ОСОБО ОХРАНЯЕМЫМ ПРИРОДНЫМ ТЕРРИТОРИЯМ - ПОЛНОКОМПЛЕКСНУЮ ЗАЩИТУ

Важным фактором устойчивого развития является сохранение природных экосистем. Поэтому проблема сохранения почвенного разнообразия, тесно связанная с задачами сохранения биологического и природного разнообразия в целом, имеет важное государственное значение.
Республика Калмыкия представляет собой наиболее аридную территорию в юго-восточной части Европейской России, где основным исторически сложившимся типом землепользования является пастбищное животноводство, а во второй половине ХХ века получили развитие орошаемое и богарное землепользование. В результате нерационального использования природных ресурсов в Калмыкии отмечены такие негативные явления, как опустынивание, засоление, дегумификация земель.
Для улучшения экологического состояния этой территории необходим комплекс программ охраны, защиты и восстановления природных экосистем. В стратегии рационального природопользования одним из основных критериев экологической благоприятности территории считается сохранение полезного генофонда. В Калмыкии, где естественные природные экосистемы занимают более 70%, созданы предпосылки для полнокомплексной защиты земель, не затронутых деградацией. Этот блок мероприятий включает создание и совершенствование сети особо охраняемых природных территорий, проведение работ по созданию Красной книги почв и уникальных экосистем Калмыкии.
Создание Красной книги почв и экосистем Калмыкии поможет репрезентативно отразить многообразие природных экосистем, сохранить эталоны почв, получать информацию о состоянии почв и экосистем в целом для своевременного принятия в критических ситуациях адекватных решений.
Система охраняемых почвенных объектов должна быть встроена в систему особо охраняемых природных территорий и ландшафтно-экологического районирования региона, поскольку только в заповедных территориях, где отсутствует антропогенный пресс, можно найти естественные почвенные эталоны. Площадь природно-заповедного фонда Калмыкии составляет 1336 тыс. га. Основными объектами охраны в государственных и региональных заказниках являются уникальные животные и птицы, реже - растительные сообщества. Почвы, являющиеся средой обитания фауны и флоры, узлом экологической связи и фундаментом биосферы, до сих пор не считаются объектом охраны и защиты. Исключительная роль почвы в функционировании, устойчивости и сохранении экосистем различных рангов предполагает необходимость особой охраны почв как специального природоохранного направления. Это направление, развивающееся сейчас в России под эгидой создания Красной книги почв, призвано активизировать работу по сбережению не только биологического, но и почвенного, геологического, ботанического, зоологического и других видов природного разнообразия, полнокомплексной охраны природной среды.
Выполняя задачи по сохранению естественных экосистем и биоразнообразия, необходимо в первую очередь включить почвенные ареалы в общую систему особо охраняемых природных территорий, которые должны будут выполнять роль естественных комплексных заповедных участков.
Для координации работ по охране почв и природных экосистем в 1999 году в Калмыкии при Министерстве охраны окружающей среды создана Комиссия по Красной книге почв, которая будет рассматривать обоснованные предложения о занесении в Красную книга почв новых объектов, осуществлять корректировку рекомендаций, принимать решение об образовании почвенного заказника на существующей охраняемой природной территории по согласованию с государственным органом, в ведении которого находится эта территория.
В Калмыкии в течение нескольких лет проводились работы по созданию «Красной книги почв и экосистем Калмыкии»», работа над которой завершена, в 1999 году книга вышла в свет. Здесь приводятся сведения по эталонным и редким почвам, уникальным природным экосистемам, даны описания 39 почвенно-экологических паспортов выделенных почвенных и биологических объектов, предложена стратегия сохранения естественных почв и природных экосистем Калмыкии.

Работа по созданию Красной книги почв и экосистем Калмыкии выполнены при финансовой поддержке Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров (грант № 98-52231 в рамках конкурса индивидуальных исследовательских проектов программ по глобальной безопасности и устойчивому развитию).