"12 заповедей сохранения экосистемы реки Урал"

13.04.2020

Спасёт ли Урал увеличение сброса с Ириклинского водохранилища или только отсрочит его гибель? С этим вопросом корреспондент ATPress обратился к известному учёному с мировым именем, академику РАН, вице-президенту Русского географического общества Александру Александровичу Чибилёву.

Весьма позитивно восприняли многие недавнюю информацию о том, что Ириклинское водохранилище увеличило сброс воды в Урал с 15 до 30 кубометров в секунду, с возможным во второй половине апреля увеличением до 500 куб/с. В нашем понимании, как простых обывателей, это сможет существенно увеличить полноводность реки, особенно в период пика весеннего паводка, который обычно приходится на середину мая.

Но! Как доказала прошлогодняя экспедиция редакции ATPress.kz к истокам высыхающей реки Урал, причина надвигающейся экологической катастрофы кроется вовсе не в Ириклинском водохранилище, которое как принято считать «забирает всю воду и нам не даёт».

Находясь в очередной экспедиции, учёный (в своё время, к слову, он пешком обошёл весь бассейн Урала вдоль и поперёк) всё же нашёл время для подробного ответа.

- При всём желании Ириклинское водохранилище низовьям Урала мало что даст. Ириклинская вода должна сначала заполнить и пропитать иссушенную пойму среднего и нижнего течения. После этого должна подойти волна из Сакмарского бассейна – вот тогда она может дойти до Атырау.

На Урале, в его среднем и нижнем течении, в 2019 году был один из самых низких уровней весеннего и меженного стока за последние 100 лет. Цифры увеличения сброса из Ириклинского водохранилища обнадёживают, но только сакмарская волна может довести многоводье Урала до Каспия.

Что нужно сделать, чтобы улучшить состояние реки Урал? Вечный вопрос! Урал улучшить невозможно, как невозможно улучшить Природу! Она и так хороша. Человек и в России и Казахстане привык покорять Природу, а не подчиняться ей, как главному Творцу. То плотины, то земснаряды, то хищническое орошение, то использование русла в качестве главной сточной канавы, а также незнание того, что Природа постоянно изменяется… Меняется и Урал.

Нужно приспособить нашу хозяйственную деятельность и к природным условиям, и к их изменениям. А для этого нужны Знания или простая человеческая мудрость, которых у нас нет. Что касается Знаний, то их я попытался изложить в «12 заповедях сохранения экосистемы реки Урал». Но это только попытка… У нас катастрофически не хватает знаний, - пишет, в частности, академик Чибилёв.

Итак:

  1. Бассейн Урала – единая экосистема, единый живой организм – от истоков всех его притоков до устья и приуральского взморья. Он должен изучаться и управляться как единое целое профессионально, с учётом исторического опыта. Необходимо поднять статус реки как природного символа регионов России и Казахстана и особо охраняемой территории.
  2. Главнейшей особенностью реки Урал является неравномерность стока как в течение года, так и многолетнем режиме. В экстремальные годы жители бассейна обречены на маловодье и необходимо соизмерять свои потребности в воде с имеющимися ресурсами.
  3. Долины и поймы рек – главное богатство бассейна в среднем и, особенно, в нижнем течении реки – в полупустыне и пустыне – это единственное место благоприятное для жизни человека. Все природопользователи (особенно нефтяники и газовики) аграрии, строители должны учитывать, что пойма рек наиболее уязвимая и наиболее экологически ответственная зона бассейна.
  4. Дно, русло, берега – самые уязвимые элементы речной экосистемы. Любое их разрушение, особенно дноуглубительными работами, ведет к гибели реки, как природного тела. Нельзя превращать реку в канаву по пропуску стока.
  5. Любое водохранилище на реке – это своеобразный тромб животворной водоносной системы. Необходимо воздержаться от строительства новых гидроузлов, а существующие максимально подчинить поддержанию оптимального водного режима, особенно в летнюю и зимнюю межени. Существующие водохранилища нуждаются в постоянном мониторинге, представляют собой отложенную экологическую угрозу, которую придётся предотвращать в обозримом будущем.
  6. Весеннее половодье на Урале и его притоках является единственным универсальным фактором очистки русла от илистых наносов, удаления древесных завалов, сохранения пойменных озёр, лесов и лугов – самых продуктивных угодий степной и пустынной зон Прикаспия.
  7. Высокое половодье – уникальная и высокозначимая особенность реки, оно проходит в известных и прогнозируемых масштабах. Все катастрофические для населения и хозяйства последствия паводков являются результатом неразумной деятельности человека. С паводками следует не бороться, а грамотно планировать размещение инфраструктуры с учётом рельефа и условий пропуска стока.
  8. На протяжении сотен лет главным богатством реки были его рыбные ресурсы, в первую очередь осетровые – как универсальный индикатор экологического состояния системы «река-море». В конце ХХ века Урал потерял свое мировое значение осетровой реки. Но значение этого индикатора остается, и любая новая «Схема комплексного использования водных ресурсов бассейна» останется ущербной, если не будет учитывать цель восстановления Урало-Каспийского стада осетровых.
  9. Если мы хотим возродить реку Урал, то не следует добиваться восстановления и развития современного судоходства, как элемента транспортной инфраструктуры. Лучший и достойный для реки путь – развитие всех видов водного туризма с жёстким ограничением маломерных моторных плавсредств. Быстроходные суда морского класса, заходящие в низовья Урала, сводят к нулю все наши действия по сохранению экосистемы бассейна, потому что главный итог её функционирования – это состояние устья и дельты.
  10. Пример сохранения экосистемы бассейна Урала обязаны подать областные центры и большие города. Далее – все населённые пункты должны повернуться к реке лицом. Река в пределах всех сёл и городов в идеале – это образец высокой культуры природопользования, элемент ландшафтного планирования с устойчивыми признаками речной цивилизации.
  11. Бассейн Урала – это не только трансграничная экосистема в центре Евразии, но и местонахождение уникального историко-культурного наследия народов, государственных и административных образований недавнего исторического прошлого. Необходимо возродить государственную и ведомственную службу охраны водных и биологических ресурсов реки Урал, как это было в XIX и начале XX веков – каждая станица имела смотрителя войсковых вод с большими полномочиями. Всё это наследие должно быть заботливо сохранено как часть нашей общей истории, общего культурного пространства, как жизнедеятельная среда для современного населения России и Казахстана.
  12. Природную экосистему речного бассейна невозможно улучшить. Никакие миллиарды рублей, предусмотренные разработанными водохозяйственными органами «Схемами…» не спасут реку Урал от дальнейшей деградации. Спасать экосистему бассейна следует с создания заповедных зон, особо ценных участков реки: истоков Урала, Илека, Сакмары, Урало-Губерлинского ущелья (Орских Ворот), Уральской Уремы от устья Илека до устья Рубежки, дельты Урала и др.

В переписке Александр Александрович отметил также ещё ряд моментов. Не удержусь, чтобы не процитировать один из них: «…Урал никуда не денется. Он будет таким, каким его сделала Природа. Но он будет страдать от нашей глупости или мракобесия «покорителей» Природы». Подготовил Каршыга Кушеков. Фото из архива редакции ATPress.kz.