МАРШРУТ И ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ ИБН ФАДЛАНА ПО СТЕПЯМ ОТ УСТЮРТА ДО ВОЛГИ (X ВЕК)
ROUTE AND TIMETABLE OF IBN FADLAN’S MOVEMENT ON THE STEPPES FROM USTYURT PLATEAU TO THE VOLGA RIVER (X CENTURY)
В.П. Путенихин
V.P. Putenikhin
Ботанический сад-институт Уфимского НЦ РАН
(Россия, 450080, г. Уфа, ул. Менделеева, 195, корп. 3)
Botanical Garden-Institute of Ufa Sci. Center of Russian Acad. Sci.
(Russia, 450080, Ufa, Mendeleyeva St., 195, build. 3)
e-mail: vpp99@mail.ru
Рассмотрен график движения арабского посольства во главе с Ахмедом Ибн Фадланом в 922 году по маршруту от плато Устюрт до Волги. Показано, что встреча с племенем гузов состоялась 22 марта, переправа через реку Урал – 23 апреля, встреча с башкирами – 3 мая. После прибытия к булгарам (12 мая) арабские путешественники оставались в Волжско-Камской Булгарии примерно до начала сентября. Затем они отправились вниз по Волге в столицу хазар Итиль и через Каспий вернулись в Багдад около середины ноября 922 г.
The timetable of Arab ambassadorial mission headed by Ahmed Ibn Fadlan in 922 on the route from Ustyurt Plateau to the Volga is considered. It is shown that meeting with the tribe of Guzz took place on March 22, crossing Ural river – on April 23, meeting with Bashkirs – on May 3. After arrival to Bulgarians (on May 12) Arabian travelers remained in the Volga-Kama Bulgaria until the beginning of September. After that they went down the Volga to Khazar capital – City of Itil, and across the Caspian sea returned to City of Bagdad in mid-November, 922.
Арабская дипломатическая миссия в страну Волжско-Камский булгар – одно из самых знаменитых путешествий раннего Средневековья [4, 7]. Секретарем и фактическим руководителем посольства был Ахмед Ибн Фадлан, написавший по возвращении в Багдад книгу-отчет о путешествии на основе своих путевых заметок. Отчет представляет собой выдающееся географическое произведение, содержащие первые подробные сведения об образе жизни, экономике, быте, религиозных верованиях и обрядах многих народов, живших между Волгой, Уралом, Каспием и Аралом в начале X века. Отметим, что после этого события мусульманство, являвшееся государственной религией в Арабском халифате, прочно укореняется в Среднем Поволжье, а затем и на Южном Урале, формируя здесь самый северный анклав ислама.
Отчет Ибн Фадлана содержит обширную информацию о природных особенностях посещенных стран. Секретарь посольства отмечает в своем дневнике все географические пункты на маршруте, иногда сообщает даты их прохождения, время в пути или расстояние между ними, указывает продолжительность стоянок. Эти подробности позволили исследователям достаточно точно восстановить маршрут посольства [1-3]. Самое интересное состояло в том, что наименования многих географических объектов, в первую очередь рек Волго-Урало-Каспийского региона, зафиксированные Ибн Фадланом, оказались вполне созвучны современным названиям.
В данном сообщении мы практически не привносим ничего нового в маршрут движения арабской экспедиции (исключая единичные моменты). Однако, используя хронометраж отдельных этапов и некоторые даты, мы попытаемся воссоздать приблизительный график движения арабской экспедиции. В таблице приведен весь маршрут с момента отправления из «Города мира» – Багдада (21 июня 921 года) и до возвращения. Мы же начнем краткое рассмотрение пути, начиная от города Джурджании (Куня-Ургенча) в низовьях Амударьи, где экспедиция провела зимовку. Караван из верблюдов и лошадей, включавший, по нашему мнению, не более 50 человек, вышел из Джурджании 4 марта 922 г. – эту дату Ибн Фадлан указал точно. К вечеру того же дня арабы вступили в крепость Замджан. Указанный пункт, как нам кажется, можно географически соотнести с современным поселением Кунград, сразу за которым начинается подъем на плато Устюрт. Данная местность определена ибн Фадланом как «степь – пустыня без единой горы», что вполне отвечает геоморфологическому устройству поверхности Устюрта.
На следующий день, пройдя опять около 30 км, путники достигли местечка Джит в южной части плато, где остановились на двухдневный отдых. 8 марта 922 г. караван отправился в дальнейший путь (погода, по описанию Ибн Фадлана, была снежной и холодной, и путники испытывали большие лишения). Через 15 дней, по сообщению автора отчета, караван добрался до «горы с множеством камней». Исследователями этот район идентифицируется как Северный Чинок Устюрта – крутой северный уступ плато, за которым начинается Прикаспийская низменность. По Устюрту караван прошел около 430 км (в среднем по 29 км в день).
Таблица
Маршрутный лист экспедиции Ибн Фадлана
Географический пункт |
Идентификация |
Дата |
Задержки в |
Дата от- |
Расстояние до следующего |
|
|
(местонахождение) |
прибытия |
пунктах |
правления |
пункта |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
«Город Мира» |
Багдад |
Исходный пункт маршрута |
21.06.921 |
Ок. 107 дней с длительными задержками в пути (ок. 2200 км) |
||
Бухара |
Бухара |
Ок. 5.10.921
|
Остановка на 28 дней |
3.11.921 |
Ок. 15 дней по суше и по р. Амударья (660 км) |
|
Город Джурджания |
Куня-Ургенч (Старый Ургенч) |
Ок. 17.11.921 |
Зимовка более 3,5 мес. |
4.03.922 |
1 день (ок. 30 км) |
|
Крепость Замджан, или «Врата тюрков» на входе в «Степь – пустыню без единой горы» |
Окрестности г. Кунград на подходе к плато Устюрт |
4.03.922 |
- |
5.03.922 |
1 день (ок. 30 км) |
|
«Остановка» Джит |
В южной части Устюрта |
5.03.922
|
2 дня отдыха |
8.03.922 |
15 дней (ок. 430 км) |
|
«Гора с множеством камней» |
Северный Чинок (уступ) Устюрта |
22.03.922 |
7 дней у гузов между «Горой» и р. Йаганды |
- |
- |
|
Река Йаганды |
Река Чеган |
|
|
30.03.922 |
4 дня (122 км) |
|
Река Джам |
Река Эмба |
2.04.922 |
- |
3.04.922 |
4 дня (129 км) |
|
Река Джахыш |
Река Сагиз |
6.04.922 |
- |
7.04.922 |
3 дня (99 км) |
|
Река Узил |
Река Уил |
9.04.922 |
- |
10.04.922 |
3 дня (81 км) |
|
Река «Эрдэн» |
Река Калдыгайты |
12.04.922 |
- |
13.04.922 |
3 дня (85 км) |
|
Река «Варыш» |
Река Оленты |
15.04.922 |
- |
16.04.922 |
2 дня (45 км) |
|
Река Анхаты |
Река Большая, или Южная Анкаты |
17.04.922 |
- |
18.04.922 |
1 день (25 км) |
|
«Вода, похожая на настоящее море» |
Озеро Шалкар (Чолкар) |
18.04.922 |
1 день у печенегов |
20.04.922 |
2 дня (73 км) |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Река «Вабна» |
Река Барбастау (наша интерпретация взамен р. Малая Анкаты) |
21.04.922 |
- |
22.04.922 |
1 день (20 км) |
|
Река Джайх |
Река Урал (Яик) в районе Уральска |
22.04.922 |
- |
23.04.922 |
1 день, включая утреннюю переправу через Джайх (15 км) |
|
Река Джаха |
Река Чаган (Шаган) |
23.04.922 |
- |
24.04.922 |
3 дня (96 км) |
|
Река Ирхиз |
Река Большой Иргиз |
26.04.922 |
- |
27.04.922 |
1 день (39 км) |
|
Река Бачаг |
Река Моча |
27.04.922 |
- |
28.04.922 |
1 день (33 км) |
|
Река Самур |
Река Самара |
28.04.922 |
- |
29.04.922 |
1 день (30 км) |
|
Река Кинал |
Река Кинель |
29.04.922 |
- |
30.04.922 |
2 дня (49 км) |
|
Река Сух |
Река Сок |
1.05.922 |
- |
2.05.922 |
1 день (30 км) |
|
Река Кюнджюлю |
Река Кондурча |
3.05.922 |
- |
4.05.922 |
3 дня (83 км) |
|
Река Джарамсан |
Река Большой Черемшан |
6.05.922 |
- |
7.05.922 |
2 дня (61 км) |
|
Река Уран |
Река Урень |
8.05.922 |
- |
9.05.922 |
1 день (42 км) |
|
Река Урам |
Река Урым (Урем) |
9.05.922 |
- |
10.05.922 |
1 день (25 км) |
|
Река Байнах |
Река Майна |
10.05.922 |
- |
11.05.922 |
1 день (36 км) |
|
Река Ватыг |
Река Удг?, или Утка |
11.05.922 |
- |
12.05.922 |
1 день (24 км) |
|
«Хеллече – три озера» близ р. Атыл |
Село «Три озера» близ р. Волга |
12.05.922 |
Место назначения (окрестности средневекового Булгара – современного города Б?лгар) |
|||
Итого (от Багдада до Булгара с 3,5-месячной зимовкой в Ургенче) |
21.06.921 – 12.05.922 |
326 дней, т.е. 10 мес. 21 день (4592 км) |
||||
В т.ч. от Ургенча до Булгара |
4.03–12.05.922 |
70 дней, т.е. 2 мес. 9 дней (1732 км) |
||||
«Хеллече» |
Окрестности Булгара |
- |
- |
Нач. 09.922 |
20 дней от Булгара по реке Атыл к хазарам (ок. 1500 км) |
|
Город хазар на р. Атыл |
Город Итиль в низовьях Волги |
Посл. декада 09.922 |
Несколько дней |
Нач. 10.922 |
Ок. 15 дней по Каспию, ок. 25 дней по суше (ок. 2370 км) |
|
«Город Мира» |
Багдад |
Ок. сер. 11.922 |
Завершение маршрута |
|||
Итого: Багдад – Ургенч – Булгар – Итиль – Багдад |
21.06.921 – сер. 11.922 |
Ок. 1 года и 5 мес. (8466 км) |
||||
Спустившись с Устюрта, 22 марта 922 г. арабы встретились с тюркским племенем гузов, в расположении которых были вынуждены задержаться на неделю. Эти 7 дней на берегу реки Йаганды были не самыми лучшими в жизни арабов. Старейшины гузов долго совещались по поводу того, что делать с незванными гостями. Предложение «разрезать их на куски», а имущество «раздать» рассматривалось как самое предпочтительное. В конце концов, арабов, уже попрощавшихся с жизнью, отпустили восвояси. 30 марта путники спешно покинули долину Йаганды и устремились на северо-запад. Реку Йаганды, в которой обоснованно видят речку Чеган, протекающую у подножия Устюрта, а также почти все последующие реки, Ибн Фадлан характеризует как полноводные. В действительности, большинство этих рек – небольшие и пересыхающие в летний период. Просто в 922 г. арабская экспедиция проходила их в пик половодья.
Дальнейший хронометраж пути у Ибн Фадлана почти отсутствует, но зато перечисляются все реки на пути следования (см. табл.). Так, 2 апреля экспедиция прибыла на Джам-Эмбу, переправилась через нее и заночевала. 18 апреля арабы встретились с печенегами у озера Шалкар – «воды, похожей на настоящее море». 22 апреля они вышли к Джайху-Уралу в районе излучины у современного Уральска. Затем, преодолев несколько разлившихся рек (в т.ч. Большой Иргиз-Ирхиз – 26 апреля, Самару-Самур – 28 апреля), 3 мая караван прибыл к реке Кюнджюлю-Кондурча, где встретился с пограничным отрядом башкир [5]. Вечер с 3 на 4 мая 922 г. был для Ибн Фадлана и современной науки весьма плодотворным: путешественник записал много ценных сведений о жизни башкир, в том числе знаменитую легенду о журавлях. Наконец, 12 мая 922 г. – эту дату называет сам Ибн Фадлан – арабское посольство прибыло в ставку булгарского хана Алмуша в местечке Хеллече. Данный пункт, интерпретируемый А.П. Ковалевским [3] как «три озера», находился в 6 км от Атыла-Волги. Крупную пристань на Волге, где Ибн Фадлан побывал по крайне мере дважды, окружали многочисленные деревянные дома, здесь располагался большой рынок, а также мечеть. Эти сведения можно считать первым известием о городе Булгаре на Волге [6]. На весь путь от Ургенча до Булгара арабы потратили ровно 70 дней, пройдя за это время более 1700 км. Кроме Булгара, Ибн Фадлан побывал на р. Нийасна (возможно, р. Неясловка) и на р. Джавшыр (Джавшыз); последнюю сейчас интерпретируют как Малый Шишеняк [2]. Возможно, во время совместной поездки арабов с ханом Алмушем на Джавшыр был заложен новый булгарский город Биляр.
Ибн Фадлан не сообщает о длительности нахождения посольства в стране булгар и обратном маршруте в Багдад. По нашим подсчетам арабы могли оставаться у булгар до начала сентября 922 г. Обратный путь А.П. Ковалевский [3] проводит по уже пройденному маршруту, но нам это заключение представляется неубедительным. Поставим себя на место Ибн Фадлана и его спутников. На пристани в Булгаре мы узнаём, что отсюда на торговом судне легко можно добраться до столицы хазар – города Итиля на Нижней Волге. Оттуда по Каспию всего лишь за 15 дней на попутном корабле доплываем до южного побережья моря... А там уже Халифат, и до Багдада рукой подать! И тут вспоминается уже пройденный тяжелейший маршрут, особенно, задержка у злополучных гузов – перспектива вновь повстречаться с ними совсем не радует. Так что вперед на корабль... Возможно, уже в конце сентября, после 20-дневного путешествия по Волге, арабы прибыли в хазарский Итиль. Из-за недостатка времени Ибн Фадлан дает лишь краткое описание города и страны хазар: вероятно, подвернулось попутное судно, срочно отправлявшееся в плавание по Каспию. Оценка расстояний показывает, что во второй половине ноября 922 г., спустя год и 5 месяцев, Ибн Фадлан мог вернуться домой. Сразу после возвращения он засел за отчет и спустя какое-то время представил его халифу ал-Муктадиру. Здесь мы находим ключевое подтверждение тому, что арабские посланники не возвращались домой через Казахстан и Среднюю Азию. Если бы арабы осенью 922 г. шли в Джурджанию, они не увидели бы тех полноводных рек, которые с трудом преодолевали весной во время паводка. Не вызывает сомнений, что Ахмед Ибн Фадлан обязательно отобразил бы это в своем отчете. Сего обстоятельства А.П. Ковалевский [3] не учел.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: