РИСКИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В ПРИБРЕЖНО-ОЗЕРНЫХ СТЕПНЫХ ЛАНДШАФТАХ ТАРХАНКУТСКОГО ПОЛУОСТРОВА КРЫМА
RISKS OF NATURE USE IN COASTAL LAKE STEP LANDSCAPES OF THE TARHANKUTSKY CRIMEA PENINSULA
Л.М. Соцкова1, А.Б. Швец2, И.М. Яковенко3
L.M. Sockova1, A.B. Shvets2, I.M. Yakovenko3
1, 2, 3Таврическая академия (структурное подразделение) Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского (Россия, Республика Крым, 295007, Симферополь, пр-т Вернадского, 4)
1, 2, 3Taurida Academy (structural subdivision), Crimean Federal University of V.I. Vernadsky (Russia, Republic of Crimea, 295007, Simferopol, Vernadsky Ave., 4)
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">1slms2986@mail.ru; 2fusion10@mail.ru; 3yakovenko-tnu@yandex.ru
Выявлены и охарактеризованы источники и факторы экологических рисков в прибрежно-озерных степных ландшафтах водосборной зоны озера Джарылгач. Обоснованы предложения о линейно-узловой форме перспективного рекреационного освоения пространства в районе оз. Джарылгач.
The sources and factors of environmental risks in the coastal-lake steppe landscapes of the catchment area of the Dzharylgach Lake have been identified and characterized. Proposals on the linear-nodal form of the perspective recreational development of the space in the lake area are substantiated.
Введение. Степные ландшафты Крымского полуострова – один из многочисленных фрагментов южного пограничья степей Северной Евразии. Их своеобразие заключено не только в особенностях географического положения, но и в той роли, которую сыграли степи в освоении Крымского полуострова. Занимая около двух третей территории Крыма, степные пространства в различные исторические периоды создавали на Крымском полуострове территорию экстремального природопользования. В условиях повышенного испарения и неравномерности выпадения осадков с частыми засухами, пыльными бурями и суховеями, пересыханием мелководных рек и отсутствием пресноводных озер, крымские степи формировали особый тип земледельческой культуры. Ее главной чертой была нацеленность на улучшение природных характеристик степных пространств в процессе развития технологий землепользования.
Степи Крымского полуострова обычно выделяют как территорию, лежащую к северу от его горной системы. Отдельным фрагментом степей считается Керченский полуостров. Представляется целесообразным дополнить дифференциацию степных ландшафтов Крымского полуострова его прибрежно-озерными территориями. Здесь характер ландшафтов и природопользования определяются не только зональными, но и азональными, рубежными факторами, связанными с местоположением означенных территорий в зоне сочленения моря, суши и соленых (минеральных) озер. В границах Крымского полуострова можно выделить Керченскую, Чонгаро-Арабатскую, Евпаторийскую, Перекопскую и Тарханкутскую прибрежно-озерные степные территории.
Для изучения прибрежно-озерных степных территорий Крыма нами выбрана Тарханкутская группа озер, расположенная на северо-западе Крымского полуострова в пределах сочленения побережья Каркинитского залива Черного моря и степных ландшафтов Тарханкутской возвышенной равнины. Десять крупных озер Тарханкутской группы, образовавшиеся в результате затопления морем приустьевых частей балок и родников, расположенных по их склонам. Как правило, озера отделены от моря песчано-ракушечниковыми пересыпями. Полынно-типчаковые степи развивались здесь на карбонатных мало гумусных тяжело суглинистых и легко глинистых черноземах, в разной степени щебнистых и галечниковых, а также на продуктах выветривания карбонатных пород. Между озерами и морем преобладают солончаки. На склонах озерных котловины наиболее широко представлены сложноцветные, крестоцветные, бобовые, злаки. Основу травостоя составляют типчак (Festuca valesiaca), различные виды полыни, девясила, чабреца, дрока. В степной целинной растительности выделяются сухолюбивые, узколистые, длительно вегетирующие злаки – ковыль Лессинга (Stipa lessingiana), тырса (Stípa capilláta), типчак (Festuca valesiaca), пырей ковылелистный (Elytrigia stipifolia), мятлик бесплодный (Poa sterilis), виды родов житняк и тонконог, бобовые – люцерна желтая (Medicago falcata), виды родов донник и астрагал; из разнотравья – верблюдки [1, 2].
В качестве модельного региона в зоне Тарханкутских озер выбрана территория водосборного бассейна озера Джарылгач (тюрк. – расколовшийся, треснувший) с месторождением лечебной грязи. В целях формирования банка данных использовались следующие материалы: цифровая модель рельефа водосбора озера Джарылгач с использованием ГИС-технологий, систематизированные и обобщенные сведения литературных и фондовых источников по современному экологическому состоянию бальнеогрязевых ресурсов озера, материалы полевых исследований ландшафтов и современного землепользования на территории водосборного бассейна озера, качества вод и грязей, результаты полевых исследований отбора проб на химический анализ воды и грязей водоема.
Цель исследования заключалась в выявлении источников экологических рисков природопользования на территории водосбора озера Джарылгач для выработки рекомендаций по сохранению его уникальных прибрежно-озерных степных ландшафтов и бальнеологических ресурсов.
Изложение основного материала. Озеро Джарылгач является вторым по площади в Тарханкутской группе озер и единственным, объем лечебной грязи которого оценивается в 3,0 млн м3, (около 13% всех запасов лечебных грязей Крыма) [3]. Длина озера составляет – 8,5 км, средняя ширина – 1 км, максимальная – 2,3 км. Глубина средняя – 0,5 м, наибольшая – 1,0/1,6 м. Высота над уровнем моря – 0,4 м. Площадь водосбора – 184 км². Степная территория водосборного бассейна озера подвергается многофункциональному использованию и, как следствие, интенсивной антропогенной нагрузке. Основная часть водосборной территории (75%) занята сельскохозяйственными землями под зерновыми и техническими культурами, для оставшейся четверти характерно совмещение различных видов природопользования.
Поскольку водосборная территория озера Джарылгач – это зона контакта и взаимовлияния природных и антропогенных процессов аквального и континентального характера, нами проведена классификация экологических рисков по направлению их воздействия и основной причине возникновения. Как правило, экологические риски возникают в процессе хозяйственной деятельности. По этой причине источники рисков подразделяются нами на те, что направлены в результате человеческой деятельности на аквальную и континентальную поверхность зоны водосбора озера Джарылгач.
Под экологическим риском нами понималась вероятность возникновения в модельном регионе вредного эффекта в результате воздействия аквальных и континентальных источников изменения природной и антропогенной среды.
Пространственное расположение источников экологических рисков в пределах степных ландшафтов водосборной территории озера Джарылгач иллюстрирует рисунок 1, а факторы возникновения экологических рисков и вероятность развития вредных эффектов отражает таблица 1.
К источникам экологических рисков водосборной территории озера Джарылгач следует отнести:
- несоблюдение водоохранного режима озера и его грязевых залежей;
- разрушение и деформация пересыпи озера Джарылгач, в связи с застройкой и отбором песка для построек;
- отсутствие центральной канализации поселков в зоне водосбора озера Джарылгач, застройка не канализированными жилыми домами и дачами земель в пределах водосбора озера.
- сокращение площадей естественных степных сообществ в зоне водосбора озера Джарылгач;
- расширение фонда пахотных земель в зоне водосбора озера Джарылгач;
- неорганизованная рекреация (несанкционированная застройка территории) в зоне водосбора озера Джарылгач;
- создание стихийных мест хранения отходов и бытового мусора в зоне водосбора озера Джарылгач.
По масштабу проявления источники экологических рисков в зоне степных ландшафтов водосборной территории озера Джарылгач имеют локальный характер. Но если учитывать тенденцию увеличения предпринимательской деятельности в сфере туризма и рекреации на Тарханкутском полуострове, стремление предпринимателей расширять здесь систему туризма по индивидуальным направлениям – зеленого, археологического, активного (дикого туризма), спортивного морского туризма (дайвинг, виндсерфинг, кайтинг), а также строительную деятельность в области возведения новых пансионатов, гостевых домов и домов семейного отдыха, то следует иметь в виду, что указанные источники экологических рисков могут трансформироваться в региональные, создающие угрозу рекреационному природопользованию в регионе Западного Крыма.
Рисунок 1. Источники экологических рисков на территории степных ландшафтов водосборного бассейна озера Джарылгач (разработано авторами по материалам полевых исследований)
Основная часть территории водосбора (75%) занята сельскохозяйственными землями. Большое распространение здесь получили зерновые и технические культуры. Склоны балок и оврагов нередко заросли фруктовыми деревьями брошенных садов и виноградников. Этот вид растительности занимает порядка 11% общей площади территории водосбора. Одним из наиболее опасных экологических рисков для степных ландшафтов зоны водосбора озера Джарылгач является сокращение площадей естественных растительных сообществ и, соответственно, ухудшение характеристик стока. Вредный эффект этого экологического риска заключается в активизации эрозионной опасности в зоне возделывания сельскохозяйственных культур степной части зоны водосбора озера Джарылгач.
Опасность увеличения интенсивности эрозионной деятельности осадков увеличивается по направлению к приморским частям водосборного бассейна озера Джарылгач вместе с увеличением показателей площадного стока этой территории. Считаем, что естественным и эффективным способом противодействия эрозионным процессам в пределах водосборного бассейна, является сохранение зарослей Караганы скифской (Caragana scythica), причерноморского эндемичного растения, не поедаемого домашними животными, а также имеющего противоэрозионное и декоративное значение.
Таблица 1 Источники и факторы экологических рисков прибрежно-озерных степных ландшафтов водосборной зоны озера Джарылгач
Не менее опасна для водосборной зоны озера Джарылгач ее застройка не канализированными жилыми домами, пансионатами, гостевыми домами и прочими элементами инфраструктуры отдыха.Разработано авторами
Согласно переписи населения в Крымском федеральном округе 2014 г. в сельских населенных пунктах, расположенных в зоне водосбора озера Джарылгач (поселки Межводное, Водопойное, Новоульяновка, Зайцево, Снежное) проживает 3688 человек. В курортный сезон население одного лишь Межводного нередко возрастает до 10000 человек. Сточные воды пяти населенных пунктов без централизованной канализации – важнейший источник экологического риска. Он имеет высокую степень вероятности превращения из локального в региональный. Фильтрация сточных вод через пересыпь озера Джарылгач способна нанести урон детскому отдыху, весьма популярному в пока еще чистых водах бухты Ярылгач Каркинитского залива Черного моря, расположенной вблизи модельного региона.
В последнее время преимущественно близ территории п. Межводное и Джарылгачского озера отмечается активная хаотичная застройка территорий домами и дачами с выгребными и сточными ямами. В южной части п. Межводное, примыкающей к озеру Джарылгач, отсутствует контролируемая канализационная система. Ливневые и грунтовые воды разгружаются с территории этого и других сельских населенных пунктов непосредственно в озеро, в значительной степени загрязняя его акваторию, контактирующую с месторождением лечебных грязей.
Своеобразным узлом совпадения и взаимодействия источников рисков являются морская пересыпь и западное побережье озера Джарылгач. Согласно расчетам авторов, с территории водосборного бассейна этого водоема поступает 664000 тыс. м3 сточных вод. Направления и пути потоков, объемы загрязненных масс, особенности фильтрационных процессов не ясны вследствие отсутствия мониторинга. Геоэкологические обследования Джарылгачского месторождения лечебной грязи и рапы в 2006-2008 гг. показали снижение ее общей минерализации до 95-117 г/дм3. Атомно-абсорбционное определение тяжелых металлов на 100 г сухой грязи выявило в ней следующие элементы: никель – 1,25 мг; свинец – 1,1 мг; кадмий – 0,1 мг; медь – 2,4 мг. Содержание органических веществ на 100 г сухого вещества грязи показало наличие углеводов – 0,1150 г/л [3].
Озеро выполняет функцию коллектора поверхностного и подземного стока и чрезвычайно быстро реагирует на изменения природных и антропогенных факторов, приводящих к опреснению (формированию нового химического состава), загрязнению и риску утраты бальнеологических ресурсов.
В последние годы морская, приозерная пересыпи и побережье Джарылгача превратились в миниатюрную крымскую «Мекку» неорганизованного туризма и «дикой» рекреации, что привело к нарушению санитарно-гигиенических норм, загрязнению, хищению и вытаптыванию лечебных грязей, замусориванию твердыми бытовыми отходами степных побережий и акватории водоема. По мнению экспертов из администрации Черноморского муниципального района, в пределах которого расположена степная зона водосбора озера Джарылгач, в некоторых населенных пунктах этой территории суточные объемы образования твердых бытовых отходов в летний период в 4-5 раз превышают их ежесуточное поступление зимой.
Иловые грязи озера Джарылгач еще в 1996 г. были отнесены Водным кодексом Украины к категории лечебных объектов. Однако, детальное исследование целебного эффекта от их применения, медицинских показаний и технологий грязелечения проведены не были. Местные жители и лица, приезжающие на отдых в п. Межводное, бесконтрольно используют грязи. Данная ситуация чревата не только превышением уровня безопасности лечения и риском появления опасных для здоровья осложнений, но и ухудшением санитарно-бактериологических характеристик грязи и рапы озера.
От нерегулируемой рекреационной нагрузки (скопления людей и автомобилей) страдают также прибрежные степные биоценозы – развивается переуплотнение почв, разрушение растительного покрова склонов озерной котловины, наблюдается замусоривание территории.
Проект социально-экономического развития Черноморского муниципального района [4] предусматривает усиление туристско-рекреационной специализации с развитием круглогодичного санаторно-курортного лечения на базе климатических и бальнеологических ресурсов территории. Включение озера Джарылгач и степных биоценозов вокруг него в систему официального бальнео- и грязелечения потребует создания бальнеолечебницы или специального центра по оказанию лечебно-консультационных услуг и организации гидрохимического и медико-санитарного мониторинга. Вариантом коммерческого использования ресурсов озера может стать налаживание местной добычи грязи с целью ее пакетирования и производства лечебно-косметических средств.
Поселок Межводное позиционируется как новый фокус рекреационной активности в Северо-Западном Крыму. В 2017 г. в нем функционировало 15 частных средств размещения, в т.ч. 8 гостиничных предприятий, рассчитанных на 672 места (в т. ч. 145 – круглогодичных и 527 – сезонных), и 7 сезонных баз отдыха с коечным фондом в 756 мест. Дальнейшему стихийному наращиванию рекреационной нагрузки в приморских районах, входящих в степную зону водосбора озера Джарылгач, может противостоять проектирование рекреационных комплексов с учетом рекреационной емкости территории и устойчивости аквальных и степных ландшафтов, а также продуманная система функционального зонирования побережья.
Выводы.
Выявление рисков природопользования в пределах прибрежно-озерной зоны степных ландшафтов водосборного бассейна озера Джарылгач – первый этап их разрешения в целях охраны особо уникального природного объекта – территории контакта и взаимовлияния природных и антропогенных процессов аквального и континентального характера.
Территория прибрежно-озерных степных ландшафтов водосборного бассейна озера Джарылгач имеет реальные перспективы активного включения в процесс рекреационного природопользования, который дополнит аграрный тип освоенности этого региона. Вместе с тем, рекреационное природопользование в районе озера Джарылгач в настоящее время задержалось на стадии бессистемного экстенсивного грязелечения.
Сохранение степных биоценозов водосборного бассейна озера Джарылгач требует оптимальных форм перспективного рекреационного освоения этой территории. Оптимальной формой перспективного рекреационного освоения пространства в прибрежно-озерных степных ландшафтах района озера Джарылгач является линейно-узловая, которая может быть представлена маршрутами эколого-просветительского, археологического и велотуризма. Развитие данных видов нишевого туризма оправдано с позиций минимизации расходов на создание специальной инфраструктуры и снижения экологических рисков при освоении и эксплуатации территории. Актуальными задачами выступают: разработка экологической тропы вокруг озера Джарылгач и ее информационное обеспечение на местности; включение района в схему транстарханкутского велотуристского маршрута с организацией локальных центров технической поддержки; популяризация объектов озера Джарылгач в среде потенциальных участников научного археологического туризма.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: