УДК 911:908:913

DOI: 10.24412/cl-37200-2024-1558-1561

 

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ МОДЕЛЬНОГО РАЙОНА

RETROSPECTIVE ANALYSIS OF ENVIRONMENTAL MANAGEMENT USING THE EXAMPLE OF A MODEL AREA

 

Яковлев И.Г.

Yakovlev I.G.

Институт степи УрО РАН, Оренбург, Россия

Institute of Steppe of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Orenburg, Russia

E-mail: russo-turisto01@mail.ru

 

Аннотация. В данной работе рассмотрены особенности сельскохозяйственного освоения территории модельного района, а также связанный с динамикой освоения процесс исчезновения сельских поселений. Приводится краткий анализ состояния землепользования в модельной территории на современном этапе хозяйственной деятельности. Выделены характерные направления и периоды сельскохозяйственного освоения территории, а также процессы, связанные с исчезновением сельских поселений и современным использованием этих территорий в земледелии. Характерной проблемой последних лет стало использование территорий бывших поселений под распашку, приводятся примеры такого использования на модельной территории.

Ключевые слова: Оренбургская область, Тюльганский район, сельскохозяйственное землепользование, исчезнувшие населенные пункты.

 

Abstract. The article discusses the features of agricultural development of the territory of the model district are considered, as well as the process of disappearance of rural settlements associated with the dynamics of development. A brief analysis of the state of land use in the model territory at the present stage of economic activity is given. The characteristic directions and periods of agricultural development of the territory are highlighted, as well as the processes associated with the disappearance of rural settlements and the modern use of these territories in agriculture. A characteristic problem of recent years has been the use of the territories of former settlements for plowing, examples of such use in the model territory are given.

Key words: Orenburg region, Tyulgan district, agricultural land use, disappeared settlements.

 

Современный этап природопользования характеризуется новыми веяниями, тенденциями, развитием современных технологий, но в тоже время отличается очередным этапом вовлечения в оборот пахотных земель, забросом мелких населенных пунктов. Подобные события в современной истории землепользования уже имели место быть, и в настоящее время мы можем сравнить и оценить различные временные этапы, их последствия и, возможно, спрогнозировать как они будут развиваться в ближайшем будущем.

В данной работе рассмотрим некоторые аспекты землепользования на примере выбранного модельного района. Данным районом выбран Тюльганский, находящийся в центральной части области и во многом отражающий общую суть истории освоения и землепользования в регионе. Нами проводятся периодические мониторинговые исследования на данной территории, включая как экспедиционную деятельность, так и аналитическую с использованием общедоступных космоснимков и картографического материала, а также архивных данных.

Нами рассмотрены такие ключевые аспекты степного землепользования как изменения в структуре сельскохозяйственного природопользования, в частности динамика структуры угодий, а также динамика расселения сельского населения, изменение инфраструктуры и соответствующее влияние на землепользование. Основные изменения связаны с оттоком сельского населения, исчезновением или резким снижением численности населения сельских поселений, но в тоже время с возобновившейся активной распашкой территории, включая ранее никогда неиспользуемые под распашку земли, в т.ч. на территории бывших поселений, на прибрежных пространствах малых рек и по склонам и прочих территориях.

Датированные факты заселения и соответственно начала освоения территории района относятся к XVI веку, когда были основаны башкирские села в среднем течении р. Яман- Юшатырь. В заселении остальной части района можно выделить три основных периода: вторая половина XVIII – середина XIX века, конец XIX – начало XX веков, середина XX века – начало разработки угольного месторождения. Между крупными периодами заселения основывались небольшие поселения в разных частях района. В XX веке в районе насчитывалось по разным оценкам более 100 поселений [1], большинство из которых составляли мелкие хутора. Различия в оценке количества поселений связаны с отсутствием точных статистических данных, а также существенными отличиями в административной принадлежности территории. Разные части района периодически входили в состав других административных единиц, и в современных границах район сформировался только к 1960-м годам.

В результате проводимых в XX веке реформ, сначала коллективизации, в последствии укрупнении колхозов, произошедшем в послевоенный период, многие сельские поселения перестали существовать. Наиболее массовое упразднение поселений пришлось на конец 1960-х – начало 1980-х годов. Большинство исчезнувших поселений находилось в верховьях небольших рек, и были удалены от центральных усадьб и объектов инфраструктуры. Укрупнению колхозов способствовали также механизация сельскохозяйственного производства и возможности использования техники на больших расстояниях от поселений. Характерной чертой схемы расселения является то, что зачастую границы земель, тяготеющих к определенным поселениям, проходят по водоразделам рек и другим ландшафтным рубежам. Тенденции изменения существующей сети поселений связаны с оттоком населения из ряда мелких поселений, наиболее удаленных. Такие поселения как правило расположены на значительном удалении от районного центра, а ввиду негативных тенденций в инфраструктуре исчезновение мелких поселений в ближайшем будущем может только усилится, несмотря на активное земледельческое освоение территории. В настоящее время на территории района всего 40 населенных пунктов, из которых 13 с численностью менее 100 человек, а 5 с численностью менее 20 человек. Стоит также отметить появление семейных фермерских хозяйств на территории практически исчезнувших поселений, где возрождается жизнь. Такие примеры отмечены на территории бывших поселений Новосавинский и Копылы, где развивается фермерское хозяйство. В тоже время говорить о полноценном заселении таких территорий на данный момент не представляется возможным.

Преобладающим типом землепользования в районе, как и во всей области, выступает сельскохозяйственный. Он характеризуется значительными площадями сельскохозяйственных угодий. Общая площадь сельхозугодий в районе в настоящее время составляет 138 тыс. га (или 73% площади района), из них на долю пахотнопригодных земель приходится около 101 тыс. га (или 55% площади района). Из них порядка 80-90 тыс. га засевается в последние годы. За время существования района в современных границах (с 1965 года) эти показатели практически не изменились. Так, в 1965 году общая площадь сельхозугодий составляла около 142 тыс. га, площадь пахотнопригодных земель – 103,9 тыс. га. Но в тоже время стоит отметить существенные изменения в доле распахиваемых земель. Если до начала 1990-х годов показатели были практически неизменными, то в период после 1990 года эти показатели колебались, достигнув минимума в 1995 и 2005 на уровне 55-57 тыс. га. После 2010 года данные показатели держатся на уровне 80-90 тыс. га. В тоже время заметны существенные изменения в структуре посевных площадей. Так резко увеличилась доля подсолнечника. Рост составил с 8,5 тыс. га в 2012 году, до 30- 32 тыс. га в 2019-2022 годах. Стоит отметить, что показатели на уровне 8,5-10 тыс. га подсолнечника держались с советского периода землепользования до начала 2010-х годов [2, 3].

Изменение структуры посевных площадей в 1965 – конце 1980-х годов связано с увеличением потребности животноводства в кормах, в результате чего происходило снижение доли посевов зерновых культур на 3 тыс. га и увеличение доли кормовых культур и многолетних трав. В структуре сельскохозяйственного природопользования в районе начиная с середины 1960-х годов произошли значительные изменения, в частности, специализация хозяйств, что было связано с различными нововведениями в хозяйствовании и попытках рациональной организации структуры природопользования. Так, если в 1965-1970-х годах выделялось всего два направления сельскохозяйственной специализации, то к 1980-м годам их количество увеличилось до семи. Но в постсоветский период динамика стала отрицательной, и такие направления, как свиноводство, овцеводство были практически искоренены [3]. Можно считать, что в этот период времени структура землепользования была практически оптимальной – несмотря на массовую и активную распашку, проводились работы по рекультивации, выводу малопродуктивных земель из пахотного оборота и т.д.

Существенное снижение показателей сельскохозяйственного производства, начиная с 1990-х годов [2, 3], обусловлено значительным спадом в развитии отрасли. Ввиду этого стали появляться неиспользуемые земли и образовались залежные массивы. С начала 2000-х годов в районе, как и в целом по области, стали появляться агрохолдинги, специализирующиеся на растениеводстве, что дало новый всплеск развития сельскохозяйственного производства. Агрохолдинги обычно занимали территории нескольких хозяйств, СПК, муниципальных образований, выбирая, как правило, лучшие земли хозяйств.

К началу 2020-х годов с развитием Федеральных программ по вовлечению в оборот неиспользуемых земель активизировалась распашка заброшенных и неиспользуемых земель. Но в тоже время стали вовлекаться в оборот земли, которые никогда ранее не использовались в качестве пахотных угодий – это земли н территории бывших поселений, земли на склонах и берегах малых рек и т.д. Такие тенденции отмечаются в различных частях Оренбургской области, практически в каждом муниципальном образовании. В Тюльганском районе в ходе экспедиционных исследований и при обработке разновременных космических снимков было выявлено несколько таких очагов (рисунки 1, 2).

Как видно из рисунка 1 активно используется под сложноконтурные поля территория бывшего поселения. При анализе разновременных общедоступных космоснимков установлено, что точки 3, 4, 5, 6 были заселенной частью и на них находились огороды, сельхозпостройки, жилые строений жителей села. Точка 1 находилась на окраине села и использовалась как сенокосно- пастбищные угодья, в настоящее время используется под поля. Точка 2 также использовалась в качестве сенокосно-пастбищных угодий, представляет собой высокий берег ручья и в настоящее момент распахана практически под самый берег. Также отмечено исчезновение малых водотоков и родников, которые отмечаются на снимках 1975 года, в настоящий момент они носят временный характер и проявляются только во время весеннего таяния снега.

Рисунок 1. Распашка на территории бывшего населенного пункта Славянка, Тюльганский район, по состоянию на 04 октября 2023 года.

Еще один пример активного вовлечения в пахотный оборот земель бывших поселений отмечен нами на примере исчезнувшего села Буркинка в южной части района (рисунок 2). Так при анализе космических снимков установлено, что в период с 2018 по 2022 года территория поселения, находившегося в междуречье двух небольших рек, постепенно распахивалась и на настоящий момент полностью распахана. По снимкам на пашне хорошо заметны следы бывших улиц, строений – они отчетливо выделяются более светлым цветом. Эти отличия заметны и на местности и проявляются в виде не только цветовых различий на поле, но и по структуре и качеству засеянных культур. Как правило непосредственно на таких местах высота и качество посевов значительно хуже и видны невооруженным взглядом.

Тенденция использования территорий бывших поселений в сельском хозяйстве характерна для многих поселений на территории области. Эти тенденции были нами рассмотрены при составлении классификации исчезнувших поселений [4]. Зачастую они используются в качестве сенокосов, пастбищных угодий, а в последние годы активизировалась и распашка. Можно предположить, что распашка таких территорий может носить несанкционированный характер, и быть забалансовой пашней. Для подтверждения или опровержения данного тезиса необходим детальный мониторинг таких территорий совместно с специалистами различных ведомств – структур Минсельхоза, Росреестра региона.

Рисунок 2. Динамика распашки на территории бывшего населенного пункта Буркинка, Тюльганский район.

Использование земель бывших поселений в качестве пахотных угодий вопрос дискуссионный – в общей картине на территории области не даст существенной прибавки как к площади угодий, так и к валовым сборам, но в тоже время технологически более затруднительно, а также оказывает негативное влияние на состояние окружающих ландшафтов, в т.ч. малых водотоков, родников, древесно-кустарниковых насаждений, а также уничтожается историческая память о бывших поселениях. В тоже время исчезнувшие поселения являются местами обитания для ряда видов диких животных.

Оценка современного состояния природопользования на таких территориях проводится нами с помощью полевых исследований, что позволило разработать предварительную классификацию объектов. Изучение исчезнувших поселений с ландшафтно-географической точки зрения позволяет нам изучать процессы земледельческого освоения территории, трансформации природопользования, а также проследить и оценить как положительные, так и отрицательные факторы воздействия. Данное направление исследований находится на стыке различных направлений географических исследований. Комплексные работы по выявлению последствий природопользования на территориях исчезнувших населенных пунктах являются современными и актуальными, т.к. данный процесс носит динамический характер и наблюдается во многих регионах страны.

 

Работа выполнена по теме государственного задания «Проблемы степного природопользования в условиях современных вызовов: оптимизация взаимодействия природных и социально-экономических систем» № АААА-А21-121011190016-1.

 

Список литературы

  1. Административное и территориальное деление Чкаловской области на 1 января 1949 г. Чкалов: Чкаловское изд-во, 1949. 106 с.
  2. База данных показателей муниципальных образований [Электронный ресурс]: Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/dbscripts/munst/munst53/DBInet.cgi (дата обращения: 14.02.2024).
  3. Города и районы Оренбургской области: Статистический сборник // Территориальный орган государственной статистики по Оренбургской области. Оренбург, 2008. 276 с.
  4. Яковлев И.Г. Исчезнувшие и исчезающие населённые пункты: методические подходы к выявлению и их классификация // Геология, география и глобальная энергия. 2023. № 2(89). С. 101-105. DOI 10.54398/20776322_2023_2_101.