СОХРАНЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗНООБРАЗИЯ ЛОШАДЕЙ (PERISSODACTYLA, EQUIDAE, EQUUS) ПОВОЛЖЬЯ

 

Фауна лошадей в Поволжье раньше была значительно разнообразнее [4]. Лошадь широкопалая Equus latipes V.Gromova, 1949 известна из отложений среднего - позднего плейстоцена Восточной Европы и Восточной Сибири. С территории Русской равнины описан подвид типичная E.latipes latipes Gromova, 1949, со Среднего и Нижнего Поволжья – подвид E.latipes chosaricus Gromova, 1949. Палеонтологические остатки, отнесенные к этому виду, найдены, в частности, в Самарском регионе: на берегу р. Волги в районе г.Самары, в пойме р.Самары, в районе оз. Красного, в пойме р.Сок в районе с.Большая Царевщина, в Студеном овраге в окрестностях г.Самары (обильные и наиболее полные остатки), на Красной Глинке (Красноглинский район г.Самары), в Жигулях в районе скал Козьи Рожки (Верблюд-гора).
Лошадь уральская Е.uralensis Kuzmina, 1975 известна из отложений позднего плейстоцена Урала, обитатель лесостепей. Вид описан из пещеры Черные кости в Пермской области.
Тарпан Е.gmelini Antonius, 1912 известен с голоцена, считается предком домашней лошади E.caballus. Исчез в 19-м веке, истреблен человеком. Голотип не выделен. Синтипы описаны по экземплярам из Северного Крыма, Южной Украины. Описаны подвиды - Е.gmelini gmelini Antonius, 1912 (степной тарпан) и Е. gmelini silvaticus Vetulani, 1927 - 1928 (лесной тарпан). Степной тарпан обитал в степях и лесостепи юга от реки Прут до рек Волга и Урал, в том числе, и на территории Самарской области, образуя огромные табуны. Академик П.С.Паллас в 1769 г. видел их в районе истоков рек Бузулук, Каралык и Большой Иргиз. Лесной тарпан населял леса Германии, Польши, Литвы. Гибриды с домашними лошадьми живут в Польше и, по нашим сведениям, в Среднем Поволжье. Вероятно, часть палеонтологических находок, отнесенных к лошади широкопалой E.latipes, принадлежит к остаткам тарпана.
Нахождение плейстоценового осла E.hydruntinus Regalia, 1907 в Самарском регионе и, в целом, в Поволжье мало вероятно; этот вид обитал значительно западнее – в Молдавии, Крыму, на Кавказе. Зубы, идентифицированные как его остатки, вероятно, принадлежат другим видам лошадей - тарпану или широкопалой лошади. Нахождение вымерших видов в Самарском регионе подтверждено их фоссильными и субфоссильными остатками, хранящимися в Самарском областном краеведческом музее СОКМ, в частности, широкопалой лошади [1]. В регионе найдены археозоологические остатки тарпана. Указываемые археологами куланы (джигетаи) E.hemionus Pallas, 1775 в регионе не обитали. Судя по всему, археологи, по аналогии с раскопками в Сибири, записывали под названием «кулан» остатки всех найденных вымерших лошадей, прежде всего, тарпанов. Ближайшее место обитания кулана в прошлом – степи, пустыни и полупустыни Казахстана. Казахстанский кулан E.hemionus finschii Matschie, 1911 исчез, вероятно, после 1600 г., в историческое время.
В более позднее историческое время, как показывают археологические исследования, одомашненной лошадью уже пользовался древний человек. В бронзовом веке племена абашевской культуры в Среднем Поволжье использовали лошадь в качестве транспортного средства. Об этом говорят многочисленные находки псалиев – пряжек с шипами, которые укреплялись на морде лошади и соединяли удила, наносной ремень и поводья. Предполагают, что абашевцы использовали повозки-колесницы. Возможно, они уже научились ездить верхом, хотя большинство исследователей считает, что оседлать лошадь человек смог позже, в конце бронзового века.
Ценная информация о составе и распространении лошадей в регионе содержится в исторических источниках. Сохранилось описание степных тарпанов Волго-Уральского междуречья. П.И.Рычков [8] писал: «Тарпаны ростом против средней лошади, только круглее, шерстью саврасые и голубые, а хотя и другими шерстьми бывают, но редко. От киргизских лошадей отменны они головами, потому что головы у них больше и на лбу имеют западины».
У известного самарского краеведа П.А.Преображенского [7] мы читаем, что «во второй половине XVIII века знаменитый путешественник Паллас рисует нам картину нашего края красками Купера или Майн Рида. По его словам, все пространство между Яиком и Волгою жителей не имеет, а только бродят дикие лошади громадными табунами; следы косяков оных путешественник видел иногда на степи на целую версту». Яиком раньше называлась р.Урал. Каких же лошадей видел и описал затем П.С.Паллас в своих «Путешествиях по разным провинциям Российской империи» [6] ?
По мнению комментатора его трудов И.А.Окрокверцховой [5], «в истоках рек Бузулук, Каралык и Большой Иргиз бродили табуны диких лошадей, которых Паллас назвал Equus equiferus... Дикие лошади – тарпаны Equus gmelini в наше время исчезли совсем. Последний их представитель был истреблен в украинских степях во второй половине XIX века. Происхождение диких лошадей Паллас связывал с одичанием домашних: «здешние степные лошади по большей части расплодились от ушедших дворовых лошадей». До настоящего времени этот вопрос остался нерешенным из-за недостатка сведений. Дикую лошадь, описанную Палласом, некоторые современные исследователи считают тарпаном E.gmelini, другие же полагают, что за Волгой тарпан не встречался и что это была лошадь Пржевальского (E.przewalskii).
В настоящее время обитание лошади Пржевальского в Заволжье, а также объединение этого вида с тарпаном считается неоправданным [4]. Тарпаны, точнее, степные тарпаны, в это время здесь обитали. Но могли быть и домашние лошади, и сбежавшие одичавшие, «мустанги». Интереснейшее свидетельство оставил другой старейший российский зоолог Э.А.Эверсманн [9], который еще видел живых тарпанов в Оренбургском крае: «Тамошние жители ловят их нередко еще молодыми и усмиряют, но, несмотря на то, они всегда остаются дикими и пугливыми. Охотятся на них зимою по глубокому снегу следующим образом: как скоро завидят в окрестности табуны диких лошадей, жители тотчас собираются, садятся верхом на самых лучших и быстрых скакунов и стараются издали окружить тарпанов. Когда это удается, охотники скачут прямо на них. Те бросаются бежать. Верховые долго их преследуют, и наконец маленькие жеребята устают бежать по снегу. Но старые тарпаны скачут так быстро, что всегда спасаются». Известно, что всюду, где водились тарпаны, в том числе и Оренбургском крае, местные жители не любили их потому, что лошадки часто уводили из табуна домашних кобыл, травили посевы, зимой иногда поедали сено, заготовленное в степи и сложенное в стога. Тарпанов всюду истребляли, стерегли у водопоев и стогов с сеном.
В голоцене полностью исчезли в регионе дикие представители отряда непарнокопытных, остался только один вид – лошадь домашняя (Еquus caballus L., 1758); она разводится в Поволжье для хозяйственных и конно-спортивных целей, а также для получения мяса и молока, реже - для декоративных целей (особенно карликовая порода пони). В настоящее время в регионе имеется несколько пород лошадей, и в некоторых из них, особенно в башкирской, отмечаются тарпаньи признаки.
Полудикие табуны в степях Заволжья, Приуралья и Казахстана встречаются теперь нечасто. Сказывается острая нехватка мест с нетронутой природой. Только кое-где сохранились участки целинной степи, которые не требуют скорейшего заповедания. Да и животноводство, и коневодство в том числе, сейчас не считается рентабельным. Это и ведет к сокращению конского поголовья.
Нельзя не прояснить вопрос о волжских мустангах, например, на Самарской Луке. Можно выехать на природу недалеко от Самары - на остров Проран, что посреди Волги, и наблюдать полудиких лошадей, которые находятся здесь на вольном выпасе. Хозяева выпускают их без привязи, отлично понимая, что никуда они не уйдут. Так и живут всё лето кони по своим природным законам. Выпас лошадей и других копытных на островах - традиция давняя, распространенная по всей России, а может быть и еще шире. Есть, например, среди больших островов на Енисее у Красноярска остров Отдыха, а ранее он назывался Конный. Аналогично, у Жигулевска на Волге есть остров Телячий, а в устье реки Самары - Коровий.
Представленность аборигенных лошадиных в музейных коллекциях Поволжья традиционно недостаточная; так, в зоологической коллекции СОКМ лошадей нет вообще, в Зоологическом музее Самарского Педагогического университета имеется неатрибутированный, неполный материал (голова на медальоне неизвестного происхождения; рецентный череп).
То, что все древние лошади исчезли, не оставив никаких следов, маловероятно. Часто древние виды исчезали, растворяясь в новых видах и распадаясь на новые. Значит, признаки древних лошадей могли сохраниться в местных породах домашних лошадей. На это обратил внимание А.В.Виноградов [2], который счел возможным восстановить этот утраченный в Поволжье вид.
Тарпан считается предком домашней лошади. Гибриды с домашними лошадьми (Е.gmelini Antonius, 1912 х E.caballus L., 1758) живут, по нашим сведениям, в Среднем Поволжье. В настоящее время в регионе имеется несколько пород лошадей, и в некоторых из них отмечаются тарпаньи признаки: мышастая масть, черная полоса («ремень») по хребту, короткая стоячая грива, «зеброидность» - полосы на ногах, шее, теле, дикий нрав, плохая приручаемость.
И такие признаки тарпанов, по нашим сведениям, действительно сохранились. Зеброидность на ногах наблюдается, например, у лошадей в объединенном табуне ассоциации крестьянских хозяйств на Самарской Луке (с.Сосновый Солонец). Сам табун находится в с.Винновка и включает около 100 голов, хотя самих «зеброидов» насчитывается не более десятка. Официально их как бы не существует, поскольку лошади записаны чистопородными буденновскими. Лошади мышастого цвета, с темным «ремнем» вдоль хребта и зеброидностью довольно часто встречаются в Сергиевском районе Самарской области.
Местные породы лошадей в Самарской области не выведены. Здесь распространены рысистые (легко-упряжные), тяжеловозные и их помеси с местными лошадьми, так называмыми «монголками». Но на Самарском конном заводе, что находится на 62-м км Уфимской трассы, в Красноярском районе Самарской области, разводятся на мясо и молоко лошади башкирской породы, которые очень похожи на тарпанов по внешнему виду и полудикому поведению.
В последние годы из степей Южного Поволжья приходят почти сенсационные сведения: возможно, тарпан жив ! На границе Калмыкии и Волгоградской области в степях встречаются табунки диких злобных лошадок, голов по 20. Население их побаивается и не трогает. Вожак табуна может напасть на злонамеренного или неосторожного человека: догоняет и хватает зубами за лодыжку.
Зная, как исчезал тарпан в конце XIX - начале XX вв., этим историям вполне можно поверить. Во всяком случае, мы с А.В.Виноградовым в 2002 г. поставили в известность Московское представительство Всемирного фонда дикой природы (WWF).
Опыты по возрождению тарпана были довольно успешно проведены в Польше. Поскольку эта дикая европейская лошадь была истреблена человеком совсем недавно, в местных породах домашних лошадей сохранились тарпаньи признаки. Селекционеры сумели вывести лошадей, очень похожих на тарпанов, точнее, на лесных тарпанов. Работами по возрождению степного подвида тарпана, обитавшего в Волго-Уральском междуречье, пока никто не занимается. Возрождение вымерших лошадей, как показывает пример с тарпаном, возможно.
Многие исследователи считают, что современная домашняя лошадь якутской породы во многом сохранила признаки вымершей дикой якутской лошади, вероятнее всего – лошади ленской (лошадь Черского) E.lenensis, но в предках могут быть и санменская лошадь E.sanmeniensis, и лошадь Веры Громовой E.verae, и лошадь широкопалая E.latipes (подвид - лошадь широкопалая восточная E.latipes orientalis), и даже кулан (джигетай) E.hemionus. Так вымерла ли она, в таком случае?
К гибридизации для спасения вымирающего вида обращались в случае с лошадью Пржевальского (E.przewalskii Poljakov). По просьбе известного зоолога Е.Бихнера и создателя резервата Аскания-Нова на Украине Ф.Фальц-Фейна за поимку дикой лошади Пржевальского для разведения и сохранения вида взялся Д.А.Клеменц, уроженец Самарской губернии (с.Горяиновка Николаевского уезда, ныне – Саратовская обл.), известный исследователь Восточной Сибири и Центральной Азии, публицист и общественный деятель. Он приобрел у охотников четырех жеребят, пойманных в 1898 г. в Джунгарской Гоби. Вырастить их не удалось, вскоре они все погибли. В том же году Клеменц купил у местного вана (князя) двух гибридных жеребят, происходящих от домашней лошади и дикого жеребца. Весной 1899 г. охотники поймали еще 6 кобылок и одного жеребчика. Из них 5 кобылок и гибридных лошадей с большими трудностями доставили в Асканию-Нова. Это были первые лошади Пржевальского, доставленные в Европу. На рубеже 19-го и 20-го веков, прежде всего стараниями К.Гагенбека, в Европу было доставлено 52 чистокровных лошади Пржевальского и 2 гибрида. Но только 3 пары из них оставили потомство [3].
В 1958 г. было объявлено, что последние, живущие на воле, лошади Пржевальского истреблены. Но, как пишет Б.Гржимек [3], летом 1966 г. директор Зоологического музея в Будапеште, доктор Кассаб встретил в Монголии, на высоте 2300 м над уровнем моря табун диких лошадей из 8 кобыл и одного жеребца. Это была безлюдная местность. Через год доктор Шагдарсурен, директор Ботанического института Академии наук Монголии, видел двух лошадей Пржевальского в Джунгарской Гоби, а один монгол встретил табун из 12 диких лошадей. Лошадь Пржевальского вместе с гобийским медведем, куланом и диким верблюдом строго охраняются в Монголии.
Изредка в Самарской области содержат осла домашнего (E.asinus Brisson, 1762.) Возможно содержание в регионе гибридов E.caballus L., 1758 х E.asinus Brisson, 1762 (двух вариантов) - мулов и лошаков. Это домашние формы.
Нет сомнения, что необходимо дальнейшее изучение биологического разнообразия лошадей Поволжья (и России, в целом), как фоссильных, так и рецентных форм, а также необходим анализ аборигенных пород с целью выявления признаков древних видов, считающихся вымершими.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Виноградов А.В. Природные коллекции Самарского областного краеведческого музея им. П.В.Алабина // Краевед. записки. - Самара, 1995. Вып. 7. - С. 329 - 343.
2. Виноградов А.В. Предпосылки для создания степного заповедника «Синий Сырт» // Степи Северной Евразии: стратегия сохранения природного разнообразия и степного природопользования в 21 в: Материалы Междунар. Симп. Оренбург, 2000. - С. 100 - 101.
3. Гржимек Б. И снова лошади // М.: Прогресс, 1990. - 108 с.
4. Каталог млекопитающих СССР (плиоцен - современность) // Л.: Наука, 1981. - 456 с.
5. Окрокверцхова И.А. Путешествие Палласа по России. – Саратов: Изд - во Саратов ун-та., 1962. – С. - 76.
6. Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российской империи. - Ч.1- СПБ, Акад. наук, 1773. - 657 + 117 с.
7. Преображенский П.А. Очерк истории Самарского края. - Самара, 1919. - VII с. - 101 с.
8. Рычков П.И. Топография Оренбургской губернии (1762) // Оренб. степи в трудах П.И.Рычкова, Э.А.Эверсманна, С.С.Неуструева. - М., 1949. - С. 21 - 89.
9. Эверсманн Э.А. Естественная история млекопитающих животных Оренбургского края. Ч.2: Естественная история млекопитающих животных Оренбургского края, образ жизни, способы ловли и отношение к промышленности. Казань: Изд. ун-та., 1850. - 294 с.

 

Е.Ю. Ригина