МОРФО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА НАСЕЛЕНИЯ ЖУЖЕЛИЦ ЛУГОВОЙ СТЕПИ ЦЕНТРАЛЬНО-ЧЕРНОЗЕМНОГО ЗАПОВЕДНИКА
Т.Э. Гречаниченко
Центрально-Черноземный заповедник, Курск, Россия
В Центрально-Черноземном заповеднике изучение карабидофауны было начато М.С.Гиляровым и К.В.Арнольди в 50-х годах, а в середине 70-х изучение видового состава и динамики численности жужелиц включено в планы НИР заповедника. В настоящее время накоплен обширный материал по результатам многолетних стационарных учетов.
Жужелицы - преобладающая по численности группа в составе герпетобионтного комплекса. В степных биотопах они составляют от 35 до 70 % всего напочвенного населения. Большая активность и прожорливость жужелиц при высокой численности обуславливает их важную роль в биоценозах, где они не только участвуют в регулировании численности других беспозвоночных, но и выступают как существенные участники кругооборота веществ в природе.
Лесостепь, находящаяся на границе двух систем зон - лесных и травянистых, характеризуется большим экологическим и биотопическим разнообразием, а также сочетанием лесных и луго-степных типов растительности. Вместе с тем, фауна жужелиц лесостепи является самостоятельным фаунистическим комплексом, было бы некорректно рассматривать ее как переходную от лесной к степной. Население слагается тремя основными группами (Гречаниченко, 1996):
а) Степные виды, находящиеся здесь на северных границах ареала (Harpalus caspius, Zabrus spinipes, Amara equestris, Taphoxenus gigas).
б) Лесостепные виды, характерные для этой зоны, а часто ею и ограничивающиеся (Carabus stcheglovi, С. excellens, С. estreicheri, С. marginalis, Calosoma inquisitor, С. sycophanta). Многие из этих видов предпочитают опушки, заросли кустарников, лесные поляны и т.п., почему и находят в лесостепи наиболее благоприятные условия обитания (Крыжановский, 1983). Из этих биотопов они расселяются и на степные участки.
в) Типично лесные виды. Сюда относятся европейско-сибирские и европейские лесные виды, находящие здесь южные границы своих ареалов (Carabus granulatus, С. convexus, Harpalus latus, Cicindela campestris, Pterostichus niger, P. oblongopunctatus, Amara communis). Нужно отметить, что за последние 20-30 лет появилась тенденция выхода лесных видов на степные участки заповедника. А.А.Гусев (1988) отмечал в некосимой степи даже такой типичный лесной гигрофильный вид, как Agonum assimile .
В луговой степи Стрелецкого участка заповедника зарегистрировано 74 вида жужелиц (Гречаниченко, 1997). Йаиболее разнообразно представлены роды Pterostichus (6 видов), Harpalus (8 видов), Carabus (8 видов), Amara (12 видов).
Широкому зоогеографическому спектру видов жужелиц соответствует своеобразный спектр жизненных форм. Представлено 15 групп жизненных форм (классификация И.Х.Шаровой). Класс зоофагов представлен в спектре 11 группами жизненных форм, составляющими 68,4% от всего видового состава жужелиц. Класс миксофитофагов включает 4 группы, составляющие 21,6%. Из зоофагов наибольшим числом видов представлены обитатели подстилочного и почвенного ярусов. Среди последних характерно преобладание стратобионтов подстилочно-трещинных и почвенно-подстилочных и ботробионтов. Среди миксофитофагов преобладают стратобионты-скважники и геохортобионты гарпалоидные. Такое разнообразие жизненных форм значительно выше, чем в зоне хвойно-широколиственных лесов (Арнольди, Матвеев, 1973) и характерно для лесостепной зоны.
Здесь мы отмечаем типично степные формы: стратобионты-скважники подстилочно-трещинные (типа Cymindis). Обитатели нор степных грызунов - ботробионты (типа Taphoxenus), из миксофитофагов - заброидные геохортобионты, наиболее специализированные к фитофагии и зарыванию в почву. По-видимому, это свидетельствует о том, что по морфоэкологической структуре населения жужелиц луговая степь заповедника - это степной, а не луговой ландшафт. Своеобразие степи подтверждается и значительным видовым обилием по уловистости эпигеобионтов ходящих типа Carabus. Эти крупные поверхностно-обитающие хищники - ярко выраженные мезофилы, поэтому ни в более ксерофитных условиях южных степей, ни на более холодных лугах лесной зоны они не достигают такого разнообразия и тем более не входят в число доминантов (Гречаниченко, 1997).