ОБЪЕКТЫ ПРИРОДНОГО И ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ СТЕПЕЙ В СИСТЕМЕ ЛАНДШАФТНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КАРКАСА ЮГО-ВОСТОКА РУССКОЙ РАВНИНЫ (В ГРАНИЦАХ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ) 

OBJECTS OF NATURAL, HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE OF STEPPE IN THE SYSTEM OF THE LANDSCAPE-ECOLOGICAL FRAMEWORK IN THE SOUTH-EAST OF THE RUSSIAN PLAIN (WITHIN THE BOUNDARIES OF THE VOLGOGRAD REGION)

Н.О. Рябинина

N.O. Ryabinina 

Волгоградский государственный университет (Россия, 400062, г. Волгоград, пр. Университетский, 100) 

Volgograd State University (Russia, 400062, Volgograd, prosp. Universitetsky, 100)

е-mail: ryabinina@volsu.ru

 

В статье на примере Волгоградской области рассматриваются история, современное состояние и определяются основные направления формирования ландшафтно-экологического каркаса. Рассматриваются природные и природно-антропогенные геосистемы нуждающиеся в заповедовании как перспективные объекты природного и историко-культурного наследия в зоне степей юго-востока Русской равнины.

On the example of the Volgograd region, the article deals with history, the current state and main directions in which the landscape-ecological framework forms. Particular attention is paid to natural and natural-anthropogenic geosystems which are in need of conservation as promising specially protected natural territories and as objects of natural, historical and cultural heritage in the steppe zone of the south-east of the Russian Plain. 

Одним из важнейших условий устойчивого развития регионов является наличие природоохранного каркаса, или репрезентативной сети особо охраняемых природных территорий (ООПТ), включающей все возможное их разнообразие от заповедников и национальных парков до памятников природы местного значения. Природоохранный каркас обычно состоит из ядер – ООПТ и экологических коридоров, или осей, которыми могут быть иные земли природоохранного назначения: водоохранные зоны рек и озер, санаторно-курортные зоны, государственные лесные полосы (ГЛП), земли государственного лесного фонда (ГЛФ) и др. Ландшафтно-экологический каркас понятие более широкое, наряду с перечисленными выше объектами, в его структуру входят слабо измененные или восстанавливающиеся геосистемы, где преобладают традиционные формы хозяйствования (охота, сенокошение и пр.), охотозаказники, природно-антропогенные геосистемы (полезащитные лесополосы, пруды и др.), историко-культурные ландшафты (фортификационные сооружения, усадьбы, археологические памятники и др.). А также в его состав могут входить земли запаса и связи, территории занятые военными полигонами, где относительно сохранились геосистемы степей и полупустынь. Волгоградская область благодаря своему географическому положению, разнообразию ландшафтов, и значительно меньшей по сравнению с соседними степными областями Европейской части России (Ростовской, Воронежской и др.) плотностью населения и степенью хозяйственной освоенности и измененности, обладает высоким потенциалом для формирования репрезентативной сети ООПТ с крупными ядрами эталонных экосистем и ландшафтов. Учитывая, что на ее территории представлены все типы степей от луговых и богаторазнотравно-типчаково-ковыльных и до опустыненных. Она может служить ключевой территорией, для формирования межрегионального природоохранного каркаса, отражающего ландшафтный спектр всей степной зоны юго-востока Русской равнины [5, 6, 7].

Согласно «Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия» (1972), культурные ландшафты является объектом историко-культурного наследия, в конвенции впервые была признана необходимость спасения объектов историко-культурного наследия вместе с их природным окружением [2]. Что способствовало развитию экологического и историко-познавательного туризма. Однако, значительное число объектов историко-культурного наследия степей (курганы, стоянки первобытного человека, оборонительные валы, крепости, древние населенные пункты и пр.) не имеют охранного статуса или лишены своего природного окружения. В настоящее время все актуальнее становится комплексное междисциплинарное исследование природно-антропогенных геосистем, памятников истории и культуры, примером которого может служить изучение городища Аркаим – ныне историко-культурного заповедника.

Рассматриваемая территория имеет очень длительную и богатую историю. В степях люди поселились намного раньше, чем в лесной зоне, о чем свидетельствуют материалы палеонтологических и археологических исследований. На территории г. Волгограда (б. Сухая Мечетка) в 1951 г. была открыта Мечеткинская (Волгоградская) палеолитическая стоянка человека культуры мустье, одна из древнейших в России. Большинство исследователей относят возраст стоянки к одинцовскому межледниковью и московской эпохе оледенения (75-100 тыс. лет назад). Вместе с многочисленными каменными орудиями были найдены останки волка, лошади современного типа, благородного оленя, сайгака, первобытного зубра, мамонта и др. Множество поселений эпохи неолита и бронзы открыты археологами в бассейне Дона и Нижней Волги. Несколько тысячелетий степи Русской равнины были местом великих переселений народов (скифов, сарматов, готов, гуннов и др.), кочевий, военных сражений, торговых путей. На протяжении веков здесь, в месте наибольшего сближения Волги и Дона, проходила северная ветвь Великого шелкового пути. В захоронениях III тыс. до н.э. –I тыс. н.э. находят предметы искусства Египта, Греции, Китая, Индии, Персии, Византии.

В зоне степей юго-востока Русской равнины обнаружено огромное количество курганов, которые быстро исчезают. Большинство их распаханы частично или полностью, что привело к выравниванию их насыпей и окружавших их рвов. На территории Волгоградской области насчитывается более 200 тыс. курганов, в Калмыкии более 70 тыс. Наибольшая их концентрация наблюдается в Донской излучине на Восточно-Донской гряде (правобережье р. Дон), на левом берегу Волги от п.Быково до г. Волжский, на юге Приволжской возвышенности, в месте максимального сближения Волги и Дона, по северной окраине натеррасного Арчедино-Донского песчаного массива, на севере Ергенинской возвышенности и на расположенной западнее Сальско-Донской равнине. Курганные захоронения в зонах степей и полупустынь юго-востока Русской равнины сооружали многие народы (скифы, савроматы-сарматы и др.) на протяжении более 6-ти тысяч лет (с VI тыс. до н.э.). Курганы не только выдающиеся археологические объекты, но и памятники природы. На нераспаханных курганах сохраняются зональные фитоценозы степей. Их можно рассматривать как донорские геосистемы, из которых степные растения могут расселяться на молодые залежи, формируя вторичные степи. На склонах курганов часто встречаются норы сурков, лисиц и др. животных. Занимающие наивысшие высоты курганы являются неотъемлемыми элементами степных ландшафтов и нуждаются в строгой охране. Примером может служить Белгородская область, где удалось создать правовую основу для сохранения курганов в агроландшафтах [4].

Не только курганы, но оборонительные сооружения – земляные валы и рвы, редуты, крепости, представляют собой участки степных геосистем с зональной растительностью. Одним из наиболее интересных объектов природного и культурного наследия юго-востока Русской равнины является Царицынская сторожевая линия 1718-1720 гг. (Царицынский или Исторический вал) протяженностью 60 км от Волгограда до п. Паньшино, с хорошо сохранившимися земляными укреплениями. Остатки вала сохранились и в самом г. Волгограде вдоль пр. Жукова (быв. ул Исторической) от ул. Хорошева до ул. Землячки и далее до пос. Городище. В 1589-е-1780-е гг. крепость-город Царицын был одним из опорных пунктов юго-восточной оборонительной системы России. В 1718 г. по указу Петра I начато строительство сторожевой линии от Царицына до Паньшин-городка на Дону. Были построены 4 земляные крепости в форме звезд — Мечетная, Грачевская (южнее пос. Грачи) в форме 5-ти лучевой звезды, Осокоревская (Сакарская) в форме 4-ти лучевой звезды, Донская и 23 редута. Между которыми линия имела глубокий ров и вал с крутыми откосами с относительной высотой до 12 м. Для сохранности откосы фортификационных сооружений были покрыты пластами дерна. По гребню вала был устроен частокол из заостренных бревен [3]. Гармонично сочетая отечественный опыт военно-инженерного строительства и достижения европейской фортификации, она надежно защищала население южной России от набегов. Этот уникальный объект наследия необходимо спасти от уничтожения, включив в перечень Объектов культурного наследия федерального значения. До 2008 г. Царицынская сторожевая линия была археологическим памятником регионального значения, а в настоящее время не имеет охранного статуса. В результате южная половина Грачевской крепости была уничтожена. На космических снимках 2015 г. отчетливо видна 5-ти лучевая крепость-звезда, в 2017 г. на месте трех южных лучей находится металлический ангар.

Историко-культурная и природная значимость беллигеративных элементов ландшафтов, связанных с боевыми действиями (фортификационные сооружения и пр.) будет со временем только возрастать. В Волгоградской области в 1942-1943 гг., в период Сталинградской битвы было построено огромное количество противотанковых рвов, блиндажей, дотов, землянок, окопов и других оборонительных сооружений, а также захоронений. К сожалению, они не имеют охранного статуса. Многие объекты историко-культурного наследия стремительно разрушаются «черными копателями».

Ряд объекты природного и историко-культурного наследия находится на территории г. Волгограда. Кроме музея-заповедника «Старая Сарепта», лишенные в последние годы охранного статуса, которые необходимо сохранить: байрачные леса балок Григоровой, Пахотиной и Чапурниковская, дендросад Волго-Донского судоходного канала; дендросад ВНИАЛМИ, защитные лесонасаждения «Зеленого кольца» Волгограда, Шамбрунские родники и Ергенинский источник минеральных вод [7]Ергенинский источник известен уже более 200 лет. В 1775 г. сарептский врач И.Я. Вир стал применять его воду в лечебных целях. Он благоустроил источник, который в конце XVIII в. пользовался уже всероссийской славой. Здесь был создан один из первых русских курортов, который ежегодно посещало до 3000 человек [1].

В настоящее время в перечень объектов культурного наследия федерального значения Волгоградской области включены в первую очередь объекты, связанные с периодом Сталинградской битвы: 1) историческое место «Лысая гора» (высота 146,0); 2) Мамаев курган; 3) исторический заповедник Руины мельницы им. Грудинина; 4) мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане», 1967 г. (высота 102,0); а также - 5) историко-этнографический и архитектурный музей-заповедник «Старая Сарепта»; 6) «Петров вал» 1698 г. (канал Дж. Перри) у станции Петров вал; 7) «Селимов вал» 1550 г. (канал И. Бреккеля 1697 г.) северо-западнее г. Камышин; 8) развалины Сарай-Берке средневекового городища (Новый Сарай) у с. Царев; 9) Дубовское (Водянское) средневековое городище (Бельджамен); 10) палеолитическая Волгоградская стоянка.

Для совершенствования ландшафтно-экологического каркаса юго-востока Русской равнины автором выделяются следующие направления: 1) создание ряда федеральных заповедников и национальных парков кластерного типа, отражающий ландшафтный спектр региона (в т.ч. путем преобразования региональных ООПТ); 2) организация новых форм инновационных ООПТ, включая и частные (историко-культурные ландшафты-резерваты, пасторальные (пастбищные) заповедники, степные парки или сафари-парки, прообразом которых был первый частный степной заповедник и зоопарк «Чапли» («Аскания-Нова»), созданный в 1898 г. Ф.Э. Фальц-Фейном, геологические парки и др.), что является наиболее перспективным [6, 7]; 3) включение в каркас историко-культурных ландшафтов — объектов культурного и природного наследия (Царицынская сторожевая линия, «Великая переволока», курганы, палеолитические стоянки – Мечеткинския, Задоно-Авиловская и др.). Например, кластерный геологический парк предлагается создать на границе Дубовского и Камышинского районов Волгоградской области (юго-восток Приволжской возвышенности), где встречаются редкие для Русской равнины системы тектонических разрывных нарушений и большое число палеонтологических памятников природы и классических геологических обнажений [8]; и степной Голубинско-Донской сафари-парк в Малой излучине Дона, ядром которого является Голубинский меловой ландшафт [5]. В дальнейшем Голубинский кластер и Донской природный парк нами рекомендуется объединить в национальный парк Среднего Дона [6, 7]. Наиболее перспективной для организации субрегионального каркаса, включающего разнообразные формы и типы ООПТ, является Малая излучина Дона. Она характеризуется высоким ландшафтным разнообразием, отражающим природной разнообразие сухих степей юго-востока Русской равнины, имеет важное значение для идентификации и сохранения эталонных зональных, характерных, редких геосистем на уровне ландшафтов, урочищ и их сочетаний. Ее северо-восточная часть входит в Донской природный парк с 2001 г. На территории Малой излучины Дона находится ряд археологических памятников и объектов, имеющих историко-культурное, научно-просветительское значение: Задоно-Авиловская стоянка, более 50 курганов и 7 курганных комплексов, разрушенные городища эпохи бронзы (Репинское, Задоно-Авиловское), огненное святилище, датируемое 1800-1700 г. до н.э. и др. Одной из характерных ее особенностей является наличие большого количества беллигеративных элементов ландшафтов-свидетелей боев в период Великой Отечественной войны, особенно хорошо сохранившиеся на территории меловых ландшафтов [6, 7]. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Брылев В.А., Cагалаев В.А. Особо охраняемые природные территории: Учеб. пособие. Волгоград: Перемена, 2000. 260с.
  2. Веденин Ю.А., Кулешова М.Е. Культурный ландшафт как объект культурного и природного наследия // Изв. РАН. Сер. геогр. 2001. №1. С.7-14.
  3. Лавринова Т.В. Царицынская линия: история строительства 1718-1720 гг. и первые годы существования: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Воронеж, 1990.
  4. Лисецкий Ф.Н. Значение объектов историко-культурного наследия для исследования и охраны степей // Степной бюллетень. 2012. №35. С.26-32.
  5. Рябинина Н.О. Природа и ландшафты Волгоградской области. Волгоград, 2015. 370с.
  6. Рябинина Н.О. Сохранение эталонных степных экосистем и ландшафтов Волгоградской области // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер.3: Экономика. Экология. 2011. №1. С. 231-238.
  7. Рябинина Н.О. История и перспективы развития сети ООПТ в зоне степей юго-востока Русской равнины // Известия Алтайского отделения Русского географического общества (Известия АО РГО). 2017. №2 (45). С.61-72.
  8. Рябинина Н.О., Шурховецкий А.В. Предпосылки создания геологического природного парка в Волгоградской области // Проблемы региональной экологии. 2013. №2. С.171-176.