УДК 911.52
DOI: 10.24412/cl-37200-2024-832-837
ТУРИСТИЧЕСКИЙ БРЕНДИНГ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ НОГАЙСКОЙ СТЕПИ
TOURISM BRANDING AS A FACTOR IN THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE NOGAI STEPPE
Межитов А.З.1, Эльдаров Э.М.2
Mezhitov A.Z.1, Eldarov E.M.2
1Ногайское местное отделение Русского географического общества, с. Терекли-Мектеб, Россия
2Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия
1Nogai local branch of the Russian Geographical Society, p. Terekli-Mekteb, Russia
2Dagestan State University, Makhachkala, Russia
E-mail: 1mejitow@mail.ru, 2geodag@mail.ru
Аннотация. В статье отражаются и систематизируются те элементы природной и общественной среды в пределах Ногайского и Тарумовского районов Республики Дагестан (РД), которые способны служить развитию туризма и массового отдыха. Анализ рекреационных ресурсов рассматриваемой территории осуществлялся в соответствии с триадной структурой геосистем «природа – население – хозяйство». На основе логического, статистического и рекреационно-географического методов исследования раскрывается роль туризма в преодолении депрессивного состояния сельских территорий Ногая. При этом авторы опираются на зарубежный опыт применения туристического брендинга как способа преодоления депрессивного состояния сельских территорий. Делается вывод о том, что выработка и утверждение привлекательного туристического имиджа Ногайской степи является важным фактором обеспечения устойчивого социально-экономического и экологического развития этого самого северного региона Дагестана.
Ключевые слова: Дагестан, Ногай, Ногайская степь, дельта и устье Кумы, дестинация, туристический имидж.
Abstract. The article reflects and systematizes those elements of the natural and social environment within the Nogai and Tarumovsky districts of the Republic of Dagestan (RD) that can serve the development of tourism and mass recreation. The analysis of recreational resources of the territory under consideration was carried out in accordance with the triad structure of the "nature – population –economy" geosystems. On the basis of logical, statistical and recreational-geographical research methods, the role of tourism in overcoming the depressive state of rural areas of Nogai is revealed. At the same time, the authors rely on foreign experience in the use of tourist branding as a way to overcome the depressive state of rural areas. It is concluded that the development and approval of an attractive tourist image of the Nogai steppe is an important factor in ensuring sustainable socio- economic and environmental development of this northernmost region of Dagestan.
Key words: Dagestan, Nogai, Nogai steppe, Kuma delta and mouth, destination, tourist image.
Введение. Туристический кластер представляет собой группу географически соседствующих и функционально взаимосвязанных компаний, органов государственного управления, общественных организаций, которые формируют и обслуживают туристские потоки посредством использования рекреационно-ресурсного потенциала территории [1-3]. Современные процессы формирования туристических кластеров в Республики Дагестан (РД) – это типичные примеры эволюции рекреационных систем ресурсного типа, в которых тема деградации местных ресурсов под воздействием массовой рекреации людей тесно перекликается с вопросами стимулирования деятельности местного населения по охране и воспроизводству природного и культурного наследия территории [4]. Главными стимулами при этом могут служить не только естественные чувства любви к родной земле и высокая экологическая культура (чего трудно ожидать от сравнительно бедного населения «этнических дестинаций»), но также и знание ими конкретных путей достижения реального экономического эффекта от включения местных природных ресурсов в фонды рекреации [5].
Проекты формирования туристического кластера в пределах дагестанского участка Ногайской степи характеризуются довольно высокой степенью своей неопределённости. Главная причина тому – чрезвычайная сложность научного прогнозирования, с одной стороны, процессов опустынивания Ногайской степи, а с другой – гидрологической динамики соседствующих с этой территорией вод Каспийского моря [6]. А потому здесь целесообразны фьючерсные проекты, среда реализации которых предрасположена к довольно быстрым и непредсказуемым изменениям.
При разработке такого проекта по Ногайской степи предусматривается решение двух главных задач: определение путей, во-первых, социально-экономического оживления и экологического оздоровления экономически сравнительно отсталых и хозяйственно разрозненных её сельских территорий, а во-вторых, осуществление активного культурного и эколого-туристического брендинга этой территории РД [7].
Мы уверены, что самобытная национальная культура, исторические реликвии и природная среда Ногая способны притягивать к себе не только жителей других районов РД, но и гостей республики. Но для этого необходимо существенно улучшить инвестиционный климат в регионе, чему всемерно способствует так называемый «туристический брендинг» – деятельность по повышению привлекательности территории для туристических потоков. Бренд той или иной административной территории в условиях современного рынка выступает важнейшим фактором её поступательного социально-экономического развития [8]. Посредством брендинга в сознании людей формируется привлекательный образ туристической дестинации [9]. Другие его функции – достижение состояния хорошей узнаваемости территории и обеспечение на этой основе её выгодного позиционирования в конкурентной рыночной среде. При этом важнейшим аспектом политического и производственного менеджмента является трансляция региональных управленческих решений и инициатив в окружающей среде для превращения бренда территории в реальную силу притяжения и влияния на внешние социально- экономические процессы.
Ногайская степь как объект туристического брендинга
Ногайская степь – это южный полупустынный участок Черных земель Прикаспия площадью около 9,5 тыс. км2. Песчаный грунт здесь покрыт довольно тонким плодородным слоем, разрушение которого в ХХ столетии приобрело исключительно масштабный характер. На данной территории РД сейчас насчитывается свыше 70 тыс. га незаросших песков. Для сравнения отметим, что в начале ХХ века песками здесь было занято лишь 20 тыс. га земель. Общая величина утраченной за последнее столетие органической массы на пастбищах района оценивается примерно в 40 млн тонн. Требуется коренное изменение всей существующей системы аграрного природопользования, в частности, планомерное сокращение поголовья выпасаемого скота в степи для естественного восстановления пастбищ [10, 11]. Также необходимы немалые усилия по закреплению песков лесонасаждениями, выращиванию и высеву на пастбищах дикорастущих и культурных трав, приспособленных к засушливым условиям [6].
Далее рассмотрим наиболее известные и важные с точки зрения задач брендинга объекты природного и культурного туризма Ногайского края.
Дельта Кумы. Многие современные беды Ногайской степи обусловлены отсутствием той речной сети, которая тысячелетия пересекала и обводняла эту территорию. Речь идёт о многорукавной дельте Кумы, которая ныне представляется несколькими крайне маловодными каналами, главные из которых – Мокрая и Сухая Кума, Чограй на севере и Каранагай на юге (рисунок 1). Для сохранения почв Ногайской степи требуются серьёзные экономические и политические решения, направленные на увеличение объёмов подаваемой в дельту воды из вышерасположенных водохранилищ Кумского бассейна.
Устье Кумы. Расположено на крайнем севере Дагестана вдоль границы с Калмыкией в 45 км к северу от пос. Кочубей (Дагестан) и в 10 км к югу от пос. Артезиан (Калмыкия). Угодье представляет собой цепь расположенных вдоль низовий Кумы некрупных водоёмов, в большинстве своём проточных, с богатой надводной и подводной растительностью. Размеры и общее состояние водоёмов и водотоков находятся в зависимости от гидрологического режима Кумы и Каспийского моря. Большая часть нижнекумских озёр в настоящее время представлена постоянными водоёмами общей площадью до 10 км2 (при максимальных разливах). Самое крупное в системе нижнекумских водоёмов – оз. Кизикей, которое тянется вдоль русла примерно на 3,5 км. По оценкам опытных рыболовов-спортсменов, это водно-болотное угодье является одной из самых привлекательных рыбацких дестинаций России.
Устье рассматриваемой реки – это настоящий Клондайк для любителей рыбной ловли и спортивной охоты. Перспективный спортивно-рыболовный маршрут тянется вдоль всего нижнего участка Кумы, начиная с границы со Ставропольем вплоть до лагуны Кизлярского залива. В этой зоне есть хорошие условия и ресурсы для формирования аграрно-туристического кластера со специализацией на рыболовной и охотничьей рекреации, что позволит местному населению извлекать прибыль от туристской деятельности гостей. При этом будет что предложить и для любителей рыбной кулинарии. Здесь можно наладить гастротуристические маршруты, связанные с дегустацией блюд из каспийского судака и лосося, кутума и кефали, осетровых и бычков, озёрного толстолобика и морского сазана. Понятно, что успехи в развитии рыбных гастрономических туров будут во многом зависеть от качества предоставляемого в местных рыболовных базах и кемпингах сервиса [12].
Рисунок 1. Ногайская степь и реликтовые протоки дельты Кумы в сравнении с расположенными южнее структурами бассейновой системы Терека.
Можжевеловые рощи. Арча – так называют сами ногайцы можжевеловый куст, который представляет собой один из видов вечнозелёных хвойных деревьев. Заросли этого куста на всём Евразийском континенте встречаются только в двух местах: в Ногайской степи и в степях Венгрии.
Наиболее сохранившийся и крупный по площади массив такого кустарника сосредоточен на юге Ногайского района, в 20 км южнее пос. Червлёные Буруны. Это примерно в 30 км к юго- западу от районного центра Терекли-Мектеб. Природное урочище Можжевеловая роща
«Буруны» площадью около 1 тыс. га в настоящее время считается памятником природы республиканского значения. По инициативе Дагестанского отделения Русского географического общества с 2017 г. ведутся работы по приданию этому природному объекту статуса особо охраняемой природной территории федерального значения [10].
Оздоровительно-развлекательные бассейны. Ногайская степь богата подземными водами с разной минерализацией и температурой. Температура некоторых из них достигает 90°С в зимнее время. Особенно много их в окрестностях с. Червлёные Буруны. На территории одноименного племзавода функционирует достаточно хорошо обустроенный оздоровительный бассейн, питаемый подземными термальными водами. На базе самоизливающихся и законсервированных скважин подземных термальных вод уже в ближайшем будущем целесообразно создать целый комплекс открытых и закрытых бассейнов с сопутствующими комплексами туристско-оздоровительных учреждений всероссийской и международной специализации [13].
Центральный парк с. Терекли-Мектеб – одна из главных достопримечательностей и символ столицы Ногая. Он был заложен ещё в начале XX века приставом Караногайского участка Кизлярского уезда Ф. О. Капельгородским, поэтому называется «Парк имени Капельгородского». Парк находится вдали от шумных автомобильных дорог и имеет свободную планировку с развитой сетью дорожек и тропинок. На территории парка находится артезианская скважина с целебной водой, пробуренная ещё в 1912 г. Парк занимает площадь около трёх гектаров, довольно ухожен и чист, работы по его благоустройству ведутся постоянно. В парке имеется Аллея героев, где установлены 9 бюстов Героев Советского Союза и Социалистического труда – представителей Ногайской земли [14].
Ногайский филиал Национального музея РД им. А. А. Тахо-Годи в с. Терекли-Мектеб является главным учреждением, занимающимся сбором, изучением, хранением и экспонированием памятников и свидетельств наследия ногайского народа. Он был создан в 1970-е гг. в результате очень кропотливой и целеустремлённой работы известного дагестанского краеведа Бальбека Кельдасова (1932-2009). До 1993 г. филиал имел муниципальный статус районного историко-краеведческого музея. С момента приобретения государственного статуса в этом учреждении проводится поисковая и научно-исследовательская работа. Само здание, в котором ныне расположен музей, было построено ещё в 1903 г. и давно ждёт своего капитального ремонта.
Следует отметить, что начале 1970-х гг. по инициативе того же Кельдасова создаётся Ногайский отдел Географического общества СССР, а в 1990-е гг. им же учреждается всеногайская общественно политическая организация «Бирлик». Позже опыт работы данной организации был использован при создании Федеральной национально-культурной автономии ногайцев России «Ногай Эл» [15].
Ногайский драматический театр официально открылся в 2001 г. премьерой комедии «Хюлледжи». Его открытие стало историческим и культурным событием большой значимости в жизни ногайского народа. Этот театр является своеобразным культурным центром всех ногайцев. Ежегодно труппа Ногайского театра выезжает на гастроли по районам и сёлам Дагестана, а также бывает со спектаклями в республиках и областях юга России. В театре, где занято более 40 сотрудников, за годы работы было поставлено более 60 спектаклей [7].
Ногайский государственный оркестр народных инструментов – известное учреждение народного художественного творчества в Дагестане, в котором работают около 40 сотрудников. Оркестранты играют на разных национальных инструментах, среди которых главные и наиболее специфичные – домбра, кыл-кобыз, шертерсырнай, саз-сырнай, кавказская гармошка, ударные: туяк, жынъырдавык, такылдак, даулбаз, конъырав.
Фольклорно-этнографический ансамбль «Айланай» многие называют культурной жемчужиной ногайского народа. Он воспроизводит старинные песни и танцы в том виде, в каком они существовали веками. Название ансамбля («Айланай» в переводе с ногайского означает «кружись при луне») свидетельствует о глубоких языческих корнях ногайского народного искусства: в бескрайних степях, как и в открытом океане единственным ориентиром, как известно, служат небесные светила [14].
Художественно-изобразительное наследие особенно ярко и многопланово представлено работами первого ногайского профессионального художника Сраждина Батырова (1951-1992). Им было создано более 200 произведений в самых разных жанрах живописи. Взглядом современного живописца он переосмысливал прошлое своего народа, традиции предков. Древняя культура народа-кочевника, быт, обычаи, песни, легенды, эпос стали для него источником творческого вдохновения. Он был большим знатоком ногайского фольклора, собрал более ста народных песен и сазов (мелодий), проделал огромную работу по возвращению к жизни старинных ногайских танцев и песен, подбору музыкальных инструментов [15].
Кафе «Ногайская кибитка», гостеприимно раскрывающая свои двери при въезде в районный центр Терекли-Мектеб, вполне может быть отнесено к объектам этнографического и аграрно-туристического сервиса. По древней ногайской традиции здесь первым делом путнику предлагается ароматный и тонизирующий ногайский чай. К этому напитку могут, кроме всего прочего, подать и горячие пирожки из ливера прямо из казана, что относится к традиционному ногайскому обеду.
Гостевой двор «У Гульзары» располагает одноместными и двухместными номерами, а также номерами люкс. В этой гостинице можно разместить до 30 человек. Во всех номерах полный комплект удобств. При дворе действует уютное кафе с национальной кухней. Завтраки включены в стоимость номера. Имеется охраняемая парковка для автомобилей гостей, предлагаются услуги такси. Для гостей организуются ознакомительные прогулки и экскурсионные поездки в сопровождении местных туроператоров.
Предприятие «Золотое руно», производящее войлок для изготовления ковров и предметов обихода, расположено в с. Кунбатар. Как утверждают историки, возраст этого промысла превышает два тысячелетия. Степняки широко используют дорожки на тёплой войлочной основе, делают другие предметы обихода из войлока с глубокой древности. В частности, известны далеко за пределами Ногайской степи войлочные ковры-кийизы. В настоящее время изготовлением узорных войлочных ковров занимаются в с. Кунбатар Ногайского района РД и сел. Сары-Су Шелковского района Чеченской Республики. В остальных местах ногайское войлочное производство почти исчезло [7].
Племзавод «Червленые Буруны». Ногайский район – один из главных животноводческих районов республики. Здесь расположено около 300 чабанских точек, а поголовье мелкого рогатого скота превышает 400 тысяч. Более 40 тыс. голов крупного рогатого скота, а соответственно – это и молоко, и разнообразные продукты его переработки. Главным сельхозпредприятием района уже многие годы выступает животноводческий комплекс
«Червлёные Буруны», в кошарах которого пасётся около 10 тыс. знаменитых тонкорунных мериносов Грозненской породы. Качество баранины, произведённой в Дагестане, как отмечается многими специалистами, уже стало брендом в Москве. В магазинах российской столицы это мясо, как правило, продаётся с уточнением – «дагестанская баранина». Такие таблички не увидишь ни на одном виде мяса, продаваемого в России [12]. Очевидно, что для Ногая как перспективной туристской дестинации требуется более активное участие в продвижении этого кулинарного бренда.
Степные агротуристические и гастрономические маршруты. Участники таких туров могут увидеть не только процесс содержания в степи овец, но и познакомиться с древними чабанскими способами приготовления самых разных блюд из баранины: от традиционных шашлыков до супов по древним рецептам с сушёным мясом и колбасами. Разнообразна и сыро- молочная продукция дагестанских животноводов: круглогодично производимые овечьи, козьи и коровьи сыры, слабосолёные твороги, йогурты, буйволиные сметаны, кумыс из кобыльего молока и др. Использование большого количества праздничных блюд – очень характерная черта дагестанской, в частности, ногайской кулинарии. В процессе их изготовления обычно заняты все, от мала до велика. И это действо зачастую проходит с участием гостей, соседей, родственников. Получается живая этнографическая сцена с демонстрацией сохранившихся с древних времён способов приготовления всех ингредиентов национального блюда. При этом следует учитывать, что экологически чистые и, зачастую, имеющие лечебные свойства продукты сухостепной территории могут служить притягивающим фактором для рассматриваемой нами туристической дестинации. Туры к уникальным центрам аграрного производства и декоративно-прикладного искусства Ногая при профессиональном менеджменте, по нашему мнению, вполне способны превратиться в весьма востребованный бизнес.
Заключение. Профессиональный брендинг ландшафтов и самобытной этнической культуры Ногая способен улучшить инвестиционный климат, а вместе с тем и обеспечить устойчивый поток въездных туристов в этом регионе Дагестана. Как показывает зарубежный опыт, туризм сам по себе является хорошим подспорьем в инициировании экономической реабилитации депрессивных сельских районов за счёт расширения и усиления потоков идей, информации и инвестиций [16, 17]. На примере Ногая могут быть обоснованы принципы и стратегические пути повышения туристической и инвестиционной привлекательности других степных регионов, которыми так богата Российская Федерация.
Список литературы