ОПТИМИЗАЦИЯ СТРУКТУРЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ УГОДИЙ НА ПРИМЕРЕ МОДЕЛЬНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

OPTIMIZATION OF AGRICULTURE NETWORK ON THE EXAMPLE OF MUNICIPAL REGION

 

С.В. Левыкин, И. Г. Яковлев, Г.В. Казачков, Д.А. Грудинин

S.V.Levykin, I.G. Yakovlev, G.V. Kazchkov, D.A.Grudinin 

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки

Институт степи Уральского отделения Российской академии наук (ИС УрО РАН)

(Россия, 460000, г. Оренбург, ул. Пионерская, 11) 

Institute of Steppe of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences (IS UB RAS)

(Russia, 460000, Orenburg, Pionerskaya St., 11)

e-mail: stepevedy@yandex.ru

 

Малопродуктивные и невостребованные пахотные угодья, с активно восстанавливающимися степными экосистемами в постцелинных регионах с низкой представленностью зональных степей в системе ОПТ, рационально переводить в региональные ОПТ с режимами щадящего природопользования. Работа по оптимизации структуры природопользования, направленная на сохранение степной биоты, ведется на территории Светлинского района Оренбургской области.

Underproductive and unclaimed croplands with rapidly recovering steppe ecosystems within post- virgin regions characterized by low presence of zonal steppes in the Strictly Protected Territories (SPT)  network, should be efficiently transferred into regional SPT with sparing regime of nature management.  Activity to optimize nature management structure aimed to conserve steppe biota, is in progress within the Svetlinsky region in Orenburgskaya oblast. 

Работа по обнаружению и мониторингу вторичных степей в 2013-2014 гг., осуществлялось в рамках мероприятии «Разработка и поддержка выполнения соглашений о совместном сохранении степей на трансграничной территории в пределах Оренбургской области России и прилегающих регионов Казахстана» проекта ПРООН/МПР/ГЭФ «Совершенствование системы и механизмов управления ООПТ в степном биоме России» и «Геоэкологическое обоснование инновационных принципов землепользования и недропользования, обеспечивающих устойчивое развитие земледельческих регионов России», № гос. рег. 01201351530.

В качестве модельного района под разработку схемы оптимизации сельскохозяйственных угодий нами был выбран Светлинский район Оренбургской области. Выбор района основан с одной стороны на положительных процессах восстановления природных степных растительных сообществ и биоты и потенциального вовлечения перспективных восстановленных территорий в природоохранную сферу деятельности, с другой стороны – заинтересованности администрации района в использовании невостребованных и малопродуктивных пахотных земель.

Район расположен на востоке области и является приграничным с Республикой Казахстан (РК) районом. На севере он граничит по реке Тобол с Кустанайской областью РК, на юге и востоке с Актюбинской областью РК. Северо-западная граница, с Адамовским районом, и западная, с Ясненским районом, являются административными границами в пределах Оренбургской области.

Светлинский район, площадью 5,608 тыс. км2, с полным правом считается целинным районом области, где были освоены наиболее значительные в области массивы целины, более 350 тыс. га. В последние десятилетия отмечается отрицательная динамика населения, прежде всего сельского, идет миграция как в райцентр, так и в областной центр.

Темно-каштановые почвы и их различные сочетания,  представлены на большей части района и занимают около 77% площади. Доля солонцов достигает свыше 17% площади района, порядка 25% площади района составляют различные солонцово-степные комплексы. Немногим более половины приходится на темно-каштановые карбонатно-солонцеватые почвы.

Земельный фонд района представлен в основном землями сельскохозяйственного назначения. Свыше 57% площади района, полностью распаханы в Целинную кампанию. Структура сельхозугодий района за десятилетия не претерпела существенных изменений. По официальной статистике посевные площади в районе составляют 289,5 тыс. га (2013), что соответствует более половины площади района. Однако, фактическая ежегодно засеваемая пашня составляет порядка 200 тыс. га [5].

Биопотенциальная урожайность в районе составляет порядка 9-12 ц/га, фактическая – 6-7,5 ц/га, за последнее пятилетие прослеживается устойчивая тенденция к её уменьшению. На потере урожайности в последние годы сказывается и аномально жаркие и сухие погодные условия мая и июня, что особенно неблагоприятно для зерновых культур. Согласно проведенным полевым исследованиям, пересохли не только практически все озёра Светлинского района, но так же озёра Сыпсынагашской ложбины и западной части Тургайской столовой страны.

Отмеченные явления, такие как снижение численности сельского населения и пахотных площадей, низкая урожайность, аридизация климата, приводят к формированию невостребованного и маловостребованного земельного фонда, доля которого занимает порядка 50 тыс. га.

На маловостребованном земельном фонде сельхозугодий, согласно нашим полевым исследованиям, протекает активное самовосстановление лессингоковыльных степей.

Существующая территориальная охрана природы в пределах района сосредоточена в центральной наименее продуктивной для земледелия полосе. Представлена участком заповедника «Оренбургский» – Ащисайская степь, площадью 7,2 тыс. га, Светлинским биологическим заказником (СБЗ) – 14,3 тыс.га и тримя памятниками природы. Несмотря на наличие ООПТ двух типов, целинные лессингоковыльные степи на тёмнокаштановых почвах, представленные в районе крайне фрагментарно, не охвачены территориальной охраной. На территории ГПЗ «Оренбургский» сохраняются в основном солонцоватые и щебнистые степи на корах выветривания, а в биологическом заказнике «Светлинский» сохраняются солонцоватые степи и солонцы.

Проблема малой репрезентативной представленности зональных вариантов дерновинно-злаковых степей на полнопрофильных почвах,  которые были полностью распаханы во время Целинной компании, и сохранения ландшафтно-биологического разнообразия степей может быть решена только за счёт проведения природоохранных мероприятий на основе вторичных степей, которые по нашим данным демонстрируют быстрое саморазвитие при относительно длительном отсутствии распашки (10-15 лет). Для этого необходимо официально перевести наименее продуктивные удалённые маловостребованные пахотные угодья в сенокосно-пастбищные, возможно с частичной или полной фитомелиорацией [6].

Похожая ситуация в природопользовании сложилась и на территории Айтекебийского района Актюбинской области РК, граничащего со Светлинским районом с востока и юга. Наличие приграничных участков восстанавливающихся вторичных степей и проектирование природного регионального заказника «Озерный», в состав которого планируется включить участки ковыльно-типчаковых и тырсово-полынных ассоциаций делает эти районы перспективными для создания степной трансграничной ОПТ (ТОПТ) [3, 4]. Возможные схемы ТОПТ «Озерно-степное», с актуализированными участками восстанавливающихся степей приграничных районов, разработаны сотрудниками Института степи УрО РАН [3].

ТОПТ «Озерно-степное» может взять на себя функции «сайгачьего коридора» между РФ и РК, поскольку благодаря успешной реализации ряда проектов в РК численность Бетпакдалинской популяции сайгака, миграционные пути которой пролегают по описываемым территориям, находится в активной фазе восстановления [2].  Как отдельные рогачи, так и группы сайгаков стали часто встречаться у границы Светлинского района. По опросным данным в последние годы участились встречи одиночных особей или небольших групп сайгаков и на территории района, в т.ч. на землях хозяйств «Восточное» и «Тобольское». Возможно, что восток Оренбургской области, прежде всего Светлинский район, при должной охране, может стать одним из важнейших мест летнего обитания сайгака в России в виде устойчивых многолетних летовок, что является актуальным в связи с тенденцией к сокращению численности Калмыцкой популяции [1].

По согласованию с администрацией района ведется разработка проекта о ведении щадящего режима природопользования на участках вторичных степей, не нарушающего сложившую экосистему. Использование земель под сенокошение и пастбища будет способствовать изъятию излишней фитомассы, не затрагивая генофонд сложившегося растительного сообщества и в целом сохраняя структуру рефугиума для степных видов животных, а также более продуктивному их использованью в сельском хозяйстве.

Интересующие нас участки вторичных степей в окрестностях Буруктальского никелевого завода (БНЗ) были оформлены в собственность в последние годы. Принимая во внимание, что эти угодья не обрабатывались более 15 лет, наиболее вероятный мотив оформления – перспектива выгодной перепродажи под растущие карьеры БНЗ (к западу от рекомендованного участка начинается отвал). Такая мотивация способствует длительному сохранению вторичных степей от распашки, т.к. цель пахотного использования участков не выражена и создаёт предпосылки к заключению двух- или трёхсторонних соглашений, предусматривающих неиспользование этих земель в условиях требований законодательства к их пахотному использованию.

В процессе совместной работы с представителями администрации Светленского района, последние выступили с конструктивным предложением трансформировать компактный земельный участок бывших пашен у истоков р. Буруктал площадью 4000 га в сенокосно-пастбищные угодья, а так же проверить наличие собственников на земельные участки, расположенные между участком ГПЗ «Оренбургский» «Ащисайская степь» и оз. Айке (рис. 1)

Рисунок 1. Принципиальная схема оптимизации тернриториальной охраны природы в МО Светлинский район путём консевации малопродуктивных и маловостребованных пахотных угодий. 

Часть вторичных степей, площадью около 1700 га, относящихся к Верхнебуруктальскому участку, расположенному в Светлинском районе, в 4 км к западу от п. Смоленский, были переданы РК (Айтекебийский район), в результате пересмотра границ между РФ и РК в 2010 г.

Реализация проекта предполагает оптимизацию территории Светлинского биологического заказника, поиск и юридическую поддержку механизмов обмена паёв, в т.ч. необходимых для оптимизации территории заказника, куда входят уже оформленные в собственность участки. Для должного развития адаптивного мясного животноводства необходимо предусмотреть обводнение потенциальных пастбищ с использованием современных технологий, не вступающих в противоречие с действующим природоохранным законодательством, и залужение малопродуктивной пашни многолетними травами, требующее дополнительной  финансовой поддержки. Пока в районе травосеяние развито слабо, посевы житняка составляют лишь несколько десятков гектаров.

Приоритет будущего природоохранного кластера направлен на сохранение и восстановление ресурсов водоплавающей дичи на озёрах и восстановления крупных степных животных (дрофа, сурок, косуля, кабан, сайгак, бизон (бизоноводство), лошадь Пржевальского).

Перевод этих участков в сенокосно-пастбищные угодья позволит впервые создать многоуровневый системный природоохранный степной кластер адекватный доцелинной ландшафтной структуре района. Может быть сформирована непрерывная степная полоса с различным режимами использования, кроме пахотного, от оз. Жетыколь на восток до государственной границы с РК. В кластер войдут практически все доцелинные типы ландшафтов с различным уровнем охраны: областной биологический заказник, заповедник, будут сформированы экологические коридоры, в т.ч. из трансформированной малопродуктивной пашни, возможно в статусе ОПТ уровня МО. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Арылов Ю.Н., Пюрвенова Н.Ю., Айтбаева А.М. Разведение сайгака (Saiga tatarica L.) в Центре диких животных Республики Калмыкия // Содержание и разведение сайгака (Saiga tatarica) в искусственных условиях: материалы междунар. науч.-практ. конф. Ростов н/Д: Изд. D&V, 2013. С. 23-26.
  2. Иргиз-тургайский государственный природный резерват // Справочные материалы Иргиз-тургайского природного резервата. Иргиз, 2011. С. 26.
  3. Левыкин С.В., Казачков Г.В., Яковлев И.Г., Грудинин Д.А. Предложения по сохранению ландшафтного и биологического разнообразия степей в трансграничной зоне Оренбургской области РФ и Актюбинской области РК // Вестн. Оренб. гос. ун-та. 2013. № 10. С. 319-322.
  4. Назарчук М.К., Назарчук, Л.Н. Проектирование сети ООПТ Актюбинской области // Степной бюл. 2010. № 30. С. 10-15.
  5. Федеральная служба государственной статистики URL: http://www.gks.ru/dbscripts/munst/munst53/DBInet.cgi (дата обращения 15.11.2014)
  6. Чибилёв А.А., Левыкин С.В. Актуальные проблемы экологизации степного землепользования в России // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2012. № 12. С. 20-23.