ИЗМЕНЧИВОСТЬ СТРУКТУРНО-ГРУППОВОГО СОСТАВА КАШТАНОВЫХ ПОЧВ ПРИВОЛЖСКОЙ ВОЗВЫШЕННОСТИ В ГОЛОЦЕНЕ

VARIABILITY OF STRUCTURAL-GROUP COMPOSITION OF CHESTNUT SOILS OF THE VOLGA UPLAND IN THE HOLOCENE

А.В. Бухонов

A.V. Bukhonov

ФГБУН Институт физико-химических и биологических проблем почвоведения РАН

(Россия, 142290, Московская область, г. Пущино, ул. Институтская, 2) 

Institute of physico-chemical and biological problems of soil science RAS

(Russia, 142290, Moscow region, Pushchino, Institutskaya Str., 2)

e-mail: BuhonovAV@mail.ru

 

Проведено исследование структурного состава палеопочв, погребенных под разновозрастными курганами могильника «Саломатино» расположенного в Волгоградской области. По археологическим данным было установлено время сооружения курганов: 3500, 1700 и 700 л.н. Изучено развитие структуры каштановых почв в динамике за достаточно длительное время. Установлено, как неоднократная смена климатических условий отразились на структурном состоянии почв хроноряда.

A study of the structural composition of paleosols buried under burial mounds of different ages "Salomatino" located in the Volgograd region. According to archaeological data it was established the time of the construction of the mounds: 3500, 1700 and 700 L. B. Studied the structure development of chestnut soils in dynamics for a long time. Set as numerous the change of climate affected the structural condition of the soil of honored. 

Проведено исследование структурного состава палеопочв, погребенных под разновозрастными курганами могильника «Саломатино» расположенного в Волгоградской области в подзоне каштановых почв. Исследованы погребенные почвы трех курганов, расположенных в единых литологических и геоморфологических условиях. Комплексность почвенного покрова на исследуемом участке отсутствует, как в современном почвенном покрове, так и под насыпями курганов. По археологическим данным было установлено время сооружения курганов: 3500, 1700 и 700 л.н. Таким образом, изучено развитие структуры каштановых почв в динамике за достаточно длительное время (3500 лет). В задачи исследования входило определить, как неоднократная смена климатических условий за этот период отразились на структурном состоянии почв хроноряда.

Исследование структурно-агрегатного состава показало незначительные различия в содержании воздушно-сухих агрегатов разного размера в каштановых почвах за последние 3500 лет и сходство в их распределении по размерам в профиле (рис. 1).  

Рисунок 1. Распределение содержания воздушно-сухих агрегатов в профиле каштановых почв хроноряда, % от массы почвы 

Распределение воздушно-сухих агрегатов вне зависимости от длительности погребения в целом однотипно, незначительно варьирует только содержание отдельных размерных фракций. В иллювиальном горизонте В1 содержание агрегатов минимально в почве, погребенной 3500 лет назад, и колеблется около 5% независимо от размера частиц, максимально и независимо от размера частиц – в почвах, погребенных 1700 и 700 лет назад, – около 12%.

Несмотря на однотипность распределения воздушно-сухих агрегатов в почвах хроносрезов, фракционно-агрегатный состав каштановых почв изменялся за последние 3500 лет. В структурном составе гумусового горизонта на долю наиболее ценных агрегатов (10-0,25 мм) приходится 46-59%, и по этой позиции все погребенные почвы обладают хорошим агрегатным состоянием, но почвы, погребенные 3500 и 700 лет назад, имеют наиболее высокие интервальные значения и по агрегированности не уступают современным почвам (табл. 1).

Таблица 1 Фракционно-агрегатный состав и коэффициент структурности гумусового горизонта каштановых почв хроноряда

Известно, период почвообразования в районе 700 лет назад отличался гумидными условиями. Вероятно, сооружение кургана, датированное временем погребения 3500 лет назад, также пришлось на более влажные условия, что согласуется с установленной ранее почвенно-археологической реконструкцией динамики увлажненности климата [3]. Содержание отдельных фракций агрегатов размером от 10 до 3 мм в гор. А1 колеблется в почвах, погребенных 3500 л.н. и 700 л.н, в пределах 4-6%, в почвах, погребенных 1700 л.н. и фоновых – 2,5-5%. Доля зернистых агрегатов с уменьшением размера от 2 до 0,25 мм увеличивается во всех почвах хроноряда с 9 до 13%, соответственно, то есть, в составе агрегированной фракции содержание размерных фракций структурных отдельностей изменяется в почвах хроносрезов однотипно, увеличиваясь с уменьшением размера агрегатов [2]. Анализ данных по распределению структурных отдельностей агрегированной фракции позволил установить, что в эволюционном хроноряду почв содержание группы агрегатов размером от 10 до 2 мм в течение 3500 лет изменялось ритмично, уменьшаясь в палеопочвах аридных и увеличиваясь в палеопочвах гумидных условий почвообразования (рис. 2). 

Формирование этой группы агрегатов исследователи связывают преимущественно с почвенным органическим веществом ‑ корнями растений, гифами грибов и т.д., а также, лабильными формами гумусовых соединений [1, 4].

Содержание группы агрегатов размером 2-0,5 мм за последние 3500 лет почти линейно увеличивалось, отражая направленную эволюцию структуры в процессе почвообразования. 

Рисунок 2. Изменения структурно-группового состава каштановых почв на протяжении последних 3500 лет развития 

Таким образом, за последние 3500 формирование структуры шло ритмично, в зависимости от чередования гумидных и аридных условий почвообразования, на что указывает ярко выраженная смена группового состава структуры почв в воздушно-сухом состоянии. Взаимосвязь между агрегатным составом и условиями почвообразования выражается отчетливее динамикой отношения содержания фракции агрегированных частиц к глыбистой фракции, А/Г, и коэффициента структурности. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Булыгин С.Ю., Лисецкий Ф.Н. Формирование агрегатного состава почв и оценка его изменения // Почвоведение. 1996. № С. 783-788.
  2. Бухонов А.В. Структурное состояние почв и динамика природной среды сухостепной зоны Нижнего Поволжья за последние 4000 лет: Автореф. дис. … канд. биол. наук. М., 2016. 24 с.
  3. Демкин В.А. Природная среда волго-уральских степей в савромато-сарматскую эпоху (VI в. до н.э. – IV в. н.э.) / В.А. Демкин, А.С. Скрипкин, М.В. Ельцов, Б.Н. Золотарева, Т.С. Демкина, Т.Э. Хомутова, Т.В. Кузнецова, С.Н. Удальцов, Н.Н. Каширская, Л.Н. Плеханова [отв. ред. С.В. Губин]; Ин-т физ.-хим. и биол. проблем почвоведения РАН. Пущино, 2012. 216 с.
  4. Медведев В.В. Механизмы образования макроагрегатов черноземов // Почвоведение. 1994. № 11. С. 24-30.