ПОЧВЕННОЕ И ЛАНДШАФТНОЕ РАЗНООБРАЗИЕ ДЕЛЬТЫ Р. КУБАНИ 

SOIL AND LANDSCAPE DIVERSITY OF THE KUBAN RIVER DELTA 

Т.Ф. Бочко

T.F. Bochko

Кубанский государственный университет (Россия, 350040, Краснодар, ул. Ставропольская, 149) 

Kuban State University (Russia, 350040, Krasnodar, Stavropolskaya Str., 149)

e-mail: bochko_tatiana@mail.ru

 

На основании выполненных исследований в низовьях р. Кубани установлено, что регион характеризуется высоким почвенным разнообразием. Выделено около 260 почвенных единиц на различных таксономических уровнях; определены площади, занятые различными таксонами. Показано, что в результате высокой сельскохозяйственной освоенности практически все компоненты ландшафта подверглись существенным преобразованиям.

Based on studies performed in the lower reaches of the Kuban found that the region is characterized by high soil diversity. Allocated about 260 units of the soil at different taxonomic levels; area defined various taksonami. It is shown that as a result of high agricultural development virtually all components of the landscape underwent major transformation. 

Обширная территория дельты р. Кубани с ее богатыми от природы почвами, благоприятными климатическими и водохозяйственными условиями представляет широкие возможности для получения высоких урожаев сельскохозяйственных культур и является основным рисосеющим районом Российской Федерации. Развитие рисоводства на Кубани было начато в 30-е года прошлого столетия и осуществлялось по комплексному плану, в задачи которого, в числе прочего, входило предотвращение разрушительных паводковых наводнений, мелиорация заболоченных, переувлажненных и засоленных земель Приазовских плавней, расширение площади сельхозпригодных территорий, обеспечение населения страны рисовой крупой отечественного производства.

К концу 80-х годов ХХ века третья часть древней и современной дельты р. Кубани была освоена под рисовые оросительные системы (РОС), общая площадь которых в настоящее время составляет около 235 тыс. га, а посевы риса занимают 118-120 тыс. га. С введение культуры риса существенно возросла эффективность использования сельхозугодий в целом.

Вовлечение территорий под культуру риса существенно изменило функционировавшие на них ранее эко- и геосистемы и способствовало формированию специфических рисовых агроландшафтов. Они в большей степени, чем любой другой агроландшафт, является продуктом деятельности человека, характеризуются более тесными и сложными причинно-следственными связями компонентов и испытывают большее антропогенное воздействие.

В результате выполненных нами исследований на территории дельты р. Кубани было выделено 4 рисовых мелиоративных агроландшафта – стародельтовый с распаханной разнотравно-злаковой растительностью с рисоводческо-кормовым ценозом, переходнодельтовый с распаханной плавнево-луговой и разнотравно-злаковой растительностью с рисоводческо-кормовым агроценозом, дельтовый (младодельтовый) с распаханной плавнево-луговой растительностью с рисоводческо-кормовым агроценозом ‑ и один ненарушенный биогенный, приуроченный к плавневой зоне и имеющий природоохранное значение.

Сельскохозяйственное освоение территории предполагает смену естественной растительности агроценозами. Состав последних определяется ассортиментом сельскохозяйственных культур в рисовых севооборотах, их специфической и неспецифической сорной растительностью, а также наличием видов, ранее здесь обитавших и произрастающих в настоящее время на необрабатываемых землях, примыкающих к РОС, и в их пределах на валах и обочинах дорог. Однако, по данным О.В. Зеленской [1], за период существования рисоводства изменился видовой состав растительности. Анализ флоры рисовых агроландшафтов выявил уменьшение количества видов за 80 лет возделывания риса в дельте р. Кубани. В настоящее время в результате обследования рисовых систем не удалось обнаружить в составе флоры ранее указанные И.С. Косенко ситничек поздний (Juncellus serotinus (Rottb.) C.B. Clarke), стрелолист обыкновенный (Sagittaria sagittifolia L.), болотницу хвощевидную (Eleocharis equisetiformis (Meinsh.) B. Fedtch.), марсилею четырехлистную (Marsilea quadrifolia L.), наяды (Najas L.) и сыть круглую (Cyperus rotundus L.). Отмечено сокращение ареалов распространения видов местной флоры, приуроченных к прибрежно-водным системам дельтовых низменностей, а также исчезновение некоторых видов в составе агрофитоценозов. В целом процесс синантропизации флоры территорий, отведенных под рис, сказался на обеднении генофонда аборигенных видов и усилении роли сорных растений, прежде всего адвентивных сорняков. Препятствуя восстановлению естественной флоры, процесс синантропизации привел к ухудшению общей экологической ситуации в регионе.

При создании рисоводческого комплекса Краснодарского края существенным преобразованиям подверглись гидрологические условия региона за счет строительства водохранилищ и других гидротехнических сооружений. Изменилась протяженность и пространственное распространение гидрографической сети, в первую очередь благодаря сооружению сети каналов; преобразованиям подверглась гидрогеология и гидрохимия [2-4].

Строительство рисовых оросительных систем предполагает формирование больших выровненных площадей рисовых карт и чеков с допустимым отклонением от горизонтальной плоскости ±3-5 см. Для обеспечения этого условия техногенно изменялся мезо и микрорельеф.

Территория дельты р. Кубани отличается большим типовым разнообразием, родовой и видовой пестротой почвенного покрова преимущественно полугидроморфного и гидроморфного генезиса. В ходе освоения региона под рис они подверглись коренным преобразованиям, что дало основание выделить их в самостоятельный тип рисовые почвы [5, 6]. В разные периоды развития рисоводства под рисовые системы были вовлечены такие высокоплодородные почвы, как лугово-черноземные, местами – черноземные, расположенные на высоте 20-30 м над уровнем моря, а также аллювиальные болотные с маломощным перегнойно-органогенным горизонтом, неглубоко залегающим глинистым огленным слоем, расположенные на отметках высот, близких к нулевым или отрицательных.

С целью учета и оценки почвенных ресурсов низовий р. Кубани были проведены полевые исследования почв, проанализированы почвенные карты и технические отчеты к ним; установлены почвенные разности, представленные на них. Всего выделено 260 почвенных единиц на различных таксономических уровнях. Полученные данные были систематизированы по следующим таксономическим уровням: тип (подтип), разновидность, разряд, вид (засоление, осолонцевание); рассчитаны площади, занимаемые каждым таксоном. Установлено, что наибольшие площади заняты луговыми почвами. Их площадь (вместе с влажно-луговыми) составляет 105948 га (таблица). Следующими по представительству являются аллювиальные луговые почвы – 84805 га. В наименьшей степени представлены солонцы и солончаки, они занимают 58 и 601 га соответственно.

Почвы региона характеризуются преимущественно тяжелым гранулометрическим составом; преобладающими являются среднеглинистые (119922 га) и тяжелосуглинистые (99536 га) разновидности. Такой гранулометрический состав в основном благоприятен для возделывания риса, но ряд культур рисового севооборота плохо переносят тяжелые почвы.

Почвы легкого гранулометрического состава занимают незначительные площади (супесчаные и легкосуглинистые в сумме 643 га), приурочены к прирусловым и приериковым грядам. Тяжелоглинистые почвы также имеют ограниченное распространение, встречаются в основном в левобережье р. Кубани и занимают в общей сложности 2193 га.

Таблица Реестр почв низовий р. Кубани по различным таксонам

Почвообразующими породами в зоне рисоводства Краснодарского края являются, главным образом, отложения тяжелого гранулометрического состава аллювиальной и озерно-лиманной природы. Лессовидные глины и деградированные лессовидные глины встречаются лишь во внедельтовом и восточной части стародельтового агроландшафтного района; их площадь составляет 4451 и 8578 га соответственно. 

Засоленные почвы занимают 71262 га, что составляет около 13% от общей площади дельты. Большая часть из них представлена слабосолончаковыми (26959 га) и глубокозасоленными (21789 га) видами. Солонцовые почвы обнаружены лишь в Красноармейском и Калининском районах и общая их площадь составляет 3784 га. Большая часть из них относится к среднесолонцеватым (2384 га). Также выявлены сильносолонцовые почвы, требующие применения мелиоративных мероприятий.

Таким образом, в ходе исследований было установлено, что территория дельты р. Кубани является зоной активного сельскохозяйственного использования, характеризующаяся высоким почвенным разнообразием. Антропогенная нагрузка существенно возросла с развитием рисоводства и созданием рисовых оросительных систем. В результате этого практически все компоненты ландшафта претерпели существенные изменения. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Зеленская О.В. Анализ синантропной флоры рисовых систем Краснодарского края // Научный журнал КубГАУ. 2013. № 93 (09) [Электронный ресурс] URL: http://ej.kubagro.ru/2013/09/pdf/08.pdf.
  2. Галкин Г.А., Шеуджен А.Х., Козменко Г.Г. Краснодарское водохранилище: обоснование организации мониторинга // Наука Кубани. 2002. Вып. 2. Ч. 2. С. 23-25.
  3. Каплин П.А. Современное состояние и будущее развитие побережья Азовского моря / П.А. Каплин [и др.] // Развитие морских берегов России и их изменение при возможном подъеме Мирового океана. М., 1997. С. 173-184.
  4. Пешков В.М., Поротов А.В., Есин Н.В. Некоторые вопросы прогноза развития побережья Азовского моря в условиях антропогенных ихменений природной среды // Прогноз развития метеоситуаций на ближайшие десятилетия ХХI века и реакции на них сельскохозяйственных культур. Краснодар: СКНИИСиВ, 1999. С. 81-86.
  5. Бочко Т.Ф., Черниченко И.Д., Авакян К.М. Трансформация гумуса в почвах дельты р. Кубань при возделывании риса // Почвоведение. 1992. № 9. С. 152-158.
  6. Вальков В.Ф. Почвы Краснодарского края, их использование и охрана / В.Ф. Вальков [и др.]. Ростов на/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 1995. 192 с.