НАШЕСТВИЕ САРАНЧОВЫХ В КАЗАХСТАНЕ И ПРЕВЕНТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ
LOCUST OUTBREAK IN KAZAKHSTAN AND THE PREVENTIVE STRATEGY IN THE PROBLEM SOLUTION
В.К. Ажбенов1, Н.В. Костюченков1, М.Ж. Нурушев2, Г.Н. Кадисова3, С.С. Кайрушев1
V.K. Azhbenov1, N.V. Kostyuchenkov1, M.Zh. Nurushev2, G.N. Kadisova3, S.S. Kairushev1
1Казахский агротехнический университет им. С. Сейфуллина
(Казахстан, г. Астана, пр-т Победы, 62)
2Евразийский Национальный Университет им. Л.Н. Гумилева
(Казахстан, 010000, г. Астана, ул. Сатпаева, 2)
3Западно-Казахстанский государственный университет им. М. Утемисова
(Казахстан, г. Уральск, пр-т Достык, 137)
1S. Seyfullin Kazakh agrotechnical university (Kazakhstan, Astana, Pobedy Ave. 62)
2L.N. Gumilyov Eurasian National University (Kazakhstan, 010000, Astana, Satpaeva Str. 2)
3M. Utemisov West Kazakhstan state university (Kazakhstan, Uralsk, Dostyk Ave. 137)
e-mail: 1azhbenow@mail.ru
Азиатская, итальянская и марокскская саранча представляют особую опасность сельскохозяйственным угодьям. Анализ существующих методов химической обработки на больших площадях вспышки саранчи, дестабилизируют экологическую ситуацию. Как альтернатива предложен превентивный подход, гарантирующее долгосрочное стабильное решение проблемы саранчи. Эта стратегия – результат многолетних исследований авторов, которое имеет научное обоснование, результат подтвержден обширной практикой.
Particularly hazardous is Asian, Italian and Moroccan locusts. Areas of mass reproduction are located in many regions of the country. The analysis of the existing methods for massive chemical treatments over large areas in the midst of outbreak of locusts destabilizing the ecological situation have been carried out. As an alternative a proactive approach, ensuring long-term sustainable solution to the locust problem was proposed. This strategy is the result of many years of research, which has a solid scientific basis, and confirmed by extensive practice.
Внезапные и масштабные массовые перелеты саранчовых вредителей в Казахстане наблюдались с давних времен. Опустошительные вспышки массового размножения и миграции этих насекомых имеют характер неожиданных вторжений огромных стай, насчитывающих десятки и сотни миллионов особей, которые приводили к подлинным стихийным бедствиям, к голоду тысяч людей. В современных условиях нашествия саранчовых чреваты самыми катастрофическими последствиями для агропромышленного комплекса и экономики страны в целом, оказывают сильное воздействие на фитосанитарную и продовольственную безопасность [1-8].
Саранчовые насекомые ассоциируются многими как опаснейшие вредители, только уничтожающие урожай. В действительности саранча в естественных условиях является важнейшим и неотъемлемым компонентом экосистем для поддержания устойчивости степей и их функционирования. Сами саранчовые являются пищей для самых разных животных – от круглых червей до птиц и млекопитающих. В некоторых районах люди также используют саранчовых как пищу: 150 особей крупной саранчи достаточно для покрытия всей дневной потребности человека в белках и 10% необходимой энергии [4].
Если же человек коренным образом изменяет степные ландшафты, преобразовывают агроландшафты, то возникают благоприятные условия для резкого нарастания численности и развития вспышек стадных видов саранчовых. Подобные флуктуации численности приводят к изменению морфологических, физиологических и поведенческих характеристик одного и того же вида. Саранча переходит в так называемую стадную фазу, образующую большие скопления личинок и способную на миграции стаями на большие расстояния. Изменение плотности популяций, таким образом, приводит в свою очередь к трансформации фаз [9-12]. Саранча в стадной фазе в состоянии уничтожить тысячи и тысячи тонн растений в день, что ставит ее наряду с засухой, пожарами и прочими стихийными бедствиями – основными рисками в сельском хозяйстве.
Предотвращение массового размножения саранчовых тесно связано с решением таких глобальных проблем, как потепление климата, снижение антропогенного прессинга, борьба с опустыниванием и восстановление биологического разнообразия. Актуальной проблемой является высокая угроза стадных видов: итальянской саранчи Calliptamus italicus L., азиатской саранчи Locusta migratoria migratoria L., мароккской саранчи Dociostaurus maroccanus Thunb. Ареал обитания этих видов в последние годы существенно расширился, а их экономическое значение остается высокой [3, 6-8].
К антропогенным влияниям, изменениям климата в целом и глобальному потеплению в частности оказались наиболее уязвимы экосистемы стран сухого и засушливого климата, в том числе Казахстана. На рубеже тысячелетий опустошительные вспышки саранчовых охватили страны Африки, Австралии, Южной Америки и Юго-Восточной Азии. Одним из мощных проявлений этого природного явления стали вспышки массового размножения и миграции стадных саранчовых в Казахстане в 1997-2003 и 2012-2014 гг. [1-8].
По масштабности и нашествию массовое размножение и миграции саранчовых 1997-2003 гг., следует считать одним из крупнейших за последние 50 лет. В течение 1997-1998 гг. наблюдались миграции кулиг и стай азиатской саранчи в Восточно-Казахстанской, Жамбылской и Алматинской областях, мароккской саранчи в Южно-Казахстанской области, итальянского пруса в Актюбинской, Атырауской, Западно-Казахстанской, Павлодарской, Восточно-Казахстанской и Акмолинской областях. Однако они оставались локальными. Пик размножения пришелся на 1999 год, когда в кулигах численность личинок достигала 3000-5000 экз. на кв. м., дальние миграции стадных саранчовых, особенно итальянского пруса, приняли массовый характер и охватили громадное пространство Казахстана (около 140 млн га) и территорий Российской Федерации [1-8].
Основные очаги стадных саранчовых сформировались на разновозрастных залежах и бросовых землях, возникших из-за вывода из обработки огромных площадей пахотных земель. Их основной массив сосредоточен в отдаленных, практически труднодоступных территориях: в Рынпесках, в песках Тайсойган, Большие Барсуки, Айыркум, Сарыесикатыраукум. Значительный массив сосредоточен по водным берегам Каспийского моря, в системе Камыш-Самарских озер, в зарослях рек Сыр-Дарья, Урал, Торгай, Иргиз, Чу, озер Балхаш, Сасыкколь, Алаколь, куда весьма сложно добраться, тем более провести мероприятия по ее уничтожению. Были отмечены многочисленные миграции и залеты саранчи из очагов приграничных территории на расстояния до 1000-1200 км [1, 3, 8].
Нашествие саранчовых нанесло значительные повреждения сельскохозяйственным угодьям, а урожай зерновых на 220 тыс. га был уничтожен. На сенокосах, повреждения травостоя напоминают последствия стихийного бедствия. Кроме того, были повреждены зерновые и овощные культуры, подсолнечник, гречиха, картофель, посевы житняка. Общая сумма ущерба, понесенного сельским хозяйством в 1999 году от саранчи оценивается в сумму около 2,5 млрд тенге (1$=131 тенге) [1, 3, 8].
Нами были приняты беспрецедентные меры методом массированной химической обработки на площади 14,1 млн га в течение 2000-2002 гг. Использован агротехнический метод обработки на 5 млн га, что привело к ограничению распространения саранчи. Объемы химических обработок в последующем уменьшились, так в 2003 году обработаны 601,5 тыс. га, в 2004 г. – 506 тыс. га. С 2005 года число и ареал распространения саранчовых возросло, площади обработок увеличились. Так, в последние годы масштабы обработки возросли в 7,3-8,4 раза и достигли к 2013 году 3 млн 678,3 тыс. га, а к 2014 году – 4 млн 246,3 тыс. га. Несмотря на массированные химические обработки, численность саранчи увеличивается. С 2012 года резко ухудшилась фитосанитарная ситуация по саранчовым вредителям [8, 13-18].
Установлено, что в приграничных территориях Западно-Казахстанской и Актюбинской областей численность личинок саранчи в 2012 году возросла в 20-40 раз и появились площади под обработку, хотя эти районы еще в 2011 году были свободными от саранчи. Данное обстоятельство было вызвано массовыми миграциями саранчи из приграничных территорий Российской Федерации. По данным Россельхознадзора, засушливые явления последних лет в южной части России способствовали размножению саранчовых и переходу популяций к стадной фазе, способной к миграции на дальние расстояния. Во многих субъектах РФ в 2010-2012 гг. объявлялись чрезвычайные ситуации по саранче.
Причинами ухудшения саранчовой ситуации явились не только трансграничные залеты сформировавшихся стай из приграничных территорий Российской Федерации. Нами установлены территории массовых миграции и резервации саранчи (Рынпески, пески Тайсойган, Большие Барсуки, Айыркум, Мамытские пески, пески Айыркызыл и др.), являющиеся труднодоступными для проведения наземного обследования.
Серьезные упущения в организации противосаранчовой борьбы в 2012 году привели к снижению эффективности препаратов и резкому ухудшению саранчовой ситуации. Кроме того, заселенные саранчовыми в высокой степени отдельные участки остались не обработанными, что вызвало миграции формировавшихся стаи и массовое заселение новых территорий. Саранча окрылилась, сформировавшие стаи стали мигрировать и заселять новые территории в Атырауской, Западно-Казахстанской, Актюбинской, Кзыл-Ординской и Костанайской областях, в Жаркаинском и Есильском районах Акмолинской области. Залет саранчи изменил фитосанитарную обстановку в заселяемых очагах, так как прилетевшие в массе саранчовые насекомые оставили свое потомство. При почвенных раскопках осенью 2012 года насчитывали более 100 кубышек на 1 м2, а исключительно высокая плотность: более 2000-4000 кубышек на 1 м2 была выявлена в Актюбинской и Костанайской областях [3, 13-18].
Анализ противосаранчовых компаний в Казахстане в 1997-2003 и 2012-2014 гг. показывает, что технология, основанная на массированном применении химических средств, в разгар миграции опасных вредителей требует громадных расходов, дестабилизируют экологическую ситуацию, увеличивают пестицидную нагрузку на экосистемы. Недостатком такого подхода является проведение истребительных мер в режиме «тушения пожара», в то же время начальные этапы накопления саранчи в первичных очагах и труднодоступных территориях, остаются незамеченными.
Основанная на массированном применении химических средств, традиционная технология, наряду с результатами снижения численности вредителей в год применения, имеет серьезные отрицательные последствия:
- эффективность традиционной технологии массированного применения химических средств низка и не обеспечивает подавления опасных вредителей;
- за счет истребления естественных врагов и природных эпизоотий растягиваются продолжительность массового размножения саранчовых;
- оставление огрехов становится фактором формирования мигрирующихся стай и заселения ими новых территории;
- фактором риска нашествия является отсутствие фитосанитарного контроля в первичных очагах (труднодоступных территориях);
- массированное применение химических средств увеличивает пестицидную нагрузку на экосистемы.
Единственно возможной альтернативой на сегодня массированным химическим обработкам на огромных территориях в разгар вспышки является превентивная стратегия, обеспечивающая по оценке Продовольственной и Сельскохозяйственной Организации Объединенных Наций (ФАО ООН), долгосрочное устойчивое решение саранчовой проблемы. Превентивная стратегия основана на эффективном мониторинге мест обитания саранчи. Особенно существенны меры во время важных периодов ее годичного цикла в целях раннего обнаружения подъема численности и изменения поведения, что обеспечивает адекватное раннее оповещение и действенное реагирование, направленное на снижение частоты и интенсивности локальных саранчовых вспышек, предотвращение их в крупные масштабные вспышки [3, 13-18].
Внедрение на практике превентивной стратегии ФАО ООН дает следующие сравнительные преимущества [18].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: