АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЕВРАЗИЙСКОЙ СТЕПИ: ЭВОЛЮЦИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ
ASPECTS OF DEVELOPMENT OF THE EUROASIAN STEPPE: EVOLUTION, CURRENT STATE, PROSPECTS
М.Ж. Нурушев, Г.М. Нурушева
M.Zh. Nurushev, G.M. Nurusheva
Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева (Казахстан, Астана, ул. Сатпаева, 2)
L.N. Gumilyov Eurasian National University (Kazakhstan, Astana, Satpaeva Str., 2)
В статье обсуждаются актуальные вопросы некоторых аспектов развития Евразийской степи, исходя из анализа эволюции евразийства, современного состояния и перспективы развития на конкретном примере, традиционной отрасли – пастбищного продуктивного коневодства. Рассматриваются основные причины сдерживающие прогресс связанный с производством экологически чистой продукции и пути их решения на основе научно-производственной целевой Программы сельского хозяйства Республики Казахстан.
This article reviews the questions of development of the Eurasian steppe, based on analysis of evolution, the current state and the prospect of development on a concrete example, traditional branch – productive horse breeding. The main reasons constraining the progress connected with production of environmentally friendly production and a way of their decision on the basis of the research and production target Program of agriculture of the Republic of Kazakhstan are considered.
Эволюция. В начале XX века в исторической науке, четко обозначилось направление так называемого «евразийства». Свое наивысшее развитие концепция «евразийства» получила в 20-е годы в Пражском университете, где сосредотачиваются многие профессора и преподаватели, покинувшие Россию после Октябрьской революции. Программное движение евразийства оформилось выходом в свет в 1921 году в Софии, сборника «Исход к Востоку», где были опубликованы статьи известных мыслителей: П. Савицкого, Н. Трубецкого, Г. Флоровского и др. Евразийцы видели самобытность России именно в исконности русско-азиатских связей [11-13]. Идея классического евразийства порождают такого крупного ученого как Лев Гумилев, который в своих работах сочетал исторические концепции Г.В. Вернадского и идеи П.Н. Савицкого [2], откуда появляется теория этногенеза и пассионарности [1, 2].
Главной темой исследования Л.Н. Гумилева становится Великая степь от предгорий Карпат до Великой Китайской стены, характеризующая жизнь племен, народов и государств на протяжении тысячелетий. Он первым выдвинул идею о детерминированном природными условиями «человеческом факторе» как движущей силе в формировании и движении этносов. Это явление, обозначенное им как «пассионарность» – энергия отдельных незаурядных личностей, кто объективно обогащал это пространство, соответственно и историческую науку [1, 2]. Современность приняла его в свои объятия как «последнего евразийца».
В 1979 году выходит в свет основополагающий труд Л.Н. Гумилева «Этногенез и биосфера Земли», где он излагает мысль о влиянии геоландшафтов на этнические особенности: «…с одной стороны, этнос является производным от исторического процесса, а с другой связан с биоценозом того ландшафта, в котором образовался» [2].
Теперь, когда Россия «повернулась лицом к Востоку», ей открывается путь развития органичного и самобытного. Разработанная ученым теория этногенеза, этнических циклов, связанных с моделью пассионарности, а также мысли о слиянии истории, географии и этнографии в единое целое не имеют аналогов [1-3].
Нужно отметить, что сам Л.Н. Гумилев не отождествлял себя с евразийством в течение своей жизни и впервые заговорил о нем только в начале 90-х годов, на которые пришелся пик общественного интереса к его работам, а знаменитая его фраза: «Скажу вам по секрету, что если Россия будет спасена, то только через евразийство», – прозвучала совсем незадолго до его смерти – в 1992 году [1-3].
Современное состояние. Сегодня нам необходима концепция сбалансированного решения проблем степной природы и сельского хозяйства. В ее основе должны быть заложены достижения географических, биологических, экономических и аграрных наук. Это позволит сформировать учение о степи – современное степеведение, где существенную роль играет состояние и развитие биоресурсов [5]. Биологические ресурсы – результат многолетней эволюции, требующий изучения и определения разумного их использования на благо человечества. При комплексности и разумности этих решений биоресурсы могут быть действительно неисчерпаемыми и воспроизводимыми [8]. Приведем лишь один пример о том, к каким последствиям может привести игнорирование законов природы. Обеспечение продовольственной безопасности СССР в 1950-е годы было возможно без проведения Целинной эпопеи при условии выхода сельского хозяйства на рубежи биопотенциальной продуктивности [4]. Когда посевные площади степной зоны Северной Евразии можно было без ущерба сократить, при этом за счет трансформации низко продуктивной пашни площадь пастбищ увеличить до 20%. Однако, вследствие полной распашки, только с лица казахстанской целины исчезли такие ценные виды степной птицы, как дрофа и стрепет. Было нарушено природное равновесие. А с исчезновением этих видов птиц наилучшие условия для размножения получили саранчовые [7]. Ведь только одна дрофа – крупная птица евразийской степи – поедала около тысяч особей в сутки, не считая число разоренных гнезд. Казахстан понес миллиардные потери на химизации по борьбе с саранчой, защите растительного и животного мира, не говоря о последствиях для здоровья населения. Нам теперь необходима программа реинтродукции – полного восстановления этих птиц в экосистему казахстанских степей, позволяющая сократить многомиллионные ежегодные потери и затраты. Негативные последствия сегодня остро ощущают на себе южные регионы, как в растениеводстве, так и в животноводстве [7].
Причины кризиса природного разнообразия степей – повсеместная экспансия экстенсивного землеемкого земледелия, административные методы формирования структуры угодий, разобщенность и несогласованность научных дисциплин, изучающих использование биоресурсов степей, стихийный характер современного землепользования.
В связи с этим мы поддерживаем инициативу оренбургских коллег (Институт степи РАН) по формированию европейского региона приграничного сотрудничества, охватывающего бассейн реки Жайык (Урал), северную часть Каспийского моря. Она предусматривает необходимость разработки стратегии сохранения ландшафтного и биологического разнообразия, а также объектов природного и историко-культурного наследия. Кроме того, речь идет о внедрении новых форм особо охраняемых природных территорий и о восстановлении экосистемных связей в бассейне реки на территории субъектов двух стран, необходимых для возрождения урало-каспийского стада осетровых рыб. Важно также стимулирование развития международного водного и водно-сухопутного туризма как альтернативной экологически чистой отрасли экономики [4].
Бережное отношение к земле за счет сочетания оптимальными приемами агротехники с возможностями селекции и семеноводства позволит получать высокие урожаи зерновых и крупяных культур, как просо. В плане продовольственной безопасности нам сегодня необходимо возродить, расширить посевные площади проса в геометрической прогрессии, добиться генетического потенциала этой культуры. Актуальность данной проблемы возрастает с увеличением продовольственного голода во многих регионах мира. Веским основанием создания Казахстанско-Российского еврорегиона является этнокультурное, историко-географическое, экологическое единство его территории. Наши исследования показывают, что при решении проблем устойчивого развития АПК и сельских территорий в приграничной зоне нам необходимо направить усилия на мероприятия, повышающие качество жизни. Такие как развитие промышленной переработки сельхозпродукции, внедрение малой и средней механизации в животноводстве, новых видов сельхозпроизводства, в т.ч. ориентированного на экспорт, импортозамещение, ликвидация разрушенных сооружений и свалок, обустройство села.
Ныне целинные степные экосистемы при их рациональном использовании — ценные сельскохозяйственные угодья. Наибольшую значимость для нагула имеют уральские, оренбургские, тургайские, ерейментауские и семипалатинские степи. В 2013 году казахстанские селекционеры [10] вывели в ерейментауских степях уникальный заводской тип лошадей – жайтаповский, достоверно превосходящий аналогов, как по живой массе, так и по уровню молочной продуктивностью.
Анализ продовольственной безопасности в Казахстане порождает мысль о необходимости создания института биологических ресурсов. Здесь на основе научных программ проводились бы исследования не только по обеспечению экологически чистыми продуктами питания, но и выпуску продукции пчеловодства, кумыса, шубата, изучались бы проблемы степеведения и другие. Актуальность изучения проблем биологических ресурсов, основательно рассмотрим на конкретном примере традиционной отрасли кочевников – пастбищном табунном коневодстве. Анализ сложившейся ситуации показывает, что в Казахстане существует три основных сдерживающих фактора развития пастбищного животноводства:
С целью разрешения этих проблем, нами ЕНУ им. Л.Н. Гумилева и Неправительственным экологическим фондом им. В.И. Вернадского, разработана целевая Программа по решению этих насущных проблем традиционной отрасли, которая подана на Конкурс МСХ РК. На наш взгляд, импульс развитию табунного коневодства страны, а также производству экспорт ориентированной продукции из сухого кобыльего молока – саумал, придаст теоретические разработки ГОСТа (нормативной базы и требований к условиям производства и переработки), соответствующие параметрам Европейского стандарта, совместно с крупномасштабной селекцией и трассировкой животных.
Несмотря на многовековую известность саумал (парного кобыльего молока) только относительно в последнее время люди стали обращать осмысленное внимание на его лечебные свойства. Интересно отметить, что повышенный интерес к этому уникальному продукту проявляется именно за рубежом (Германия, Франция, Бельгия, Япония, США). Тенденция потребления продуктов функционального питания за рубежом уже существует давно, а научно доказанная область применения кобыльего молока достаточно широка и не ограничивается только медицинскими показаниями.
Именно полученное с помощью сублимационной сушки молоко является продуктом будущего, сохраняющее все свойства и качества парного молока. Если пытаться реализовать в виде кумыса, оно через час-другой теряет эти свойства. Высокое качество продукта обусловлено сохранением полезных свойств обусловленных потреблением исключительно степного сочного травостоя. Применяют чаще всего в молочных смесях, ибо кобылье молоко на 98% заменяет грудное молоко.
Таким образом, выгодно реализовывать и покупать именно кумысный порошок, нежели кумыс (продукт брожения). При правильном же разбавлении водой можно получить молоко, не отличающееся от парного кобыльего молока. Вакуумная же упаковка позволяет хранить готовый продукт длительное время. Реализация является удобной, так как места порошок занимает мало, не переживая о сохранности продукта.
Первоначально предполагается выход с готовой продукцией на рынки Германии, Франции, Китая и Японии. Экономическая эффективность складывается из того, что оптовая стоимость литра кобыльего молока составляет 400 тенге. В кобыльем молоке - 90% воды и 10% сухого вещества, т.е. в последующем с 1-го килограмма порошка получают 10 литров. Так как со 100 л, получаешь только 10 кг сухого молока, а стоимость 1 кг сухого молока в Европе составляет 200 евро, что в переводе на тенге около 80-85 тысяч тенге, или примерно в 18-20 раз дороже. Производство кобыльего молока является экономически выгодным, что позволит не только наладить экспорт продукции, но и будет способствовать развитию продуктивного коневодства, в частности, освоению степи. Высокая продуктивность и выживаемость поголовья позволит осуществить поставленную задачу Президента РК Н.А. Назарбаева перед аграриями страны: «Мы должны стать страной, экспортирующей мясо и молоко. Для этого у нас есть все условия, достаточно пастбищ» [12].
Перспектива отрасли. Указанные выше факты показывает, что именно казахская лошадь, как одна из ветвей степного тарпана и аборигенной ботайской лошади может и должна стать национальным туристическим символом Казахстана, как кенгуру в Австралии, получая защиту на многомиллионных гектарах неосвоенных пастбищ [13].
Если до настоящего времени, пастбищное продуктивное коневодство было ориентировано на производство мяса конины, то перспектива молочного коневодства теперь значительна, в связи с повышенным спросом и большой доходностью.
Таким образом, в Казахстане складываются значительные перспективы:
- в ближайшее время достигнуть поголовья лошадей – 5,0 млн. голов (1916 г.);
- обеспечить отечественный рынок и экспорт полноценного детского питания, под названием – саумал (сухое парное кобылье молоко на 98% схожее материнской);
- придать красивый облик всей степной флоре на уровне прошлых лет, когда эндемики степного разнотравья опылялись множеством копытных млекопитающих.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: