КАРТИНЫ ПРИРОДЫ СТЕПНОЙ ЕВРАЗИИ: СОХРАНИТЬ, ЧТО ОСТАЛОСЬ, ВЕРНУТЬ, ЧТО ВОЗМОЖНО
PICTURES OF THE NATURE OF THE STEPPE EURASIA: SAVE WHAT REMAINS, RETURN, WHAT IS POSSIBLE
А.А. Чибилёв
A.A. Chibilyov
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт степи Уральского отделения Российской академии наук (ИС УрО РАН)
(Россия, 460000, г. Оренбург, ул. Пионерская, 11)
Institute of Steppe of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences (IS UB RAS)
(Russia, 460000, Orenburg, Pionerskaya Str., 11)
e-mail: orensteppe@mail.ru
Начиная с 18 в. важнейшие географические исследования сопровождаются иллюстративным воспроизведением объектов и явлений Природы с помощью изображений – рисунка, живописи, фотографии. В результате деятельности человека многие регионы и даже природные зоны утратили первозданный облик. Наибольшим изменениям и деградации подверглась степная зона. Анализируются различия в степени антропогенной трансформации ландшафтов в пределах широтного Степного пояса Евразии. Ставится вопрос о необходимости создания непрерывной сети образов и эталонов первозданных степных ландшафтов с помощью музеефикации, моделирования и консервации.
Since the 18th century. the most important geographical studies are accompanied by an illustrative reproduction of objects and phenomena of Nature through images - drawing, painting, photography. As a result of human activities, many regions and even natural areas have lost their original appearance. The steppe zone has undergone the greatest changes and degradation. The article analyzes the differences in the degree of anthropogenic transformation of landscapes within the latitudinal Steppe Belt of Eurasia. It raises the question of the need to create a continuous network of images and etalons of primeval steppe landscapes through the use of museumification, modeling and conservation.
Художественный пейзаж имеет колоссальное, преобладающее значение для географической науки, так как она вся основана на зрительских впечатлениях и насквозь пропитана ими.
В.П. Семенов-Тян-Шанский, 1928, с. 28
На протяжении всей своей истории, а это около двух с половиной тысяч лет, география была не только естественной наукой, но и формой своеобразного искусства. Во всех письменных источниках от античных авторов (Геродота, Эратосфена и др.), путевых дневниках Средневековья (Ибн-Фадлан, Марко Поло, Ибн-Баттута и др.) мы встречаем описания образцов мест и территорий. Начиная с 18 в. обязательным условием научного географического произведения становится эстетическое восприятие окружающего мира и, в первую очередь, ландшафта. Смею утверждать, что только неравнодушный к красоте изучаемого природного объекта исследователь сможет в полной мере понять его сущность и раскрыть важнейшие закономерности устройства географического пространства. Основанием для этого утверждения служит книга Александра Гумбольдта «Картины природы»[1] [2, 10], написанная им по итогам экспедиции в Южную Америку (1799-1804) в предисловии к которой он пишет: «Я стремился представить картину природы (выд. А.Ч.) в целом и показать взаимодействие ее сил, а также воспроизвести то наслаждение, которое получает от непосредственного созерцания тропических стран человек, способный чувствовать» [цит: по 2, С. 21-22]. Не случайно профессор Ф.Н. Мильков, один из выдающихся географов XX столетия, называет А. Гумбольдта «основоположником художественного ландшафтоведения».
Необходимо также отметить, что А. Гумбольдт придавал исключительно большое значение влиянию созерцания видов природы на сохранение физического и духовного здоровья человека. В предисловии к первому изданию своей книги он пишет: «Пусть мои «Картины природы» … доставят читателю хоть часть того наслаждения, которое способная к восприятию мысль находит в непосредственном созерцании природы». И далее: «Я повсюду отмечаю то влияние, которое постоянно оказывает физическая «природа на моральное состояние и судьбы человечества». Ученый пишет, что его книга посвящается «преимущественно удрученным душам», тем «кто освободился от бурных жизненных волн». И завершает свое предисловие к «Картинам природы» стихами Ф. Шиллера из «Мессинской невесты» [9, 11]:
«На высях нагорных свобода и воля!
Эфир не отравлен дыханьем могил;
Природа везде совершенна, доколе
С бедою в нее человек не вступил.»
Остается только удивляться, как созвучны этим мыслям Ф. Шиллера – А. Гумбольдта стихи русского поэта Е. Боратынского (1828) [9, 11]:
«Судьбой наложенные цепи
Упали с рук моих, и вновь
Я вижу вас, родные степи,
Моя начальная любовь!»
В своей книге «Картины природы» А. Гумбольдт лишь обозначил контуры эстетики природы. В главном труде своей жизни «Космос» [1] он посвятил искусству и прежде всего ландшафтной живописи несколько глав. Становлению ландшафтной живописи способствовали французские художники Барбизонской школы Т. Руссо (1812-1867), Ш.Ф. Добиньи (1817-1878), Ж. Дюпре (1811-1889) и др. Эти художники освоили приемы пейзажного живописания на пленэре (открытом воздухе). Картины стали не только передавать богатую красочность оттенков, но и наполнились светом, воздухом. По мнению В.А. Николаева: «Пейзаж ожил и стал восприниматься как динамическая система, способная многократно изменять свой облик. С живописью Барбизонской школы можно связывать развитие научных представлений о переменной аспективности ландшафта» [4].
Ландшафтная живопись выявила новые способности человека в отражении внешнего мира. По мнению И.М. Забелина [3], именно Гумбольдт установил контакт науки (географии) с искусством (пейзажем). Итоги этого взаимного проникновения и обогащения географии и живописи подвел В.А. Николаев [5]: «Натуралисты увидели природу глазами художников в многообразии и единстве ее композиционных элементов, переменных состояний и аспектов. В свою очередь художники многое поняли в природе из трудов естествоиспытателей».
Понятие «картины Природы» еще в начале 20 в. имело широкое распространение, и регулярно появлялось с конкретным значением в трудах ученых. Так, С.С. Неуструев отождествляет это понятие с термином ландшафт: «Все эти явления и предметы, по всей совокупности, составляют то, что мы называем картиною, видом природы или иностранным словом «ландшафт» (пейзаж)» [4].
Таким образом, картины Природы стали объектом взаимодействия между географией с одной стороны, и изобразительным искусством, художественной литературой, включая поэзию, с другой. Это особенно ярко проявилось в русской литературе, что наглядно можно видеть в произведениях Н.М. Карамзина, С.Т. Аксакова, Н.В. Гоголя, а позднее у А.П. Чехова, И.А. Бунина и многих других. И уже ученые и путешественники вслед за писателями создают великолепные художественные описания природы, закладывая основы художественного ландшафтоведения, яркими представителями которого стали В.В. Докучаев, Л.С. Берг, И.М. Забелин, Ф.Н. Мильков и их последователи.
Но вернемся к воспроизведениям природы. Уже в 18 в. в состав всех значимых географических экспедиций включаются рисовальщики и художники, а в 19 в. – все крупные серийные издания о природе Земли сопровождаются чeрно-белыми и цветными иллюстрациями.
Новые возможности изображения природы открывает фотография, изобретенная в 1839 г. Уже к концу 19 в. фотографический аппарат становится обязательным атрибутом в снаряжении географических экспедиций. Фотография все чаще и все больше заменяет рисунки и художественную живопись, окончательно став общедоступным способом изображения ландшафтов и природных объектов на рубеже 20 и 21 вв. Примерное соотношение трех способов (трех видов искусств ?!) изображения географического пространства и его объектов можно привести в виде следующей таблицы.
Таблица 1 Примерное соотношение трех способов (трех видов искусств ?!) изображения географического пространства и его объектов
В начале 21 в. благодаря цифровым технологиям главнейшим способом воспроизведения картин Природы стала фотография. Фотокартины (и видеокартины) с изображениями ландшафтов, природных явлений и предметов являются в настоящее время важнейшим источником информации об объектах окружающей природной среды и могут рассматриваться в качестве метода географических исследований и формы создания базы данных о зональных, региональных, локальных особенностях природы и современном состоянии природной среды.
Создавая более 20 лет назад Институт степи Российской академии наук, одной из главнейших задач мы ставили сбор и создание иллюстративной базы данных о первозданных ландшафтах Степной Евразии, имея в виду отнюдь не только чисто степные эталоны и редкости, но и все удивительное разнообразие Природы степной и сопредельных с ней лесостепной и полупустынных зон. На огромном пространстве широтного пояса Степной Евразии налицо огромные различия в степени антропогенной трансформации первозданных ландшафтов [7].
В пределах Среднедунайской равнины (Австрия, Венгрия, Сербия, Румыния, Словакия, Хорватия) степные ландшафты представлены либо фрагментами, либо отдельными элементами. При этом большое внимание уделяется реконструкции и музеефикации степного уклада сельской жизни в национальных парках и созданию коллекций степных животных, в том числе возвращению утраченных видов и редких пород домашних животных в современные ландшафты.
В степной зоне Причерноморья и Приазовья (Румыния, Молдова, Украина) участки зональных ландшафтов взяты под охрану в виде урочищ и местностей, исчисляемых десятками – сотнями гектаров в ранге заповедников и ландшафтных заказников. Кроме того в качестве природных резерватов выделены участки с выходами гранитов, меловых и известняковых пород. Большое внимание уделяется охране мемориальных ландшафтов, образцов лесопарковых насаждений.
В степной, лесостепной и полупустынных зонах Европейской части России создано несколько степных заповедников, охватывающих эталоны зональных ландшафтов («Ростовский», «Черные Земли», «Оренбургский»). Несмотря на высокую степень освоенности хорошие перспективы для создания государственной сети ООПТ имеются в равнинно-степной части Крыма. Разнообразные ландшафты, связанные с облесенными долинами рек и холмистыми междуречьями, выходами коренных горных пород охраняются в национальных и региональных природных парках. Проекты по возвращению в природную среду степной зоны коренных обитателей, в первую очередь копытных, реализуются в Ростовской области (долина Маныча) и на участке «Предуральская степь» государственного заповедника «Оренбургский».
На казахстанском участке Степного пояса от Урала до Алтая в пределах степной и лесостепной зон взяты под охрану только озерно-степные и горно-лесные ландшафты в составе заповедников и национальных парков. В последнее десятилетие на юге степной зоны и в полупустынных районах Казахстана южнее основной полосы земледелия создаются новые крупные резерваты и расширяются существующие заповедники за счет, в первую очередь, пустынно-степных пастбищных угодий. Это, например, способствовало восстановлению и стабилизации численности сайгака.
В островных степях южной Сибири (Хакасия, Тува, Бурятия, Забайкальский край) созданы заповедники кластерного типа, которые охватывают разнообразие равнинно-степных, горно-степных, горно-лесостепных ландшафтов, способствующих восстановлению биоразнообразия.
На территории Монголии благодаря международным проектам образованы крупные природные резерваты в ранге заповедников («Убсунурский бассейн», Большой Гобийский «Далайнор», Монгол-Даурский) и национальные парки (Хустайн-Нуруу, Харауснурский и др.). Кроме того в Монголии, по крайней мере, на территории трех особо охраняемых природных территорий реализуется проект по возвращению в дикую природу лошади Пржевальского. На крайнем востоке степного пояса, во Внутренней Монголии в 1985 г. создан крупнейший в Китае Силингольский степной природный заповедник.
Перечисленный ряд охраняемых территорий образует непрерывную зональную экологическую сеть, способствующую сохранению типичных, характерных и редких ландшафтов Степной Евразии [6-8]. Они представляют собой неповторимые, но узнаваемые образы местностей и стран, которые мы и называем картинами Природы. В рамках проекта Института степи УрО РАН при поддержке Русского географического общества с 2013 г. создается база данных картин Природы Степной Евразии.
Статья подготовлена в рамках государственного задания ФАНО-РАН № ГР АААА-А17-117012610022-5 «Степи России: ландшафтно-экологические основы устойчивого развития, обоснование природоподобных технологий в условиях природных и антропогенных изменений окружающей среды».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Прим.: необходимо отметить, что название «Картины природы» появилось в русском и французском переводах. Авторское название книги «Ansichten der Natur» (Взгляды на природу)