
В начале декабря сотрудники отдела степеведения и природопользования провели экспедицию на крайний восток Оренбуржья, в Адамовский район – «столицу» Целины и в Светлинский район – самый степной в области. Задачей экспедиции в процессе реализации поддержанного грантом Российского научного фонда (РНФ) № 25-17-00020 проекта «Разработка технологических схем экологической оптимизации ландшафтов степной зоны (принципиальные подходы и решения на примере модельных территорий)» являлось комплексное обследование и полевой сбор фактического материала в Адамовской районе с целью оценки состояния лесомелиоративного каркаса, в том числе такого ключевого участка как рукотворный целинный лес Шийлиагаш и новых посадок компенсационных лесов вокруг него. Последние выбраны в качестве ключевого объекта совместных исследований Института степи и дирекции Адамовского лесничества. Действительно, крайне важно, актуально и интересно– как будет развиваться массив культур карагача, созданный на площади 400 га на разных типах почв, каменистых, солонцеватых и т.д.? Когда культуры достаточно подрастут и окрепнут, то будут переведены в состав лесных насаждений Адамовского лесничества (фото 1, 2, 3).

Фото 1. Компенсационные культуры вяза мелколистного (2024 г.) в окрестностях Шийлиагаша на площади 400 га

Фото 2. Сосны Шийлиагаша подготовились к встрече Нового года

Фото 3. Лесничий Адамовского лесничества Сенюков Л.Ф. с участниками экспедиции
Светлинский район, когда-то входивший в состав Адамовского, сегодня является своеобразным воплощением степного ландшафта – равнинность, открытость, бессточные озера, местная и пролетная орнитофауна, многочисленны сурок, камышовый кабан, косуля, нередки заходы сайгака Игризской популяции из Казахстана. Уже сегодня в порядке рабочей гипотезы можно предположить, что современные ресурсы основных охотничьих видов (утки, гуси, серая куропатка, косуля, кабан, сурок) сопоставимы с таковыми доцелинного времени, а возможно превысили их. Экспедиция застала на озерах последние сотенные стаи кряковых утокготовящиеся к длительному перелету (фото 4).

Фото 4. Раннезимний ледостав на бессточных озерах Светлинского района знаменую окончание пролета гусеобразных
Непосредственно в полевых условиях были обсуждены и намечены перспективы фундаментальных и прикладных исследований в этих модельных районах, направленные на научные основы оптимизации структуры земельного фонда, увеличение биологических ресурсов, прежде всего гусеобразных, своего рода визитной карточки Светлинского района. Также были намечены перспективы исследований динамики полеводства, в частности зернового, как во всем районе (в настоящее время посевная площадь порядка 110 тыс. га, что минимум меньше, чем в 1980-е), так и в окрестностях основных бессточных озер. Планируется получить новые данные о специфическом влиянии полеводства и его продукции на ресурсы охотничье-промысловых животных, прежде всего гусеобразных.
Традиционно немаловажное значение в полевых ландшафтных исследованиях уделяется внешнему облику степных ландшафтов, который при всей закономерности сезонной смены в разные годы имеет ряд особенностей. Например, массовое цветение ковылей – явление весенне-летнее, но далеко не ежегодное, зависящее от целого ряда благоприятных факторов. В Светлинском районе таковое последний раз было отмечено в засушливом 2021 году, и нигде больше на востоке области не проявило себя так как здесь. И вот наступает декабрь 2025 года: глядя на бескрайние просторы Светлинских степей не веришь глазам, потому что степь покрыта белизной «цветущих ковылей». (фото5, 6)

Фото 5. Погодный «аспект» ковыля Лессинга, декабрь 2025 г.

Фото 6. Уникальная в своем роде картина степной природы: массовый погодный «аспект» ковыля Лессинга в Светлинском районе в начале декабря 2025 г.
В начале зимы в бесснежный период многодневный густой туман и разница температур между отмершей степной дерниной (калданом) и атмосферным воздухом способствовали «отрастанию» инеевыхостейна степном калдане, словно оживив его, перенеся в начало июня иллюзией массового цветения. По мере повышения дневной температуры погодный «аспект» ковыля затухал на глазах, причем от земли, но, тем не менее, радовал нас на протяжении всей экспедиции.
Участники экспедиции:
д.г.н. Левыкин С.В.,
д.с.-х.н. Гулянов Ю.А.,
м.н.с. Садертдинов Р.Р.