ЛОКАЛИЗАЦИЯ ПОЗДНЕСРЕДНЕВЕКОВЫХ ПАМЯТНИКОВ ЗАПАДНОГО КАЗАХСТАНА В АСПЕКТЕ ПРИРОДНО-ГЕОГРАФИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕГИОНА 

DISTRIBUTION OF LATER-MEDIEVAL MONUMENTS OF THE WESTERN KAZAKHSTAN IN ASPECTS OF THE NATURAL AND GEOGRAPHICAL CONDITIONS OF THE REGION

 

А.А. Бисембаев1, Г.А. Ахатов2

A.A. Bissembyaev, G.A. Akhatov

1Актюбинский областной историко-краеведческий музей

(Республика Казахстан, г. Актобе, ул. И. Алтынсарина, 14)

2Институт археологии им. А.Х. Маргулана

(Республика Казахстан, г.Алматы, пр-т Достык, 44) 

Aktobe Regional Museum of Local History 

(Kazakhstan, Aktobe, I. Altynsarin St., 14)  

A.H. Margulan Institute of Archaeology,

(Kazakhstan, Almaty, Dostyk Ave., 44)

e-mail: archaeology-kz@mail.rug_akhatov@mail.ru

 

Природно-географические аспекты Западного Казахстана являются одним из определяющих факторов размещения памятников позднего средневековья кочевого и оседлого населения. Характер и особенности локализации археологических объектов, проанализированные в комплексе с данными  письменных источников, выявляют ряд специфических моментов позднесредневековой истории крупного региона Казахстана.

Natural and geographical dimensions of West Kazakhstan are considered to be one of the determining factors in monument distribution of the late Middle Ages nomadic and settled population. Nature and characteristics of archaeological site localization, having been analyzed alongside with the data of the written sources, identify a number of specific aspects of late medieval history of a large region of Kazakhstan.

 

Западный Казахстан имеет наибольшее протяжение с севера на юг (около 900 км), с запада на восток – около 1200 км и занимает площадь в 729,2 тыс. км.2 На севере он граничит с Оренбургской областью России, на востоке – Костанайской, Карагандинской, на юго-востоке – Кызыл-Ординской областями, на юге омывается Аральским (Большим Аральским) морем, граничит с Узбекистаном и Туркменистаном, на западе омывается  Каспийским морем, граничит с Астраханской, Волгоградской и Саратовской областями России.

 Находясь в глубине Евразии, Западный Казахстан расположен в двух частях света – в Европе и Азии. Известно, что граница между этими частями света в пределах Казахстана проводится по Уральским горам (Мугоджарам), реке Эмбе и по геологическим разломам в северной части акватории Каспийского моря – озера. Существуют природные различия между западной и восточной частями региона, к востоку от р. Эмба ландшафт резко приобретает азиатский характер (главным образом из-за смены состава биот и биомов). Данное местоположение региона предопределили ее геологические, биогеографические и другие особенности.

Следует отметить, что не только размеры территории региона, но и географическое положение обусловило его центральное место в европейском и азиатском взаимовлиянии, в воздействии различных этнокультурных образований. Немаловажное значение имели и природно-климатические условия, обеспечившие развитие кочевой, а позже и земледельческой культур.

Поверхностные воды Западного Казахстана состоят из водотоков (постоянных и временных), бессточных озер, искусственных водоемов. Реки Западного Казахстана принадлежат к внутренним замкнутым бассейнам Каспийского и Аральского морей.

Характерной особенностью рассматриваемого региона является то, что, несмотря на сравнительно небольшую территорию, все реки берут начало в ее пределах, за исключением рек Урал и Улькаяк. В северо-западной, наиболее обводненной, части региона сосредоточены крупные реки  и временные водотоки длиной 10 км и более [7]. Они образуются в процессе стекания дождевых и талых вод в водоемы и понижения рельефа, происходящего как на земной поверхности, так и из подземного стока. К большим рекам, протекающим по нескольким географическим зонам и имеющим большую площадь бассейна, относятся Урал, Эмба, Тургай. К малым рекам, расположенным в пределах одной географической зоны и имеющим площадь бассейна не менее 50 км2, отнесены: Илек, Утва, Барбастау, Деркул, Чаган, Большой Узень, Малый Узень, Багырдай, Кушум, Малая Анката, Большая Анката, Калдыгайты, Булдурты, Оленты, Уил, Орь, Сагиз и др. Судоходна только р. Урал.

По условиям протекания все реки Западного Казахстана относятся к равнинным. Исключение составляет только отрезок р. Урал от северной границы региона до п. Кушум в Западно-Казахстанской области (здесь заканчивается перенос гальки из-за понижения скоростных характеристик), где она носит частично горный характер. По источникам питания все реки преимущественно снегового питания, по водному режиму это реки с весенним половодьем. По степени устойчивости русла все реки устойчивые – имеют четко выраженное сформированное самим потоком русло. По ледовому режиму реки региона – замерзающие.

Главной водной артерией региона является р. Урал и его бассейн складывается из рек, стекающих с Общего Сырта (Ембулатовка, Быковка, Рубежка, Чаган с Деркулом), рек, стекающих с Подуральского плато (Илек, Утва, Барбасту, Солянка; последняя вытекает из оз. Челкар, в которое выпадают реки Малая Анката и Большая Анката (с притоком Купер-анката). Река Урал имеет длину в пределах Казахстана 1082 км, площадь бассейна – 231 тыс. км2. Воды р. Урала и его притоков уходят в Каспийское море – в один из главных приемников бессточного бассейна Евразиатского материка.

Притоки р. Урал, формирующие сток на Подуральском плато имеют хорошие условия дренирования подземных вод. Величина меженного стока составляет до 20% годового, в том числе в зимний сезон – до 5%. Основная часть стока на реках бессточных бассейнов западной части региона проходит в период весеннего половодья. Доля меженного стока на отдельных водотоках не превышает 5% годового, а после выхода их на Прикаспийскую низменность, где практически отсутствует грунтовое питание, весенний сток обычно равен годовому.

В формировании ресурсов поверхностных вод на рассматриваемой территории весеннее половодье играет главную роль, так как объем стока за этот период повсеместно составляет более 60% годового, возрастая до 98-100% в зоне пустыни. В отдельные годы указанные соотношения могут изменяться в довольно широких пределах. В засушливых районах соотношение между весенним и осенним стоком более устойчиво. Средняя продолжительность половодья на малых реках колеблется от 20 дней до 80. Наиболее длительным половодье бывает на р. Урал – от 74 до 148 дней. Максимум половодья на р. Урал наблюдается в первых числах апреля (в г. Уральске средний срок пика половодья – 15 апреля). Ранняя дата максимума отмечена 2 апреля 1947г., поздняя – 25 мая 1958 г. [6, с.27].

Эмба – вторая после Урала по величине река Западного Казахстана, длиной 712 км, берет начало из родников западных склонов Мугоджарских гор. В нижнем течении множество  соров, солончаков  и озер-стариц. Воды Эмбы до Каспийского моря не доходят, летом река сильно мелеет и теряется в песках. Сагиз имеет длину 511 км, площадь бассейна 19400 км2. В верховьях и низовьях летом река пересыхает и разбивается на отдельные плесы с солоноватой водой. Сагиз берет начало на Подуральском плато и доходит до солончаковой Прикаспийской низменности [8, с .48].

Большой Узень и Малый Узень протекают на границе Казахстана с Россией. Длина Большой Узени равна 650 км, площадь бассейна 15600 км2; Малой Узени соответственно 638 км и 18250 км2. Обе реки впадают в бессточные Камыш-Самарские озера. Иргиз является правым притоком Тургая. Его длина 593 км, площадь бассейна – 31600 км2. Река берет начало с восточных склонов Мугоджар [8, с. 63]. Река Уил протекает по территории региона на протяжении 522 км. Русло извилистое, неустойчивое, шириной 50-60 м, местами до 100-160 м.

Характер гидрографической сети, режим и сток рек Западного Казахстана существенно зависят от широтной зональности климата и ландшафтов. В связи с дефицитом влаги, особенно в пустынных районах, поверхностный сток мал, речная сеть разрежена, а реки маловодны. С ландшафтно-климатической зональностью связана неравномерность густоты речной сети. В степной зоне она равна 0,1-0,5 км/км2, в пустыне – снижается до 2 м/км2 и даже до 0 [9, с. 79].

Археологические объекты II тыс. н.э. размещены по территории Западного Казахстана крайне неравномерно. Общее число памятников позднего средневековья достаточно для построения историко-культурных реконструкций [2]. Наиболее многочисленной группой являются захоронения кочевой части населения, расположенные под курганными насыпями. Определенное место занимают следы оседлого населения в виде небольших поселений и городищ. Локализацией известных И.А. Кастанье поселений и городищ занимался В.Л. Егоров, подчеркивавший возможность обнаружения поселенческих памятников на Уиле и Кобде [4, c. 127-128]. Вопросами локализации и размещения памятников кочевых группировок занимался В.А. Кригер [5, с.159-161], результаты его картографического анализа представляют репрезентативное и обширное исследование, своего рода фундамент для определения дальнейших направлений исследовательской работы.

Наиболее крупным и известным объектом  оседлого населения является городище Сарайчик, активно исследовавшееся с середины 90-х годов ХХ века,  по результатам исследования которого на сегодняшний день выпущено несколько обобщающих работ. Еще одним поселением, приуроченным к бассейну Урала, изучение которого началось с 2001 года, с момента обнаружения, является городище Жайык [1], отождествленное как «Шакафни» на карте Дженкинсона. Небольшие раскопочные работы проводились на городище Узени, обнаруженном в месте наибольшего сближения Большого и Малого Узеней, а также на поселении в бассейне Большой Кобды.

На данный момент поселенческие памятники проходят стадию локализации и идентификации по мере их выявления. В пользу присутствия поселенческих памятников говорит распространенность золотоордынских мавзолеев, построенных из стандартного для позднего средневековья кирпича. Изготовление высококачественного кирпича и сами архитектурные традиции не являются порождениями кочевой степи.  В данном случае наблюдается влияние аспектов не только природно-географического характера, но и факторов политического характера.

Территория Западного Казахстана, была слабозаселенной в предмонгольское время – XI-XII вв. Памятники этого периода, обнаруженные в регионе, носят единичный характер, что хорошо известно исследователям. Данная ситуация вероятно возникла из очередной волны аридизации в регионе [3, с. 40-41]. Вероятно, вместе с факторами природно-географического порядка сработали аспекты военно-политического и экономического характера. Группы населения из Центрального и Восточного Казахстана, объединенные в составе кыпчако-кимакского образования, продвинулись из западно-казахстанского региона далее по двум векторам, к границам Киевской Руси и государству Хорезмшахов, о чем свидетельствуют многочисленные источники.

Иная ситуация прослеживается в XIII-XIV вв., количество погребений в рассматриваемом регионе резко возрастает, появляются поселенческие памятники, могильники переселенных групп населения (Мокринский), с сильно отличающимися от основной массы чертами в погребальном обряде. Объяснением этому может служить переселенческая политика, проводившаяся монголами и привязанная к улусной системе. Эксплуатировавшееся население, поставлявшее людей в воинские соединения и продукты скотоводческого хозяйства, подвергалось контролю, должно было проживать на отведенных территориях, закрепленных за тем или иным правителем местного масштаба, несущим соответствующую повинность перед своим сюзереном.

Расположение археологических объектов кочевого и оседлого населения позднего средневековья в Западном Казахстане приурочено к комфортным экологическим нишам, что подтверждается данными картографирования памятников. В первую очередь, это зона среднего и нижнего течения Урала. Насыщенную памятниками зону образуют Большой и Малый Узени в среднем и нижнем течении. Причем этот локальный микрорайон дает памятники по всем периодам эпохи средневековья, что говорит о его привлекательности для кочевого населения вне зависимости от коллизий природного или политического характера. Сходными чертами обладает Уило-Кобдинский микрорайон, на территории которого обнаружены яркие и неординарные комплексы развитого и позднего средневековья. Новые памятники были обнаружены в результате разведочных мероприятий в 2014 г. в Темиро-Эмбенском микрорайоне. Однако этот микрорайон, также как Орь-Иргизский, в плане расположения памятников эпохи средневековья пока остается «terra incognita» и, соответственно, важным направлением для сосредоточения усилий исследовательского поиска. Комфортным регионом, хорошо изученным к данному времени, является среднее течение Илека в районе впадения Жаксы-Каргалы.

Дальнейшее изучение памятников кочевого и оседлого населения, необходимо вести с позиций сравнительного анализа между археологическими комплексами вышеуказанных микрорайонов. Разнообразие природно-географических условий Западного Казахстана, являвшееся определенным историческим фоном для событий позднего средневековья, позволяет говорить о перспективности намеченных исследований. 

Работа выполнена при поддержке гранта 2985/ГФ4 МОН РК «Динамика формирования культур и миграционные процессы эпохи раннего железного века и средневековья Приаральско-Мугалжарского региона». 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Байпаков К.М., Смагулов Е.А., Ахатов Г.А. Средневековое городище Жайык. Алматы: «Credo» 2005. 221 с.
  2. Бисембаев А.А. Картографический анализ памятников средневековых кочевников Западного Казахстана // Степи Северной Евразии. Эталонные степные ландшафты: проблемы охраны, экологической реставрации использования. Материалы III Международного симпозиума. Оренбург, 2003. С. 87-90.
  3. Гумилев Л.Н. История колебаний уровня Каспия за 2000 лет (с IV в. до н.э. до XVI в. н.э.) // Колебания увлажненности Арало-Каспийского региона в голоцене. М., 1980.
  4. Егоров В.Л. Историческая география Золотой Орды в XIII-XIV вв. М.: «Либроком», 2009. 248 с.
  5. Кригер В.А. Кочевники Западного Казахстана и сопредельных территорий в средние века (X-XIV вв.). Уральск, 2012. 200 с.
  6. Природно-ресурсный потенциал и проектируемые объекты природно-заповедного фонда Западно-Казахстанской области. Уральск: Западно-Казахстанский гуманитарный университет им. А.С. Пушкина, 1998. 174 с.
  7. Ресурсы поверхностных вод СССР / под ред. Протасьева М.С. Л.: Гидрометеоиздат, 1966. Т. 12. Нижнее Поволжье и Западный Казахстан. Вып. 3. Актюбинская область. С. 7-24.
  8. Стесин Л. Б., Мальцев С. Н. Голубые дороги. Алма-Ата: Казахстан, 1983. С. 47-64.
  9. Физическая география Республики Казахстан / под ред. Джаналиевой Г.М. Алматы: Ќазаќ университетi, 1998, 265 с.