ЭНДЕМИК КРЫМСКИХ СТЕПЕЙ – ГОРНО-КРЫМСКАЯ ЛИСИЦА
THE ENDEMIK OF CRIMEAN STEPPE – VULPES CRIMEA-MONTANA
1Н.В. Антонец, 2В.Л. Ярыш
1N.V. Antonets, 2V.L. Yarish
1Днепровско-Орельский природный заповедник (Украина, 52030, Днепропетровская обл., пoc. Кирова)
2Карадагская научная станция им. Т.И. Вяземского - природный заповедник РАН (Россия, 298188, Крым, г. Феодосия, пос. Курортное, ул. Науки, 24)
1Dnepro-Orel’s Natural Reserve (Ukraine, 52030, Dnepropetrovsk region, settl. Kirova)
2 T.I. Vyasemsky Karadag Scientific Station – Nature Reserve of the RAS (Russia, 298188, Сrimea, Feodosia, settl. Kurortnoe, Nauki Str., 24)
e-mail: antonez_48@mail.ru
Исследованы условия существования ресурса аборигенной популяции подвида лисицы (Vulpes vulpes krymea-montana Brauner, 1914) в степных ландшафтах горного Крыма на территории Карадагского природного заповедника. Благодаря мониторингу (с 1983 г.) за состоянием эндемика Крымских гор, установлено, что здесь обитает южная маргинальная популяция горно-крымской лисицы. За время исследований отмечено существенное колебание численности лисицы, регулируемое заболеванием на бешенство. Установлен видовой состав кормовых объектов лисицы (животных и растительных). Изучены: динамика численности и некоторые особенности экологии и биологии эндемичного подвида горно-крымской лисицы в условиях юго-востока Крымского полуострова.
In this article was a studied conditions existence resource aboriginal mountainous-krymea fox populations in steppe lands haft mountainous Crimea from Karadag Natural Reserve. From monitoring (at the 1983) over condition this species in Karadag Natural Reserve was determined, that here inhabit southern marginal population mountainous-krymea fox. Over time investigation was mention considerable oscillation number mountainous-krymea fox across epizooty hydrophobia. Was determine species composition mass forages objects fox (plant and animal). Was study particular ecology and biology this species in south-east Crimea peninsula.
Карадагский природный заповедник площадью 2065,07 га, «…представляющий собой обособленную группу, является крайним восточным звеном Главной гряды Крымских гор» [8], создан в 1979 году. Географические координаты его составляют 44˚35´ северной широты и 35˚14´ восточной долготы. Общая площадь заповедника составляет 2874,2 га, в том числе суши – 2065,07 га и 808,1 га – акватория Черного моря. Изучение особенностей динамики численности, экологии и биологии редких видов, млекопитающих на заповедных территориях представляет собой весьма актуальную задачу [5]. С 1983 года здесь проводится мониторинг состояния популяции эндемика – горно-крымской лисицы (Vulpes vulpes krymea-montana Brauner, 1914) [2].
Цель данной работы – изучить особенности динамики численности горно-крымской лисицы, особенности экологии эндемика крымских гор и ее хищнической деятельности.
Как известно [4], «...при всем многообразии занимаемых биотопов лисица (Vulpes vulpes) повсеместно отдает предпочтение открытым и полуоткрытым ландшафтам. В степях… находится экологический оптимум описываемого вида, и плотность его населения достигает наибольших величин».
Численность лисицы в Карадагском заповеднике подвержена существенным колебаниям, 5-54 особи (табл. 1) и достигает своего максимума, именно на заповедных территориях, где фактор беспокойства сведен до минимума (как в и других заповедниках).
Таблица 1 Данные учета лисицы в Карадагском заповеднике (S-2065,07 га) за 1989-2018 гг.
Общеизвестно, лисица является носителем бешенства [6]. Зооноз бешенства – один из наиболее распространенных природно-очаговых заболеваний млекопитающих, и лисицы в часности [7], поэтому выступает как природный регулятор численности данного вида. В заповеднике случаи гибели лисиц от бешенства зарегистрированы в 1985 (2), 1989 (1) и 1990 (1) годах [2].
Лисица типичный хищник-полифаг [9]. Анализ питания горно-крымской лисицы проводился методом разбора экскрементов и по пищевым остаткам, собранным нами на протяжении 2010-2014 гг., в количестве 3106 образцов, а также 15479 экземпляров, собранных в 1983-1986 гг., с.н.с., М.М. Бескаравайным [8]. В итоге было выявлено 41 вид растительных кормов, 46 – животных, гриб трутовик и отбросы. Спектр пищевых объектов лисицы специфичен для каждого региона и обусловлен в Карадагском заповеднике, его расположением в горных комплексах на юго-восточном берегу Черного моря. Особенностью является то, что в низкопродуктивных угодьях Карадагского природного заповедника в кормовом рационе преобладают растительные корма (и в частности, плоды фисташки) [3]. По нашим данным, заяц-русак в питании горно-крымской лисицы составляет 3,0% (96 случаев из 3108 образцов) [1, 2]. Поэтому, отсутствует четкая зависимость («хищник-жертва») в динамике численности горно-крымской лисицы и зайца-русака (табл. 2, рис. 1).
Таблица 2 Данные учета численности зайца-русака в Карадагском заповеднике
за 1986-2018 гг.
Рис. 1. Численность лисицы и зайца в Карадагском заповеднике 1986-2018 гг.
Из табл. 1 и табл. 2 видно, что абсолютный максимум численности лисицы – (54 ос.), зарегистрированный в 1989 году, был обусловлен наивысшей численностью зайца-русака в предыдущие годы (1986 – 428 ос., 1987 – 416 ос.) и привел к резкому снижению его численности в 1989 – 140 ос. [10]. В последующие годы численность лисицы постепенно и неуклонно снижалась до своего абсолютного минимума в 2009 – 5 ос., что обусловило подъем численности зайца-русака до 99 ос. в 2009 году. Затем в 2012 году последовал рост численности лисицы до 16 ос. и необъяснимый подъем численности жертвы – зайца-русака до 179 ос. С 2013 года наметился волнообразный спад численности лисицы в заповеднике, завершившийся снижением ее количества в 2018 году до 7 ос., и необъяснимый волнообразный спад численности зайца-русака – до 22 ос. в 2018 году. Можно только предположить, что имел место случай заражения животных бешенством, приведший к такому негативному исходу. Непонятно, почему спад численности хищника – горно-крымской лисицы, привел к постепенному спаду численности жертвы – зайца-русака в 2018 году.
Общеизвестно [9], что лисица обитает в норах, выкапывая их самостоятельно в грунте. Всего в заповеднике обнаружено и описано 25 нор лисицы, 12 выводковых на 2011 год. Из них 20 нор располагались на степных участках горных склонов, а 5 нор – в природных пустотах скал в горах [2].
На территории Карадагского природного заповедника горно-крымская лисица обитает на степных склонах Крымских гор и представлена эндемичной южной маргинальной популяцией. Особенностью экологии является тот факт, что лиса часто устраивает свои норы в гротах и расщелинах скал, в связи с ограниченностью мест, пригодных для их создания. Как и в других точках ареала, численность ее подвержена значительным колебаниям и лимитируется массовыми заболеваниями (в первую очередь бешенством) с последующей гибелью. Спектр пищевых объектов лисицы специфичен для каждого региона и обусловлен в Карадагском заповеднике его расположением в горных комплексах на берегу Черного моря. В низкопродуктивных угодьях заповедника в кормовом рационе (особенно в осенне-зимний период) преобладают растительные корма.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: