УДК 599.735.53:59.083:616-093/-098

DOI: 10.24412/cl-36359-2021-517-520

 

ФАКТОРЫ, ЛИМИТИРУЮЩИЕ ЧИСЛЕННОСТЬ СТЕПНОЙ АНТИЛОПЫ (SAIGA TATARICA) ВОЛГО-УРАЛЬСКОЙ ПОПУЛЯЦИИ

 

FACTORS, LIMITING THE NUMBER OF STEPPE ANTELOPE (SAIGA TATARICA) IN THE VOLGA-URAL POPULATION

 

Н.С. Майканов, Е.Р. Максотов, М.Ж. Берденов, А.А. Габбасов, Т.К. Жолдасбаева

N.S. Maikanov, E.R. Maksotov, M.Zh. Berdenov, A.A. Gabbasov, T.K. Zholdasbayeva

 

Филиал «Уральская противочумная станция» РГП на ПХВ «ННЦООИ

им. М. Айкимбаева» МЗ РК, Уральск, Республика Казахстан

Branch of «Ural Anti-plague station» RSE on the REJ «NSCEDI named after

M. Aikimbayev», MH RK, Ural city, Republic of Kazakhstan

 

E-mail: pchum@mail.ru

 

Аннотация. Дан ретроспективный анализ массовой гибели сайги на примере уральской популяции. Доминирующей причиной явились эпизоотии пастереллеза, вызванной двумя видами возбудителя. Все падежи связаны с биотическими факторами инфекционной природы.

Ключевые слова: сайгаки, инфекции, факторы, эпизоотии.

 

Abstract. A retrospective analysis of the mass death of antelope was submitted by the example of the Ural population. The dominant cause was epizootics of pasteurellosis caused by two types of pathogen. All cases are associated with biotic factors of an infectious nature.

Keys words: saiga antelopes, infections, factors, epizootics.

 

В Казахстане существует три обособленные популяции сайги (Saiga tatarica Linneus 1758): бетпакдалинская, устюртская и уральская. Согласно исследованиям проведенным в 1986-1993 гг., установлено отсутствие межпопуляционного контакта между ними. Отмечено интенсивное внутрипопуляционное смешивание, при этом в широтном направлении расстояние между субпопуляциями уральских сайгаков составляет 250-350 км [5]. Под воздействием различных факторов в вышеуказанных популяциях в разные годы регистрировались массовые падежи, исчисляющиеся сотнями тысяч голов. При анализе причин падежа сайгаков уральской популяции выдвигались различные версии массовой гибели антилоп: отравление техногенного характера, отравление ядовитыми растениями, заболевания инфекционной (пастереллез) и незаразной этиологии (тимпания, переедание сочной травы). Установлено, что при массовом падеже среди погибших доминируют самки до 97,0%, доля самцов составляет 2-3%.

В таблице 1 приведены сравнительные данные о количестве погибших сайгаков в годы крупных эпизоотий волго-уральской и бетпакдалинской популяций.

Предпринята попытка проанализировать факторы, влияющие на численность сайгаков на примере волго-уральской популяции, численность которой по данным авиаучетов 2019 г. составляла 217 тысяч голов. В 2020 г. КазОхотПромом авиаучеты сайгаков не проводились и их численность предположительно могла достичь 350 тысяч голов.

 

Материалы исследования: изучены пробы секционного материала от павших сайгаков (селезенка, печень, почки, сердце, легкого, костного и головного мозга, кровь, трубчатые кости, содержимое преджелудков и кишечника, геморрагический экссудат брюшной полости, носовые выделения, костные остатки прошлых лет, последы, экскременты). Кровь для исследования собиралась от живых сайгаков, отловленных в период падежа и из сайгачьего питомника. Исследованы образцы почвы и воды с мест гибели антилоп и с территорий, где она не отмечалась. Пробы отбирались апреле-июне 1984, 1988, 2010, 2011 гг. на территории Жанибекского и Казталовского районов ЗКО.

 

Таблица 1. Сведения о павших сайгаках волго-уральской и бетпакдалинской популяций (1981-2015 гг.)

№ п/п

Годы

Количество павших сайгаков (гол.)

Причина гибели

1

1981

100000 уральская, бетпакдалинская

Pasteurella haemolytica

2

1984

250000 уральская, бетпакдалинская

Pasteurella haemolytica

3

1988

434000 уральская, бетпакдалинская

Pasteurella haemolytica

4

2010

12120 уральская популяция

Pasteurella multocida, тимпания

5

2011

541 уральская популяция

P. multocida, Clostridium perfringens

6

2012

1000 бетпакдалинская популяция

Pasteurella,Theileria annulata, тимпания

7

2013

800 бетпакдалинская популяция

Pasteurella, T. annulata, тимпания

8

2015

150000 бетпакдалинская популяция

Pasteurella,T. annulata, тимпания

 

Методы исследования: Проведено эпизоотологическое и эколого-биологическое обследование. Использовались бактериологический, серологический (поиск антигена РНАт), иммуноферментный анализ (ИФА) [6] биологический и молекулярно-генетический (ПЦР в режиме реального времени), токсикологический и геоботанический методы.

 

Результаты и обсуждение: Факторы лимитирующие численность диких животных можно подразделить на три большие группы: биотические, абиотические и смешанные. Биотические факторы – инфекции (чума, туляремия, пастереллез, псевдотуберкулез, лептоспироз, листериоз); инвазии (гельминтозы, пираплазмидозы); кровососущие членистоногие (иксодовые и аргассовые клещи, гнус), являющиеся переносчиками и резервуарами зоонозов; антиген оспы овец; обеднение генетического разнообразия и снижение адаптивного потенциала популяции.

Территория Западно-Казахстанской области (ЗКО) является энзоотичной по чуме (zona pestica), природные очаги которой сопряжены с очагами других зоонозных инфекций, здесь обитает основная часть ареала уральской популяции сайгаков. В уральской популяции крупные эпизоотии с перерывами отмечались в 1981, 1984, 1988 годах [2]. Исследование биоматериала во время этих эпизоотий проводили лаборатории Уральской противочумной станции (УПЧС) и Среднеазиатского научно-исследовательского противочумного института. От павших сайгаков изолированы штаммы возбудителя пастереллеза Pasteurella hаemolytica.

После 22-летнего перерыва в 2010-2011гг. на территории Жанибекского района ЗКО зарегистрирован массовый падеж на одном и том же участке. Исследование биоматериала в ЗКО проводили четыре лаборатории УПЧС, Западно-Казахстанского аграрно-технического университета (ЗКАТУ), Департамента госсанэпиднадзора и областной ветеринарной инспекции. Из секционного материала от сайгаков изолированы штаммы возбудителя пастереллеза (геморрагическая септицемия) Pasteurella multocida и возбудителя клостридиоза (инфекционная энтеротоксемия) Clostridium perfringens. Падеж отмечен в одной из субпопуляций сайгаков с территориальной приуроченностью, с предполагаемым стационарным очагом почвенной инфекции анаэробной клостридиозной природы. В других субпопуляциях, мигрировавших вдали от места падежа не было отмечено каких-либо патологий. Токсикологические и геоботанические исследования исключают отравления техногенного и растительного происхождения, а видовой состав растительности – возникновение патологий незаразной этиологии, включая тимпанию [1, 3, 4].

Абиотические факторы – отравление пестицидами, поражение гептилом и другими токсическими веществами, применяемыми при запуске ракет на военных полигонах. Непосредственно на территории ЗКО военных полигонов нет, но таковые имеются на сопредельных территориях Атырауской области, Астраханской и Волгоградской областей РФ. В годы массовой гибели сайгаков техногенных происшествий и промышленных аварий на газопроводах пересекающих миграционные пути не отмечалось. По результатам токсикологических исследований проб почвы и воды на месте гибели сайгаков установлено, что содержание тяжелых металлов в исследуемых образцах почв не превышало ориентировочно допустимых концентраций. В воде озера Токсан (место водопоя) установлено превышение ПДК свинца, кадмия и хрома. Применение пестицидов против саранчи в эти годы имело место, но носило весьма ограниченный характер и не могло вызвать гибель антилоп. Из этого следует, что абиотические факторы можно исключить из перечня причин массового падежа животных уральской популяции.

Смешанные факторы – совокупность факторов первых двух групп: природно-климатические условия, тимпания, антропогенный фактор (браконьерство). Последний фактор – браконьерство, в ЗКО приобрело характер постоянного избирательного истребления сайгаков, круглогодично нанося ущерб генетическому фонду (целенаправленно уничтожаются самцы-рогачи). Несмотря на многочисленные уголовные дела и штрафы этот промысел продолжает набирать обороты. В качестве частного примера можно привести случай крупного уничтожения рогачей в 2016 г. Работниками КазОхотПрома конфисковано более 60 туш сайгаков, погибших от рук браконьеров в окрестностях озера Аралсор Бокейординского и Джангалинского районов ЗКО. После биолого-ветеринарной идентификации, при исследовании паренхиматозных органов одного сайгака в лаборатории УПЧС изолирован возбудитель лихорадки-Q [7]. Это единичный случай выделения Coxiella burnetti возбудителя коксиеллеза, который по своим вирулентным свойствам не способен вызвать крупные эпизоотии среди степных антилоп.

Все сайгаки, исследованные на наличие эктопаразитов (блохи, клещи) как павшие, так и живые особи их не имели. Сезон падежа животных не предполагал большого количества кровососущих насекомых, способных вызвать эпизоотию. Специальных учетных работ по загрязненности мест обитания сайги и заклещеванности территорий в ЗКО не проводится.

При массовой гибели животных сравнительно низким остается процент лабораторно исследованных сайгаков, что затрудняет окончательную постановку постмортального диагноза и интерпретацию полученных результатов. Также нет практики применения международных стандартов (участие независимых лабораторий).

В результате проводимых природоохранных мероприятий и естественной восстанавливаемости популяций численность сайги может стабилизироваться с динамикой ежегодного 10-15% роста.

В 2018 г. Казахстанская ассоциация сохранения биоразнообразия в рамках информационной кампании против незаконной торговли провела первую публичную ликвидацию изъятых рогов и дериватов сайги. Эта акция стала важным шагом в борьбе с браконьерством и нелегальным трафиком объектов животного мира. По ее итогам другим областям были рекомендованы проведение подобных мероприятий на опыте ЗКО (рисунок 1).

 

Рисунок 1. Представители общественности на утилизации дериватов сайги 2018 г.

 

 

Таким образом, ретроспективный анализ результатов лабораторных исследований биоматериала от павших сайгаков, образцов почвы, воды, растительного покрова в местах гибели антилоп показало, что доминирующей причиной по нашему мнению являются инфекционные болезни, возбудители которых спровоцировали крупные эпизоотии. Установлено что пробы внешней среды не имели концентраций, превышающих ПДК фосфорорганических и других соединений, способных вызвать массовую гибель животных. Совокупность всех факторов, стечение природно-климатических условий, браконьерство лишь усугубляет ситуацию и снижает численность степной антилопы волго-уральской популяции. В список доказанных возбудителей инфекций, способных спровоцировать массовую гибель сайгаков включены два вида пастерелл Pasteurella haemolytica, P. multocida, анаэробного клостридиоза Clostridium perfringens, лихорадки-Q Coxiella burnetti и тейлериоза Theileria annulata.

 

Cписок литературы

1. Почему и как погибали сайгаки в Западном Казахстане? / Г.Г. Абсатиров, К.Ж. Кушалиев, У.Б. Таубаев и др. // Ветеринария. 2011. № 5. С. 14-19.

2. О случаях выделения пастереллеза от сайгаков в феврале-марте 1984 года в Уральской области / М.А. Айкимбаев, И.Л. Мартиневский, А.А. Алтухов и др. // Известия Академии Наук Казахской ССР. 1985. № 4. С. 39-41.

3. Лабораторные исследования павших сайгаков (Saiga tatarica) Волго-Уральской популяции / Т.З. Аязбаев, Н.С. Майканов, С.И. Рамазанова и др. // Экология носителей и переносчиков. Биологическая безопасность: тезисы Западно-Казахстанской региональной конференции. Уральск, 2016. С. 84-85.

4. Инфекционные болезни – биотический фактор, влияющий на состояние численности популяции сайги Волго-Уральского междуречья / А.А. Габбасов, Н.С. Майканов, С.И. Рамазанова и др. // Опасные инфекции: новые вызовы – взгляд в будущее 70-лет КНЦКЗИ: Материалы междун. науч. конф. Алматы: Казак Университети, 2019. С. 92-95.

5. Грачев Ю.А., Исмагулов Е.Ж. О результатах мечения сайгаков в Казахстане // Проблемы охраны и устойчивого использования биоразнообразия животного мира Казахстана: Материалы междунар. науч. конф. Алматы: Террис, 1999. С. 20-21.

6. Майканов Н.С., Сарсенова Б.Б., Усенов Ж. Сайгачий питомник в Западно-Казахстанской области. Алматы // Карантинные и зоонозные инфекции в Казахстане (КиЗИвК). 2020. № 1 (40) С. 80-82.

7. О выделении ДНК возбудителя Q-лихорадки от павшего сайгака (Saiga tatarica) Волго-Уральской популяции / С.И. Рамазанова, Н.С. Майканов, Т.З. Аязбаев и др. // Карантинные и зоонозные инфекции в Казахстане. 2016. № 2. С. 89-90.