УДК 504.54

DOI: 10.24412/cl-36359-2021-492-495

 

АГРОЛАНДШАФТЫ СЕВЕРО-КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ

 

AGRO-LANDSCAPES OF THE NORTH KAZAKHSTAN REGION: PROBLEMS AND WAYS OF OPTIMIZATION

 

Г.З. Мажитова

G.Z. Mazhitova

 

Северо-Казахстанский университет им. М. Козыбаева,  Петропавловск, Республика Казахстан

 North Kazakhstan University named after M. Kozybayev, Petropavlovsk, Republic of Kazakhstan

 

E-mail: mazhitova_gulnur@mail.ru

 

Аннотация. Статья посвящена проблеме обеспечения устойчивости агроландшафтов Северо-Казахстанской области. Рассмотрены структурные компоненты агроландшафтов региона, соотношение видов сельскохозяйственных угодий, состав возделываемых культур и выполнен анализ уровня их сбалансированности с экологических позиций. Результаты анализа позволили выделить факторы, оказывающие неблагоприятное влияние на состояние современных агроландшафтов. Предложены рекомендации по их оптимизации.

Ключевые слова: агроландшафт, сельское хозяйство, Северо-Казахстанская область, устойчивость.

 

Abstract. The article is devoted to the problem of ensuring the sustainability of agricultural landscapes of the North Kazakhstan region. The structural components of the agricultural landscapes of the region, the ratio of types of agricultural land, the composition of cultivated crops is considered and the level of their balance is analyzed from the ecological point of view. The results of the analysis allowed us to identify the factors that have an adverse effect on the state of modern agricultural landscapes. Recommendations for their optimization are offered.

Keywords: agricultural landscape, agriculture, North Kazakhstan region, sustainability.

 

Ключевую роль в развитии экономики Северо-Казахстанской области (СКО) и Республики Казахстан в целом играет сельское хозяйство. Особая значимость отрасли связана, в первую очередь, с обеспечением продовольственной безопасности, получением сельскохозяйственного сырья для обрабатывающей промышленности. Весьма существенна роль сельского хозяйства как сферы трудовой деятельности и обеспечении занятости сельского населения. В значительной степени агропроизводство определяет развитие экономики и социальной сферы сельской местности.

Стабильное развитие сельского хозяйства и повышение эффективности агропроизводства невозможно без поддержания устойчивого функционирования и продуктивности агроландшафтов. Особую значимость в свете данного приоритета приобретают агроландшафтные исследования, направленные на изучение их формирования и функционирования, пространственной организации и размещения, оценки современного экологического состояния и поиска путей оптимизации [10].

СКО является одним из главных аграрных регионов Республики Казахстан. Преобладающая территория области используется для сельскохозяйственного производства. В регионе расположено порядка 19% посевных площадей страны, производится более 10% валовой продукции сельского хозяйства и четверть сбора всех зерновых культур [9, 12].

Агроландшафты занимают значительную часть территории СКО, имеют фактически фоновый характер размещения и служат важным фактором ландшафтного разнообразия. Они исторически интегрированы в ландшафтную структуру региона и значительно повышают ее неоднородность. Основными компонентами агроландшафтов области являются сельскохозяйственные угодья, занятые, главным образом, пашней. Меньшую площадь в них занимают естественные и улучшенные сенокосы и пастбища, садово-огородные участки. К структурным компонентам агроландшафтов региона относятся также защитные лесополосы, водоемы, связанные с сельскохозяйственным производством. Последние представляют экологические объекты, оказывающие положительное влияние на функционирование агроландшафтов.

Пахотные агроландшафты располагаются, главным образом, на водоразделах и занимают наиболее благоприятные для сельскохозяйственного освоения территории с равнинным, слабо расчлененным рельефом, сравнительно плодородными зональными почвами. Пастбищные и сенокосные агроландшафты в СКО редко встречаются на водоразделах. В основном они вытеснены пашней на непригодные для распашки земли (опушки лесных массивов и колок, участки, прилегающие к озерным котловинам, пойменно-долинные территории, ложбины и днища древнего стока). Пастбищные и сенокосные агроландшафты получили распространение в основном на севере и юго-востоке региона, а также в пределах холмисто-мелкосопочной части Кокшетауской возвышенности, долине р. Ишим.

По виду использования земель и направлению сельскохозяйственного производства агроландшафты СКО объединены в ряд групп (разновидностей). В агроландшафтной структуре региона выделены следующие разновидности агроландшафтов: лесополевой мелкоконтурный, лесоколочно-полевой (южная и колочная лесосотепь), сплошной полевой, полевой с участками сенокосно-пастбищных угодий, сенокосно-пастбищный с отдельными полями (умеренно-засушливая, засушливая и сухая степь). Своеобразный агроландшафт сформирован в долине р. Ишим, в пределах которой получили распространение различные сочетания пахотных и сенокосно-пастбищных угодий.

Особое место в структуре агроландшафтов занимают урбанизированные агроландшафты, приуроченные к пригородным территориям г. Петропавловска. Они включают дачные участки, садово-огородные и парниковые хозяйства.

Существенное влияние на устойчивость агроландшафтов оказывает соотношение их основных структурных элементов – сельскохозяйственных угодий и компонентов природной среды, несвязанных непосредственно с агропроизводством, однако, определяющих характер их пространственной организации, особенности функционирования (леса, колки, озера и др.) [1, 2, 5, 10].

Согласно данным [7, 10], общая площадь земель сельскохозяйственного назначения в СКО составляет 6916,9 тыс. га (70,6%). Последние на 97% заняты сельскохозяйственными угодьями. Значительная доля в структуре сельхозугодий приходится на пашню – 4862 тыс. га или 72,5% площади. Естественные кормовые угодья занимают порядка 26,6%, из них преобладают пастбища – 1769 тыс. га. Под лесами, древесно-кустарниковой растительностью занято 595,0 тыс. га или 6%. Площадь многолетних насаждений равна 3,3 тыс. га. На долю водных объектов приходится 246,9 тыс. га или около 3% площади. Показатель распаханности территории в среднем составляет 50%, достигая в ряде административных районов 70% [3].

В соответствии с исследованиями [1, 2, 4, 8], в лесостепной и степной природных зонах доля пашни не должна превышать 30-50%. В СКО этот показатель в среднем составляет 70%, в ряде районов достигая 90%. Элементы экологического каркаса (природные кормовые угодья, лесные участки, водные объекты) и элементы, повышающие экологическую устойчивость (многолетние травы на пашне), должны составлять 50-60% от общей площади агроландшафта. Агроландшафты региона не соответствуют данным параметрам, являются экологически несбалансированными, подвержены воздействию стрессовых факторов природной среды, менее устойчивы к проявлению водной и ветровой эрозии.

Чрезмерная нагрузка на агроландшафты, обусловленная значительной распашкой земель, нарушением структуры посевных площадей и севооборотов, сокращением доли экологостабилизирующих компонентов, ослабляют их устойчивость к воздействию внешних факторов, усиливают опасность развития эрозионных процессов, снижению плодородия почв, ухудшению их агрономически ценных свойств и др. [10, 11].

Не менее важным, фактором, оказывающим влияние на устойчивость агроландшафтов, является видовой состав возделываемых культур, их соотношение в структуре посевных площадей.

Полевые культуры существенно различаются по выносу элементов из почвы, влиянию на ее структуру, процессы минерализации гумуса. В соответствии с экологически сбалансированной структурой посевных площадей, обеспечивающей сохранение и воспроизводство плодородия почв, доля зерновых не должна превышать 50%, а пропашных культур – 10%. Многолетние травы должны занимать 20-30% для воспроизводства органического вещества и биологического азота, защиты почв от эрозии [11].

В структуре посевных площадей СКО на протяжении длительного периода (с начала столыпинской аграрной реформы 1906-1912 гг.) преобладают зерновые культуры – зерновой (пшеничный) инвариант земледелия. Их доля составляет порядка 73% (более 2,8 млн га, из них пшеница – 2295,9 тыс. га), что в 1,5 раза превышает норму экологически обоснованного земледелия. Масличные культуры составляют 21% (порядка 1 млн га), на долю остальных возделываемых культур приходится менее 1%. Доля кормовых культур (многолетних бобовых и злаковых трав) сократилась с 11 до 8%. Это в 2,5 раз ниже нормы экологически сбалансированного земледелия. Тем самым, в регионе доминируют посевы культур, относящиеся к группе с высоким выносом питательных элементов из почвы, нарушающие ее структуру, агрегатный состав: зерновые (пшеница, овес, ячмень и др.), масличные (лен-кудряш и рапс). Удельный вес культур, оказывающих благоприятное воздействие на почвы, характеризующиеся почвоулучшающими свойствами (бобовых и многолетних трав), заметно уступает зерновым. Низкая доля многолетних трав в площади пахотных угодий отмечается практически во всех района области.

В последние годы в связи с реализацией задач улучшения структуры посевных площадей, развития животноводческой отрасли, необходимостью усиления кормовой базы, наметились изменения в структуре посевных площадей. За последние годы несколько снизилась доля зерновых культур (2-5%). В составе кормовых культур растет площадь посевов кукурузы и масличных культур. По сравнению с уровнем прошлых лет посевные площади бобовых культур увеличились в 2,8 раз, масличных культур – на 39,6%. В то же время произошло уменьшение посевных площадей пшеницы на 1,1%, кормовых культур – на 20,9%, в т.ч. однолетних трав – на 25,2% [9, 12]. Тем не менее, практикуемая структура сельскохозяйственных угодий не в полной мере обеспечивает устойчивость агроландшафтов. В таких условиях возрастают темпы выноса биогенов и снижения содержания гумуса почв, разрушения наиболее ценной комковатой и зернистой структуры, ухудшению фитосанитарной обстановки на пахотных угодьях, активизации эрозионных процессов [6, 7]. В конечном итоге это негативно отражается на функционировании и продуктивности агроландшафтов, повышает затраты на производство сельскохозяйственной продукции.

В качестве факторов, оказывающих неблагоприятное влияние на состояние современных агроландшафты, выделены: чрезмерная распашка, несбалансированная структура сельскохозяйственных угодий и посевных площадей, преобладание возделываемых культур с высоким выносом макроэлементов из почвы, слабая разработанность функционального зонирования и территориальной организации агроландшафтов.

Тем самым, в СКО назрела необходимость совершенствования территориальной организации агроландшафтов. В первую очередь, оно должно быть направлено на оптимизацию структуры земельных угодий, которое позволит укрепить экологический каркас агроландшафтов. Данная задача предполагает постепенное увеличение доли многолетних трав, кормовых угодий, древесно-кустарниковых насаждений, охраняемых участков, т.е. элементов, повышающих устойчивость агроландшафтов к влиянию негативным факторам. Наряду с этим требуется оптимизация структуры посевных площадей и связанного с этим совершенствование севооборотов путем сокращения посевов культур с высоким выносом питательных веществ с урожайной частью и увеличения доли многолетних трав, их обоснованного размещения в агроландшафтах. Сохранению устойчивого функционирования и продуктивности агроландшафтов способствует совершенствование системы земледелия, разработка и внедрение адаптированных ресурсосберегающих приемов и технологий обработки почвы и возделывания сельскохозяйственных культур. Весьма эффективным решением является разработка и реализация мероприятий по нормализации и распределению допустимых антропогенных нагрузок на агроландшафты в целом и отдельные элементы их пространственной структуры.

 

Список литературы

1. Кирюшин В.И. Экологические основы земледелия. М.: Колос, 1996. 367 с.

2. Кочуров Б.И. Экодиагностика и сбалансированное развитие. М.-Смоленск: Маджента, 2003. 384 с.

3. Мажитова Г.З., Джаналеева Г.М. Оценка экологической стабильности территориальной структуры Северо-Казахстанской области // Современные проблемы географии и геологии: Материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Т. 1. Томск: НИ ТГУ, 2017. С. 75-78.

4. Орлова И.В. Оценка уровня экологической сбалансированности структуры земельных угодий аграрно-развитых регионов Западной Сибири // Известия Самарского научного центра РАН. 2013. Т. 15. № 3 (3). С. 1003-1008.

5. Пашков С.В. Ландшафтно-экологические основы земледельческой освоенности территории Северо-Казахстанской области // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Естественные науки. 2019. Т. 43. № 4. С. 400-411.

6. Пашков С.В., Шаяхметова А.С. Постцелинная дегумификация пахотных почв Северо-Казахстанской области // Геополитика и экогеодинамика регионов. 2020. Т. 6 (16). № 1. С. 145-156.

7. Пашков С.В. Экологическая устойчивость сельскохозяйственного землепользования в Северо-Казахстанской области // Ученые записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. География. Геология. 2019. Т. 5. № 3. С. 183-195.

8. Реймерс Н.Ф. Природопользование. Словарь-справочник. М.: Мысль, 1990. 639 с.

9. Статистический ежегодник. Основные социально-экономические показатели Северо-Казахстанской области. 2000-2020 гг. Петропавловск: Департамент статистики СКО.

10. Трофимов И.А., Косолапов В.М. Экологические проблемы в мире, стратегия природопользования и управления агроландшафтами // Вестн. Тамбов. гос. ун-та. 2013. Т. 18, вып. 2. С. 544-547.

11. Трофимов И.А., Трофимова Л.С., Яковлева Е.П. Агроландшафты Центрального Черноземья // Поволжский экологический журнал. 2013. № 3. С. 336-345.

12. http://www.stat.gov.kz/faces/sko/reg (дата обращения к ресурсу: 04.12.2020, 24.02.2021).