СТРУКТУРА И ДИНАМИКА СТЕПНЫХ ЛАНДШАФТОВ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

STRUCTURE AND DYNAMICS OF STEPPE LANDSCAPES OF THE CHECHEN REPUBLIC 

И.А. Байраков

I.А. Bajrakov 

Чеченский государственный университет (Россия, Чеченская Республика, г. Грозный, бульвар Дудаева, 17А) 

Chechen State University (Russia, Chechnya, Grozny, Dudayev 17A)

e-mail: idris-54@mail.ru

 

Ландшафтно-экологический анализ природных комплексов степной зоны Чеченской Республики показал, что их структурные изменения вызваны антропогенным воздействием: бессистемное использование, падение природного плодородия, засоление, усиленное засушливым климатом активизировали деградационные процессы, принявшие в некоторых местах необратимый характер.

Landscape-ecological analysis natural complexes of the steppe zone of the Chechen Republic showed that the structural changes they caused by anthropogenic: indiscriminate use, drop the natural fertility increased salinization of dryland climate intensified degradacionnye processes, accepted in some places irreversible.

Степные ландшафты в пределах Чеченской Республики приурочены к полосе между низкими передовыми хребтами Большого Кавказа (Терским и Сунженским) и южными их склонами и Лесистым хребтом (Черными горами) Большого Кавказа. Они располагаются последовательно между поймой р. Терек и северными склонами Терского хребта; между ним и расположенным южнее Сунженским хребтом (Алханчуртская долина), и далее, между этим хребтом и северными склонами Лесистого хребта (Черных гор) Большого Кавказа [1].

В тектоническом отношении территория, занятая степными ландшафтами, приурочена к Предкаказскому прогибу и слагается преимущественно аккумулятивным материалом, в том числе и флювиогляциальными отложениями.

В пределах этого типа ландшафтов выделяется 1 подтип – степные, который представлен 3 родами ландшафтов, которые, в свою очередь, подразделяются на 6 видов ландшафтов.

Поэтому основными типами рельефа является аккумулятивный и денудационно-аккумулятивный, а в районе Брагунского хребта также денудационно-тектонический.

Высотные отметки в пределах распространения степного типа ландшафтов колеблются от 100-120 м до 500 м при переходе к Черным горам. Чеченская наклонная равнина осложнена в районе Грозного небольшими возвышениями, высоты который достигают 250-400 м, для которых характерно преобладание пологих склонов, а сами возвышения имеют мягкие очертания.

На формирование климата, наряду с обще региональными факторами и процессами, оказывает существенное значение отмеченные выше местные орографические факторы. Так, относительная закрытость с севера невысокими Терским и, особенно, Сунженским хребтами, препятствует свободному проникновению воздушных масс и снижает скорость ветра на территории Чеченской равнины. В силу близости горного сооружения Большого Кавказа, в северной части зимой ощущаются фёны, способствующие стаиванию снежного покрова [1].

Климатические условия степной зоны по сравнении с лесостепной отличается большей сухостью. Испаряемость с поверхности почвы увеличивается до 700-800 мм при годовых сумм осадков (400-600 мм).

Климат умеренно-континентальный, поэтому формировались разнотравно-злаковые степи, плакорные и байрачные леса. Хорошие средовоспроизводящие функции лесостепных ландшафтов и богатые природные ресурсы (черноземы, леса, подземные воды, богаторазнотравные степи) создавали хорошие условия для производственной (главным образом, сельскохозяйственной) и непроизводственной (рекреационной) деятельности людей.

Степные ландшафтные комплексы Чеченской Республики злаково-полынного облика на черноземах, темно-каштановых и каштановых почвах занимает наклонную аллювиально-террасированную Притерскую равнину, южные склоны Терско-Сунженской возвышенности и расположенную между ними синклинальную Алхан-Чуртскую долину.

Поэтому здесь сформировались злаковые (ковыльно-типчаковые) степи на черноземах. Однако дефицит влаги снижает ресурсовоспроизводящие функции почв степных ландшафтов.

В степных ландшафтах в растительном покрове преобладают ковыль, типчак, тонконог, бородач, распространена полынь (Маршалла, австрийская), встречаются и полупустынные виды: молочаи, ирисы, астрагал и другие.

Все это произрастает на черноземах карбонатных и солонцеватых, темно-каштановых и каштановых карбонатных и солонцеватых почвах, преимущественно суглинистого механического состава. Разнотравно-злаковые степи на черноземах карбонатных и выщелоченных частично распространенны на северных склонах Терско-Сунженской возвышенности. Наряду с типично степными злаками здесь произрастают овсяница луговая, тимофеевка, трищетинник и различные виды разнотравья.

Степные ландшафты занимают Терско-Сунженсую возвышенности и северной части Чеченской равнины с абсолютными высотами 200-350 м. Большая часть территории сложена лессовидными суглинками, которые подстилаются осадочными породами плиоцена. В рельефе преобладают эрозионно-аккумулятивные равнины, где водораздельные слабо расчлененные пространства чередуются с речными долинами и балками.

Функционируют ландшафты еще по принципу степных (антропогенные модификации) ландшафтов. Однако антропогенные процессы внесли существенные изменения в структуру ландшафтов, как в лучшую (посадку лесополос, изменивших пейзаж ландшафтов по лесостепному облику), так и в худшую (обводнение, засоление) стороны [2].

Динамика ландшафтов происходит с большим дефицитом влаги в летне-осенний сезоны и с существенным влиянием климатогенных геосистем умеренных и тропических широт. Частые засухи не только снижают урожаи, но и ухудшают условия жизни людей.

Функционирование ландшафтов сохраняет природный характер взаимодействия компонентов только в районе Брагунского и Гудермесского хребтов. Антропогенные процессы вносят принципиальные изменения в структуру. Функции самоочищения ландшафтов сохраняются, хотя отмечается усиление инерционных накоплений антропогенных воздействий [2].

Динамика происходит по степному типу с благоприятным сочетанием тепла и влаги в весеннее — начало летний период и избыточным теплооборотом в конце лета и начале осени. Устойчивый снежный покров сохраняется менее месяца.

Эволюция связана с переходом природных ландшафтов в стадию культурно-природных и природно-культурных с улучшением лесостепных качеств за счет роста площади лесных насаждений и лесополос. Преобладает природная среда, но она носит дискретный характер [3]. В качестве примера приведем описание одного ландшафта, чтобы показать степень изменений, произошедших в процессе антропогенного воздействия.

Рисунок 1. Морфологическая структура Гудермесско-Брагунского природно-культурного ландшафта

Условные обозначения:

1) равнины сложенные осадочными породами (известняки, пески, глины), с грабово-дубовыми и дубовыми лесами на серых лесных почвах, агрофитоценозами плакоров на распаханных мощных черноземах и богаторазнотравными злаковыми степями склонов на смытых черноземах; 2-3) эрозионно-денудационные высокие равнины акчагыльской поверхности выравнивания, сложенные глинами среднего сармата, с агрофитоценозами плакоров на распаханных мощных засоленных черноземах и злаковыми степями склонов на смытых черноземах; 4) аллювиальные равнины сложенные аллювиальными отложениями и суглинками, со злаково-полынными степями на аллювиальных и болотно-аллювиальных почвах; 5) поймы рек сложенные речными наносами и осадочными породами (галечники, пески и глины) 6) селитебные образования с коттеджной застройкой, садами и огородами (села, Нойбер, Ойсхар, Кошкельды и др.). Плотность населения 140-200 чел/км2

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Байраков И.А., Идрисова Р.А., Элипханов М.У. Природно-антропогенные ландшафтные комплексы степной зоны Чеченской Республики // Перспективы науки. 2012. № 2. C. 7-10.
  2. Байраков И.А. Антропогенная трансформация геосистем Северо-Восточного Кавказа и пути оптимизации природопользования. Назрань: Изд-во «Пилигрим», 2009. 170 с.
  3. Байраков И.А. Оценка устойчивости природных ландшафтов Чеченской Республикии их компонентов к внешнему воздействию // Известия высших учебных заведений «Геодезия и картография». 2013. № 1.