonera purpurea L. |
Asteraceae |
+ |
- |
48. Taraxacum officinale F.H. Wigg. |
Asteraceae |
+ |
+ |
49. Thalictrum minus L. |
Ranunculaceae |
+ |
+ |
50. Adonis volgensis Steven ex DC. |
Ranunculaceae |
+ |
+ |
51. Anemone sylvestris L. |
Ranunculaceae |
- |
+ |
52. Pulsatilla patens (L.) Mill. |
Ranunculaceae |
+ |
+ |
Численность особей на 1 м2 в ЦП 1 – колеблется от 5 до 10 экз./м2 . Антропогенное воздействие – сбор населением на букеты и выкапывание растений с целью размещения на садовых участках.
Изучение экологических особенностей и встречаемости пиона тонколистного в сообществах лугово-степных флористических комплексов в Самойловском районе подтвердило, что пион – гелиофит, ксеромезофит, эвтроф, кальцефил, ценофил и эрозиофоб. Светолюбивость P. tenuifolia прежде всего подтверждается его высоким обилием и встречаемостью в открытых степных сообществах.
Проведенные исследования показали, что состояние природных ценопопуляций пиона тонколистного относительно устойчиво, но усиливающиеся антропогенное воздействие (сбор населением как декоративного и лекарственного растения, распашка, варварский пал, выпас) в местах произрастания вида со временем может нарушить их стабильность. P. tenuifolia имеет узкую экологическую амплитуду, популяции уязвимы, так как подвергаются антропогенному воздействию.
P. tenuifolia – лекарственное растение, что является еще одним лимитирующим фактором. Мониторинг популяций редких видов позволяет выявить тенденции их развития и предложить меры по их сохранению. Охранные меры должны включать: изучение биологии, экологии, географии вида в регионе, состояния популяций, возрастной структуры в динамике. Необходимо в данных местообитаниях создать микрозаказники, запретив в них хозяйственную деятельность, контролировать рекреационную нагрузку. Выявить новые места обитания в пределах Окско-Донской равнины.
Список литературы
1. Zanina M.A., Smirnova E.B. Structure of coenopopulations and phytocoenotic confinement of Paeonia tenuifolia L. in floristic complexes of Oka-Don lowland. Plant Science Today, 2020. Vol. 7 (4): 663-668.
2. Масленников А.В., Масленникова Л.А. Состояние популяций пиона токолистного (Paeonia tenuifolia L.) на северо-восточном пределе распространения в условиях Приволжской возвышенности // Экология и география растений и сообществ Среднего Поволжья: материалы науч.-практ. конф. (Тольятти, 03-04 февр. 2011 г.) / Под ред. С.А. Сенатора, С.В. Саксонова, Г.С. Розенберга. Тольятти: Кассандра, 2011. С. 318-326.
3. Панин А.В. К вопросу о внутривидовой структуре пиона тонколистного (Paeonia tenuifolia L.) в Саратовской области // Бюллетень Ботанического сада Саратовского государственного университета. 2008. № 7. С. 44-45.
4. Сулейманова Г.Ф. Характеристика растительных сообществ с Paeonia tenuifolia L. в национальном парке «Хвалынский» // Научные труды национального парка «Хвалынский». Вып. 2. Саратов Хвалынск: Изд-во Саратовского государственного технического университета, 2010. С. 74-81.
5. Тарасов А.О., Гребенюк С.И. Методы изучения растительности: полевая практика по экологической ботанике. Саратов, 1981. С. 65-85.
6. Черепанов С.К. Сосудистые растения России и сопредельных государств (в пределах бывшего СССР). Русское издание. СПб: Мир и семья-95, 1995. 992 с.
7. Nevzorov, A.V., Smirnova, E.B., Sergeeva, I.V. et al. Ontogenetic Structure of Cenopolulations of Orchis militaris L. and Dactylorhiza incarnata (L.) Soo (Orchidaceae, Liliopsida) in Romanovskii District of Saratov Region. Biol Bull Russ Acad Sci, 2019. 46, 1426-1430.
8. Smirnova E.B., Shatakhanov B.D., Kabanov S.V. et al. Phytocenotic confinement and the structure of coenopopulation of the rare medicinal plant Stemmacantha serratuloides (Georgi) M. Dittrich. in the Balashovo municipality of the Saratov region // Annals of Tropical Medicine & Public Health-Special Issue. 2018. Vol. 9. pp. S616-18.