В журнале "Acta Biologica Sibirica" опубликована статья сотрудников отдела социально-экономической географии, посвящённая эколого-экономической безопасности и ландшафтно-экологической устойчивости степных регионов России.
В статье на основе проведенных расчетов коэффициентов и интегральных индексов построена обобщающая картосхема, демонстрирующая пространственные диспропорции ландшафтно-экологической устойчивости и эколого-экономической безопасности степных регионов России.
Оценка ландшафтно-экологической устойчивости проводилась с помощью коэффициента экологической стабильности ландшафта (КЭСЛ). Данный метод основывается на сопоставлении площадей, занятых стабильными и нестабильными элементами ландшафта. К стабильным элементам ландшафта, согласно методике, отнесены: сенокосы, пастбища, многолетние насаждения, лесные земли, залежь, болота, особо охраняемые природные территории. К нестабильным – пашня, застроенные земли, улично-дорожная сеть (улицы, проезды, набережные и т.п.), нарушенные земли, в структуре которых рассматриваются показатели (постройки, сооружения, дорожки, газоны и декоративные насаждения), мелиорированные земли. Этот коэффициент предоставляет возможность оценивать ландшафтно-экологическую устойчивость, объединяя качественные и количественные параметры биотических и абиотических элементов природно-территориального комплекса.
В основе оценки уровня экологической безопасности лежат две концепции: техногенная (решение экологических проблем) и биосферная (направлена на определение области устойчивости любой экосистемы). Главной составляющей оценки эколого-экономической безопасности в разрезе степных регионов России является сопряженный анализ уровня экономического развития, социальной сферы и экологического состояния территории. Используя актуальную и достоверную информацию из открытых источников, составлена база данных индикаторов эколого-экономической безопасности исследуемых регионов, агрегированных в 3 блока.
Блок 1. Индекс экономического развития: объем отгруженных товаров собственного производства; выполненных работ и услуг собственными силами; оборот розничной торговли на душу населения; объем платных услуг на душу населения; инвестиции в основной капитал на душу населения; удельный вес убыточных организаций; объем произведенной продукции сельского хозяйства на душу населения; ввод в действие жилых домов на 1000 человек населения.
Блок 2. Индекс развития социальной сферы: общий коэффициент рождаемости; общий коэффициент смертности; коэффициент младенческой смертности; коэффициент миграционного прироста населения; численность воспитанников дошкольного образования на 1000 человек населения; численность обучающихся по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования на 1000 человек населения; заболеваемость на 1000 человек населения; число больничных коек на 10000 человек населения; численность врачей на 10000 человек населения; численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения, на 1000 человек населения; численность зарегистрированных преступлений на 1000 человек населения.
Блок 3. Индекс экологического состояния территории: выброшено в атмосферу загрязняющих веществ на 1000 человек населения; затраты на охрану окружающей среды, включая оплату услуг природоохранного назначения на душу населения; доля посевных площадей сельскохозяйственных культур от общей площади территории; доля земель населенных пунктов; доля земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, обороны, безопасности и иного специального назначения; лесистость территории; доля улавливания, очистки, обезвреживания загрязняющих веществ, исходящих от стационарных источников загрязнения.
Выявлено возрастание уровня экологической стабильности ландшафтов в северо-восточном направлении, за исключением Республик Калмыкия и Адыгея, в силу слабого развития промышленности и инфраструктуры.
Картосхема ландшафтно-экологической устойчивости и эколого-экономической безопасности регионов степной зоны России
Несмотря на относительно высокий показатель коэффициента экологической стабильности ландшафта в Республике Калмыкия, в этом регионе продолжают развиваться процессы деградации почв, вызванные опустыниванием, эрозией, засолением и подтоплением земель. Экологические проблемы Волжского бассейна и Южного Урала характеризуются наличием реальной угрозы здоровью людей и разрушений экосистемных связей. Следует отметить сложную гидрохимическую обстановку на акваториях Куйбышевского и Саратовского водохранилищ. Сокращение годового стока рек Волги и Урала усугубляется потерей уникальной способности – природной самоочищаемости, а также приводит к уничтожению пойменно-лугового и рыбного потенциалов. В центральной части рассматриваемого мезорегиона в результате хозяйственной деятельности скопились большие запасы промышленных отходов, включая отходы обогатительных комбинатов. Под отвалами заняты тысячи гектаров земель. Только на территории Челябинской области сосредоточено более 15% от общего их количества в стране. В сложной экологической обстановке находятся практически все крупные промышленные центры Урала и Сибири в границах исследуемого мезорегиона.
Картографический анализ ландшафтно-экологической устойчивости и эколого-экономической безопасности степных регионов России и выполненные в его рамках исследования выявили следующие наиболее острые экологические проблемы по территориям:
С полным текстом статьи можно ознакомиться по ссылке
Chibilyov (jr.) AA, Meleshkin DS, Grigorevsky DV (2021) The spatial analysis of landscape ecological stability and ecological security in the steppe regions of Russia. Acta Biologica Sibirica 7: 593–607. https://doi.org/10.3897/abs.7.e78450.
Подробнее об авторах :
Чибилёв Александр Александрович (младший)
Григоревский Дмитрий Владимирович