ТРАДИЦИОННОЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬ СТЕПЕЙ СЕВЕРНОГО ПРИКАСПИЯ
Традиционный – это сохранившийся от старины, основанный на традиции, бывающий, существующий в силу традиции. Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений, это обычай, установившийся порядок.
Стремительное развитие новых технологий, применяемых в изучении, освоении и использовании природных условий и ресурсов, вызывает острую необходимость исторического обзора хозяйственного освоения территорий с разными природными условиями. Зная о прошлом в экономическом развитии определенного пространства, мы можем прогнозировать будущее в хозяйственном использовании его природного потенциала. Мнение Д. Рикардо [16] о том, что самые плодородные и наилучше расположенные почвы обрабатывались раньше других, поставил под сомнение Г.И. Кэри [10]. Он выступил с утверждением, что сначала, на ранних этапах развития страны, обрабатываются худшие, менее плодородные земли. Это, по его мнению, связано с тем, что более плодородные земли труднее осваивать, чем менее плодородные. Г.И. Кэрри показал необходимость для человека пользоваться сначала более слабыми силами природы и лишь позднее подчинять себе более мощные природные явления.
Среди отечественных географов взгляды Г.И. Кэри поддержал А.И. Воейков [4], который привел экономические и историко-географические факты, подтверждающие выводы Кэри.
В работе использованы историко-географические методы, предложенные А.Н. Ракитниковым [17] и другими отечественными учеными. Для решения историко-географических вопросов необходимы знания об отношении между исторической последовательностью хозяйственного освоения разных природных ландшафтов и закономерностями развития форм земледелия и животноводства.
Таким образом, представляются важными изменения в соотношениях продуктивности разных ландшафтов и их сельскохозяйственной оценки. Также встает вопрос о возможностях предвидения направления изменений сельскохозяйственных оценок разных ландшафтов.
Первыми находками древнего возраста на западе Республики Казахстан являются палеолитические памятники. Выявление местонахождения палеолита локализованы в двух микрорайонах: близ оз. Челкар и в бассейне р. Деркул (правый приток Урала).
В позднем палеолите в степной полосе Северного Прикаспия основное место в деятельности человека занимала охота. Она была загонной. Природа имела в изобилии таких животных, как мамонта, шерстистого носорога, лошадей, быков, оленей. Все это говорит об определенной сытости человека. Хорошо было развито собирательство ягод, съедобных корней и трав, сбор птичьих яиц. На рассматриваемой территории многие орудия позднего палеолита не только существуют, но и получают дальнейшее развитие. Это касается особенно составных орудий, которые широко распространяются в это время.
Одним из важнейших событий мезолита является изобретение лука и стрел. Изменилась природно-географическая среда, что было вызвано отступлением ледника. Меняется животный мир: исчезают мамонты, шерстистые носороги. Обеднение фауны осложнило охоту, так как выжившие животных были быстроногими, часто нестадными. Поэтому человеку необходимо было усовершенствовать приемы охоты и искать новые формы хозяйства. В лесах водились лоси, олени, кабаны, а в степях – лошади, быки, сайга. Увеличивается роль метательной охоты, для этого был изобретен лук и стрелы к копью. С потеплением возросло значение собирательства и рыболовства. Значение мезолита заключается в том, что появляются зачатки иных производящих форм хозяйства – скотоводства и земледелия. Важным хозяйственным достижением было распространение рыболовства. Большое значение имело изготовление изогнутых рыболовных крючков.
В эпоху неолита в Средней Азии люди перешли к земледелию и животноводству. Но у племен на территории Северного Прикаспия хозяйство оставалось присваивающим, основу его составляла охота, рыбная ловля и собирательство. Неолит завершает каменный век, неолит был временем становления и начала распространения производящего хозяйства.
Самым крупным из выявленных поселенных комплексов эпохи бронзы в Западно-Казахстанской области является Бауржан-Аян в Таскалинском районе в пяти километрах к юго-западу от с. Калмын-Шабын и в двух километрах к северо-востоку от с. Аяк. Из костных останков животных можно выделить кости мелкого и крупного рогатого скота, лошади, несколько костей птиц, а также голову собаки. В культурном слое были обнаружены обломки крупных корчаг, баночных горшковидных и острореберных сосудов. Датируется поселение Бауржан-Аяк ХV-Х?V вв. до н.э. – как период наивысшего расцвета срубной культуры, когда ее племена захватили практически всю степную зону.
Степи Северного Прикаспия были задействованы в формировании срубной и андроновской культурно-исторических областей. Поселения располагались по речным поймам, удобным для земледелия в степных районах. Некоторые археологи высказывают предположение, что углубления, прослеженные на полях, были арыками, другие же их считают канавами, выкопанными для того, чтобы поить скот. В хозяйстве племен преобладало придомное (избяное) скотоводство. Племена разводили свиней, коров, овец, лошадей. Ими была освоена верховая езда Охота и рыболовство все еще имели важное значение в жизни людей. Земледелие играло второстепенную роль.
Появление бронзы обусловило новый уклад в жизни. Племенами осваиваются участки, неудобные при прежней технике обработки земли. Происходит переход к переложной системе земледелия. Увеличивается подвижность населения, неизмеримо возрастает протяженность путей обмена. Происходит улучшение условий жизни, что привело к быстрому росту населения. Рост численности населения обусловил освоение значительных территорий, что повлекло за собой необходимость выработки новых форм производящего хозяйства. Освоение степной зоны Северного Прикаспия для земледелия представляло значительные трудности, поэтому ведущей отраслью хозяйства становится скотоводство в его подвижных формах.
С железом человек познакомился, когда он еще недалеко ушел в освоении меди. Савроматские племена обитали на значительной территории от северных притоков реки Урал, Тобол, Эмба и севера Прикаспийских песков. Это кочевые скотоводческие племена, родственные скифам и сакам. Основное место обитания их – степи Приуралья и Поволжья. Относимые к первому этапу железного века (VII–V вв. до н.э.) памятники встречаются в могильниках правобережья, а также левобережья реки Урал. Памятники VII–V веков до н.э. из общего количества раскопанных на территории Западно-Казахстанской области всеми исследователями не будут превышать 18–20%. Незначительный удельный вес памятников этого периода в общей массе, по-видимому, свидетельствуют о незначительной плотности населения в этот период, что в свою очередь свидетельствует об интенсивности формирования кочевничества в этом регионе.
Время господства кочевничества в степях Северного Прикаспия продолжалось с I тыс. до н.э. до XVIII века н.э. С XIX века по реке Урал и его притоков среди казаков распространяется «малое земледелие». Строительство и начало использования в 1894 году железной дороги Уральск – Покровская Слобода (ныне город Энгельс) обусловило развитие «большого земледелия», которым занялось не только коренное русское население, но также казахи и переселенцы из центральных районов страны. Переселенцы, не имея своей земли, вынуждены были очень часто арендовать её на очень невыгодных для себя условиях у казахских аулов.
В полосе распространения чернозёмных и тёмно-каштановых почв в 1914 году казаками практиковалось земледелие и скотоводство (крупный рогатый скот), при этом земледелие было на первом месте. В пределах зоны распространения каштановых почв у казаков получило развитие земледелие и животноводство в равной мере. Казахи занимались в основном животноводством, а русско-украинское земледельческое население – земледелием. В полосе, где зональными являются светло-каштановые почвы, земледелие приобретает выборочный характер и уступает животноводству. С небольшими вариациями такая территориальная дифференциация сельскохозяйственного использования земель сохранялась до начала кампании по освоению целинных и залежных земель.
В настоящее время у некоторых людей имеется желание идеализировать традиционные формы жизни, в том числе и традиционное сельскохозяйственное использование земель. Здесь необходимо уточнить – традиционное для какого периода? Почему данная традиционная форма ушла в прошлое? Вероятно потому, что традиционное сельскохозяйственное использование земель в меньшей мере учитывало местный агроэкологический потенциал территории, не позволяло сохранять эколого-экономическую стабильность региона, комфортные условия жизни местного населения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Атлас Азиатской России / Переселен. упр. землеустройства и земледелия. – 1914.
2. Байпаков К.М., Таймагамбетов Ж.К., Жумуганбетов Т. Археология Казахстана. – Алма-Ата: Респ. издат. кабинет, 1993.
3. Бородин Н.А. Уральское казачье войско: статистические таблицы, карты.– Уральск, 1891. – Т. 1, Т. 2. – С.133, 174–562.
4. Воейков А.И. Распределение населения земли в зависимости от природных условий и деятельности человека // Изв. русс. геогр. об-ва. 1906. – Вып. 4.
5. Войков А.И. Воздействие человека на природу – М: Географгиз, 1949.
6. Вопросы археологии Казахстана. Вып. 2: Сб. науч. ст.– Алматы–Москва.: Изд-во Гылым, 1998.
7. Вопросы истории и археологии Западного Казахстана. Вып. 1: Сб. науч. ст. – Уральск, 2002.
8. Данилевский К.В., Рудницкий Е.В. Урало-Каспийский край. – Уральск, 1927. – С. 79–81.
9. Кушаев Г.А. Этюды древней истории Степного Приуралья. – Уральск: Изд-во Диалог, 1993.
10. Кэрри Г.Ч. Руководство к социальной науке. – СПб, 1869. – С. 96–101.
11. Материалы по киргизскому землепользованию, собранные и обработанные Статистической партией Тургайско-Уральского переселенческого района. Т. 1. – Оренбург, 1903; Т. 5 – Оренбург, 1914.
12. Отчёт Уральского губернского экономического совещания за период 1921–1922 гг. – Уральск, 1923. – С. 6–11; 22–49; 57–117; 136–201; 251–282.
13. Памятная книжка Уральской области. – Уральск, 1987–1914.
14. Россия. Полное географическое описание нашего Отечества.– СПб, 1903. – Т.18. – С. 222–292; 308–318.
15. Ракитников А.Н. География сельского хозяйства: Проблемы и методы исследования. – М.: Мысль, 1970.
16. Рикардо Д. Сочинения. Т. II. – М., 1935.
17. Сен-Марк Ф. Социологизация природы – М: Прогресс, 1977.
18. Тимофеев Е.М. Товарность сельского хозяйства Уральской губернии. – Уральск, 1926. – Ч. 1; 1927. – Ч. 2.
19. Уральский округ и его районы. Вып. 1–8. – Уральск, 1929.
20. Харузин А. Степные очерки (Киргизская Букеевская орда) – М., 1838.
В.И. Амельченко