ПЕРСПЕКТИВЫ И ПУТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОПТИМИЗАЦИИ АКВАЛЬНО-АНТРОПОГЕННЫХ ЛАНДШАФТОВ В УСЛОВИЯХ СТЕПНОЙ ЗОНЫ

 

Аквально-антропогенные ландшафты представляют собой важнейшие элементы обводнительных мелиоративных систем степной зоны. От их состояния и функционирования зависят устойчивость хозяйственной деятельности и экологическая обстановка в регионе. Например, аквально-антропогенные ландшафты Оренбургской области включают около 1600 искусственных водоёмов, различающихся генезисом, морфометрическими параметрами, характером регулирования стока. Они оказывают разностороннее воздействие на ландшафты прилегающих территорий.
Характер размещения значительных по объёму и площади акватории долговечных в эксплуатации искусственных водоёмов имеет определённые особенности. Наибольшее количество искусственных водоёмов сосредоточено в границах склонового типа местности (80%). Около 7% приурочено к плакорному, 4,6% – пойменному, 4% – надпойменно-террасовому, 1% – междуречному типам местности.
В условиях значительной трансформации аквально-антропогенных ландшафтов степной зоны и их воздействия на природные комплексы смежных территорий обозначилась необходимость поиска возможных путей оптимизации искусственных водоёмов.
Выбор путей оптимального развития аквально-антропогенных ландшафтных комплексов при помощи мелиоративных систем позволит в значительной мере снизить отрицательное воздействие водоёмов на прилегающие ландшафты, а также увеличить сроки их эксплуатации.
При проектировании и сооружении водоёмов, для предотвращения выхода их из строя условиях степной зоны, В.Б. Михно и А.И. Добров [3] предлагают в проведение комплексных исследований с целью выявления ландшафтного разнообразия условий, в которых будут функционировать искусственные водоёмы. Для этого целесообразно изучение не только ландшафтной структуры, генезиса и парадинамических связей перспективного участка для будущего строительства водоёма, но и всей площади водосбора.
Учитывая изложенные факты, в степной зоне целесообразны следующие варианты экологической оптимизации аквально-антропогенных ландшафтов:
- эколого-функциональная ординация и зонирование водоёмов и их побережий;
- рекреационно-ландшафтное обустройство искусственных водоёмов;
- ландшафтно-адаптационное облесение побережий и водосборных территорий;
- противоэрозионное строительство инженерных конструкций в верхних частях балок и оврагов;
- адаптированное к условиям степной зоны регулирование уровенного режима водохранилищ с целью минимизации сезонных и годовых колебаний;
- ландшафтное обустройство агрохозяйственных участков;
- гидрохимический мониторинг акватории искусственных водоёмов в целях их использования для водоснабжения, рекреации и рыбного хозяйства.
- оптимальное использование, регулирование и восстановление биологических ресурсов искусственных водоёмов;
- регулирование распашки склонов водоохранных зон.
Приоритетным направлением экологической оптимизации аквально-антропогенных ландшафтов является акваториальное районирование, планировка, обустройство [1] и зонирование [5] аквально-антропогенных ландшафтов, на основании которых возможно рациональное целенаправленное использование отдельных участков водоёмов в соответствии с их природными особенностями, характером хозяйственной освоенности и антропогенных воздействий.
Например, в связи с разработкой проекта об организации природного парка «Ириклинский», в целях оптимизации режимов природопользования в пределах акватории и водоохранной зоны, была проведена эколого-функциональная ординация и зонирование Ириклинского водохранилища.
С учетом современной структуры хозяйственного использования, сохранности и уникальности природных объектов и перспектив рекреационного освоения района выделены следующие функциональные зоны [5]:
- рекреационная зона, включающая 6 участков наиболее перспективного туристического освоения.
- заповедная зона в верховьях водохранилища – ценный рыбохозяйственный и орнитологический объект, наиболее активная в геодинамическом плане часть водохранилища.
- агрохозяйственная в пределах водоохранной зоны, предполагает оптимизацию структуры природопользования, при которой пахотные угодья переходят в категорию пастбищ.
- селитебно-производственная зона с 11 населенными пунктами и промзоной ИГРЭС.
- рыбохозяйственная зона, охватывающая большую часть акватории, в структуре которой выделяются зоны покоя и тоневые участки.
Наибольшее значение для организации активного туризма в пределах водохранилищ имеют рекреационно-эстетические особенности побережий водохранилищ. Комплексный учёт всех природно-эстетических факторов, необходимый в рекреационных исследованиях, возможен при использовании ландшафтного подхода. Его ведущая роль в ландшафтно-рекреационных исследованиях подтверждается исследователями известных российских и зарубежных географов: В.С. Преображенского, Ю.А. Веденина, Н.М. Ступиной, Б.Н. Лиханова, Е.Д. Смирновой, К. Будрюнаса, А. Эрингиса, Е.А. Котлярова и др.
Благодаря разнообразию береговых ландшафтов и большому числу природных достопримечательностей, в том числе памятников природы, аквально-антропогенные ландшафты могут рассматриваться как природно-территориальные комплексы, перспективные для развития активного туризма и отдыха как на региональном, так и на общероссийском уровне. В связи с этим важным является рекреационно-ландшафтное обустройство специализированных участков, заключающееся в разработке схем развития туристской инфраструктуры с учётом оптимальной рекреационной нагрузки на ландшафт.
В числе мер, способствующих оптимизации аквально-антропогенных ландшафтов, следует выделить ландшафтно-адаптационное облесение водоохранной зоны, адаптированное к климатическим условиям степной зоны и сложившемуся водному режиму.
В условиях степной зоны лесокультурные ландшафты водоохранной зоны при полном сохранении существующих естественных лесов должны выполнять следующие функции [4]:
- агролесомелиоративные, в целях борьбы с эрозией и дефляцией почв, снегозадержания и улучшения климатических условий степной зоны;
- водоохранные, для улучшения водного баланса территории и охраны водоёмов от заиления;
- лесохозяйственные, в целях облесения и рационального использования земельных угодий;
- конструктивно-ландшафтные, для создания лесных угодий на малопригодных землях;
- ландшафтно-архитектурные, культурно-эстетические, санитарно-гигиенические и рекреационные.
С целью уменьшения заиления водохранилищ продуктами твёрдого стока с прилегающих угодий, улучшения санитарно-гигиенических условий на побережьях водохранилищ, а также культурно-эстетического оформления, на незалесённых участках побережья проектами водоохранных зон предусмотрено создание лесных полос шириной до 100 м. Ширина полосы принимается исходя из ширины водосборной площади вокруг водохранилищ, которая в среднем составляет 3-5 км и данных лесомелиоративных станций, установивших, что 1 м2 лесополосы способен перевести в подпочвенный слой сток воды с площади 20 м2 [2] .
На основании проведённых исследований выявлены адаптационные свойства древестно-кустарниковой флоры к произрастанию в условиях временного затопления, подтопления и поднятия грунтовых вод. Нами установлено, наиболее высокие адаптационные свойства имеют семейства ивовые (тополь серебристый, тополь чёрный, тополь седеющий, ива остролистная, ива белая, ива бебба, ива каспийская, ива сизая, ива ломкая, ива пятитычинковая), семейство берёзовые (берёза повислая, ольха чёрная, ольха серая), вязовые (вяз шершавый, вяз гладкий, вяз листоватый). Наиболее распространёнными видами, использующимися в ландшафтно-адаптивном облесении, являются вяз листоватый, тополь канадский и тополь седеющий. Однако для культурно-эстетических функций побережий необходимо использовать наибольшее видовое разнообразие древесно-кустарниковой флоры, адаптированной к изменённым условиям.
Также для замедления процесса заиления водоёмов, расположенных в балках, необходимо строительство противоэрозионных инженерных конструкций - илофильтров или илоуловителей, противоэрозионных земляных валов в верхних частях оврагов и балок.
Чибилёв А.А. в монографии «Экологическая оптимизация степных ландшафтов» [4] предлагает для уменьшения негативного воздействия колебаний уровня воды в прудах и водохранилищах использовать специальную эколого-гидротехническую систему, которая была разработана и внедрена на водоёмах бывшей Литовской ССР и применяется на некоторых водоёмах степной зоны Южного Урала. Сущность такой системы заключается в отсечении верховьев водохранилищ и его боковых заливов по притокам дамбами, которые при сработке водоёма образуют малые пруды-спутники основного водохранилища или их каскады. Такие пруды способствуют уменьшению площади осушаемых мелководий, аккумулируют наносы, помогают очистке воды водохранилища, а по мере заиления, заболачивания и зарастания превращаются в биологические фильтры [4].
В большинстве случаев искусственные водоёмы степной зоны создаются и используются в рыбохозяйственных целях. Для оптимального их использования и восстановления необходимо:
- изменение структуры организации промысла на водохранилищах – создание системы охраняемых участков акватории – естественных рыбовоспроизводственных, на которых для весенне-нерестующих рыб (лещ, судак, карась, язь, окунь, плотва, жерех, сазан, карп, голавль, сом) рекомендуется введение запрета на промысел с мая по сентябрь;
- уменьшение промысловой нагрузки за счёт уменьшения количества рыбаков и орудий лова;
- проведение рыбоводно-мелиоративных работ, направленных на улучшение условий обитания и воспроизводства рыбных запасов развития кормовой базы;
- оптимизация водного режима, обеспечивающего благоприятные условия для массового естественного воспроизводства.
С целью оптимизации воздействия прудов и водохранилищ степной зоны на ландшафты прилегающих территорий в процессе хозяйственного использования необходимо осуществлять систематический анализ химического и бактериологического состава воды в целях оценки степени пригодности для определённых практических целей. Достигнуто это может быть на основе геохимических исследований вод прудов и водохранилищ, расположенных в различных ландшафтных условиях. Для реализации этого предлагаем провести типологию прудов и водохранилищ по химическому составу и оценки её качества в зависимости от ландшафтной специфики района исследования, поскольку химический состав воды определяет её качество, оказывающее непосредственное влияние на использование водных объектов для водоснабжения, рекреации, рыбохозяйственного использования.
Рассмотренные варианты экологической оптимизации, определяющие оптимальные условия существования аквально-антропогенных ландшафтов, должны быть положены в основу рационального использования водных ресурсов степной зоны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авакян А.Б. Салтанкин В.П. Акваториальное районирование и планировка водохранилищ // Вопросы антропогенных водных ресурсов. – М., 1976. – С. 195–213.
2. Дамрин А.Г. Роль прудов и водохранилищ в ландшафтной структуре Оренбургской области // Экология 2003: Тез. междунар. молодеж. конф. –Архангельск, 2003. – С. 17.
3. Михно В.Б., Добров А.И. Ландшафтно-экологические особенности водохранилищ и прудов Воронежской области: Моногр. / Под ред. проф. В. Б. Михно. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. пед. ун-та, 2000. – 185 с.
4. Чибилёв А.А. Экологическая оптимизация степных ландшафтов. – Свердловск: УрО РАН СССР, 1992. – 171 с.
5. Технико-экономическое обоснование организации и развития природного парка «Ириклинский» / Науч. рук. А.А. Чибилев, В.М. Павлейчик. – Оренбург, 2002.

А.Г. Дамрин