ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СТЕПНОГО ЗАПОВЕДНИКА «СИНИЙ СЫРТ»
Важным отправным пунктом заповедного дела в Самарской области следует считать конец XIX века, когда князь Карамзин заповедал участок девственной степи в 600 га в Бугурусланском уезде Самарской губернии.
По Сыртовому Заволжью в пределах Самарской области мы предлагаем срочно начать работы по проектированию и созданию в Большечерниговском районе государственного природного степного заповедника на базе урочищ Грызлы, Фитали, проектируемого заказника Синий Сырт в районе с. Верхние Росташи. При этом учесть аналогичные охраняемые территории в соседних Оренбургской, Саратовской и Уральской областях (Казахстан), войти в сотрудничество и изучить вопрос о создании здесь международного биосферного степного заповедника.
Мы считаем, что два наиболее примечательных участка, Грызлы и Фитали, а также проектируемый заказник Синий Сырт в окрестностях с. Верхние Росташи, могли бы иметь статус заповедной территории, возможно даже биосферного заповедника. Состояние естественных ландшафтов на юге Самарской области является одним из главных критериев для создания резервата с высокой степенью охраны. Участки Грызлы и Фитали с достаточно хорошо сохранившимся природным комплексом степи могли бы лечь в основу нового биосферного заповедника, ориентировочно площадью около 4000 га. Это не мозаичный, а единый по площади заповедник. При этом Фитали и Грызлы могли бы стать ядром (двумя ядрами) биосферного заповедника. Их окружает буферная зона площадью около 6500 га с примыкающей рекреационной зоной, в которую могли бы быть включены небольшие поселки и села. Мы обращаем внимание на то обстоятельство, что на территории этого заповедника может и должен быть разрешен умеренный выпас копытных. И это не будет нарушением естественных природных закономерностей, так как природный комплекс этих степей складывался при воздействии огромных табунов диких лошадей тарпанов, истребленных в недавнее историческое время, и стад других степных копытных животных, сайгаков, например, вытесненных ныне с территории России в соседний Казахстан. При отсутствии воздействия копытных в степях из разнотравья образуется так называемый «степной войлок» и происходит опустынивание.
Мы наблюдали это явление в изучаемом районе. Пока можно предложить умеренный выпас домашних животных (под разумным контролем). В дальнейшем возможна реакклиматизация здесь исконных копытных - сайгаков (по некоторым сообщениям, сайгаки изредка заходят в здешние степи), двугорбых верблюдов бактрианов (которые разводились на юге Самарской области еще в первой половине XX века; это была самая северная популяция верблюдов в мире; верблюды, как показывают палеонтологические находки, - тоже исконные жители Среднего Поволжья), а также, что особенно важно и интересно, возродить истребленных тарпанов селекционными методами из некоторых местных пород лошадей. Следует напомнить, что это статус заповедника 1-й категории, объект международного значения, подпадающий под действие Всемирной конвенции ЮНЕСКО. Остается досадным фактом то обстоятельство, что огромная Самарская область, находящаяся главным образом в зоне степи, не обладает ни одним заповедником степного типа. При все более усиливающейся тенденции разрушения естественных ландшафтов не имело бы смысла создавать на этой территории отдельные охраняемые участки, которые, как показывает практика, рано или поздно могут быть утрачены, причем как уникальные, так и репрезентативные. В связи с быстро изменяющейся экологической ситуацией, в данном районе необходима организация эталонного степного заповедника. Уже сейчас можно было бы создать сеть стационарных пробных площадей, постоянных маршрутов и профилей. Особенно важно, что на изучаемой территории сохранились участки, достойные для взятия под охрану в качестве государственного заповедника. Важно также учесть, что рядом с этим участком находятся охраняемые резерваты Оренбургской и Саратовской областей России и Уральской области Казахстана. Это предпосылки для создания более крупного заповедника федерального или даже международного значения.