ВИДОВОЕ РАЗНООБРАЗИЕ ПТИЦ, ИССЛЕДОВАННЫХ НА НАЛИЧИЕ ВОЗБУДИТЕЛЯ ЛИХОРАДКИ ЗАПАДНОГО НИЛА 

SPECIES DIVERSITY OF BIRDS INVESTIGATED FOR THE PRESENCE OF A CAUSATIVE AGENT OF THE WEST NILE FEVER 

Н.С. Майканов1, Ф.Г. Бидашко1, Д.А. Кобжасаров2, С.И. Рамазанова1

N.S. Maikanov1, F.G. Bidashko1, D.A. Kobzhasarov2, S.I. Ramazanova1 

1РГУ Уральская противочумная станция КООЗ МЗ РК

(Казахстан,ЗКО, 090000 г. Уральск)

2РГУ Департамент охраны общественного здоровья по ЗКО КООЗ МЗ РК

(Казахстан, ЗКО 090001 г. Уральск) 

1RSI PHPC MH RK, Uralsk anti-plague station

(Kazakhstan, WKR, 090000, Uralsk)

2RSI Department of Public Health Protection of WKR of PHPC MH RK

(Kazakhstan, WKR, 090001, Uralsk)

e-mail: 1pchum@mail.ru2d.kobzhasarov@mz.gov.kz

 

Исследовано на наличие вируса Лихорадки Западного Нила 828 особей орнитофауны Северного Прикаспия, представляющих 96 видов. Изучены сыворотки крови, внутренние органы и головной мозг птиц, результаты отрицательные.

It was investigated for the presence of West Nile Fever virus of 828 individuals of avifauna of the northern Near-Caspian, representing 96 species. Studied blood serum, internal organs and brain of birds, the results are negative. 

Естественная миграция перелетных птиц способствует распространению лихорадки Западного Нила (ЛЗН) и формированию новых природных очагов. Наличие маркеров вируса ЛЗН в источниках – перелетных птицах и переносчиках – комарах установлено на территории Астраханской и Волгоградской областей, сопредельных с Республикой Казахстан [2, 4]. В разных частях ареала, вирус выделяли от птиц, принадлежащих к различным отрядам, семействам, родам, видам. По литературным данным зараженность ЛЗН отмечена у 150 видов (грачи, вороны, сойки, сороки, зяблики, воробьи, ястребы, совы и др.) восприимчивых к вирусу с высоким уровнем смертности. Значительная вирусофорность позволяет эффективно заражаться комарам, питающимся их кровью.

Благоприятные природные факторы могут привести к накоплению вируса ЛЗН в источниках и переносчиках и, как следствие, вовлечению в эпидемический процесс значительного числа населения. Эндемичные очаги ЛЗН чаще формируются во влажных экосистемах и характеризуются 3 видами передачи вируса, из которых часто встречающийся цикл – комар-птица-комар, где резервуарами являются перелетные, водоплавающие, синантропные птицы, а основными переносчиками – орнитофильные комары.

На территории Прикаспийской низменности зарегистрировано 278 видов птиц, представляющих 18 отрядов, из них 26 зимующих видов и 106 перелетных видов. Ежегодно в северном и северо-восточном направлении мигрирует более 13,5 млн птиц. Из этого многообразия до 30 видов (лысухи, бакланы, чайки, цапли крачки и др.) являются потенциальными носителями вируса ЛЗН и участвуют в заносе инфекции на неэндемичные территории [3].

В Западно-Казахстанской области (ЗКО) в 2011 г. установлена циркуляция вируса в комарах – переносчиках вируса ЛЗН [6,7]. В 2011 и 2014-2016 годах в ЗКО добыта 828 особей птиц с целью исследования сывороток крови, внутренних органов и головного мозга на наличие возбудителя ЛЗН. Материал собирался с озер Сарыайдын, Айдын, Киндыкколь, Рыбный Сакрыл, Орыскопа, Едильсор, Сорколь, Саралжин (Кушумские разливы), Шалкар, Сарышыганак; на реках Урал, Багырлай, Барбастау, Калдыгайты, Шидерты, Оленты, Ащиузек и Большой Узень на территории Жангалинского, Акжаикского, Таскалинского, Сырымского, Каратобинского, Джанибекского и Казталовского районов ЗКО. Время добычи май - сентябрь.

Таксономический список 828 добытых и исследованных птиц представлен ниже в таблице и состоит из 96 видов, определение до вида производилось по определителю Иванова и Штегмана (1978) [1]. Индексы доминирования составляют от 0,12 до 7,0%.

Таблица Видовой состав орнитофауны, исследованной на наличие возбудителя ЛЗН

Преобладающими видами в сборах были камышевки болотная, садовая, барсучок; варакушка, усатая синица и жаворонок степной. 

Лабораторному исследованию подверглось 568 сывороток крови, 9 образцов секционного материала и 251 проба головного мозга птиц. После извлечения из черепной коробки головной мозг гомогенизировался с использованием стерильных фарфоровых ступок и пестиков, затем готовилась 10% суспензия на стерильном физиологическом растворе. Для экстракции РНК исследовались 30 мкл суспензии. Сыворотки крови птиц поступали в засушенном виде в пробирках Эппендорфа: предварительно биолог после взятия крови у птицы пропитывал ею фильтровальную бумагу, обработанную мертиолятом натрия в разведении 1:1000, таким образом обеззараживая пробы. В лаборатории в пробирки добавляли стерильный физиологический раствор, после размокания фильтровальной бумаги для экстракции РНК отбиралась надосадочная жидкость в количестве 100 мкл. Все этапы проведенных исследований проводились согласно противоэпидемических требований и соблюдением «холодовой» цепи при транспортировке полевого материала.

Суспензии головного мозга, сыворотки крови и секционный материал от птиц исследовались в ПЦР в режиме реального времени. Применялась тест система для выявления РНК вируса Западного Нила методом обратной транскрипции и полимеразной цепной реакции с гибридизационно-флуоресцентной детекцией «АмлиСенс®WNV-FL», производства ФГУН ЦНИИЭ Роспотребнадзора, г. Москва.

В результате проведения молекулярно-генетических исследований РНК вируса ЛЗН в пробах не выявлена, что, возможно, определяется недостаточным количеством материала, так и возможным отсутствием самого инфекционного агента. Весь полевой материал добывался вне зоны ранее установленных очагов ЛЗН. Положительные результаты и, соответственно, очаги ЛЗН обнаружены в пробах комаров на реках Багырлай и Малый Узень, но с этих водоемов доставлено малое количество птиц. По нашему мнению, эта работа перспективна в будущем с упором, на первых порах, на добычу птиц в местах установленной природной очаговости ЛЗН. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Иванов А.И., Штегман Б.К. Краткий определитель птиц СССР. Изд. 2-е. Ленинград: Наука, 1978. 558 с.
  2. Майканов Н.С. Экологические предпосылки циркуляции вируса лихорадки Западного Нила (ЛЗН) в Прикаспии // Итоги и перспективы обеспечения эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации: Материалы 10 съезда Всерос. науч.-практ. общества эпидемиологов, микробиологов и паразитологов. М., 2012. Т. 2. № 1-2. С. 169.
  3. Майканов Н.С., Тимофеев Д.П., Мухтаров Р.К., Жолдасбаева А.С. О случаях падежа лебедей в Мангистауской области // Материалы 4-й ежегодной конф. Ассоциации биологической безопасности Центральной Азии и Кавказа. Алматы, 2012. С. 90-91.
  4. Майканов Н.С., Толегенова М.Т. Птицы водного и околоводного экологических комплексов Каспийского побережья – потенциальные носители вируса лихорадки Западного Нила (ЛЗН) // Сохранение степных и полупустынных экосистем Евразии: тез. междунар. конф. Алматы, 2013. С. 101.